Проверка доз в жидких недозированных лекарственных формах, принимаемых ложками.

Алгоритм решения:

1. Находят врд и всд по Государственной фармакопее.

2. Определяют рд лекарственного вещества на 1 прием.

Для этого:

— устанавливают число приемов путем деления объема лекарствен­ной формы на объем ложки;

— объем столовой ложки 15 мл,

объем десертной ложки 10 мл,

объем чайной ложки 5 мл,

— находят рд лекарственного вещества путем деления его количества на число приемов.

3. Определяют сд лекарственного вещества. Для этого рд умножают на количество приемов в сутки.

4. Сравнивают найденные рд и сд с врд и всд.

5. В случае превышения рд и сд по сравнению с врд и всд исправляют рд и сд. Рассчитывают количество лекарственного вещества, которое необходимо взять для приготовления лекарственной формы. Для этого ум­ножают рд лекарственного вещества на число приемов лекарственной формы.

Пример № 3.

Возьми: Кодеина фосфата 0,2

Натрия гидрокарбоната

Натрия бензоата по 0,4

Воды дистиллированной 200 мл

Сиропа сахарного 20 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке

3 раза в день ребенку 2-х лет.

1. врд кодеина фосфата для ребенка 2-х лет равна 0,004; всд = 0,012

2. а) число приемов равно (200+20):15 = 14 приемов

б) рд кодеина фосфата равна 0,2:14=0,014

3. сд кодеина фосфата равна 0,014 х 3 = 0,042

4. рд и сд завышены.

5. Исправления рд: врд : 2 = 0,004:2 = 0,002

Исправленная сд равна 0,002 х 3 = 0,006

6. Количество кодеина фосфата для лекарственной формы составляет рд х число приемов:

0,002x14 = 0,028

Вид рецепта после исправления:

Возьми: Кодеина фосфата 0,028

Натрия гидрокарбоната

Натрия бензоата по 0,4

Воды дистиллированной 200 мл

Сиропа сахарного 20 мл

Смешай. Дай. Обозначь.

По 1 столовой ложке 3 раза в день.

Проверка доз сухих сильнодействующих или ядовитых веществ, выписанных в виде водных растворов, принимаемых каплями

Алгоритм решения

1. Находят врд и всд по Государственной фармакопее.

2. Определяют рд лекарственного вещества на 1 прием. Для этого: — устанавливают число приемов лекарственной формы путем деле­ния количества капель во всей лекарственной форме на число капель

одного приема. Для нахождения числа капель во всей лекарственной форме объем лекарственной формы в мл умножают на 20 (число капель в 1 мл воды);

— находят рд лекарственного вещества путем деления его количествана число приемов.

3. Определяют сд лекарственного вещества. Для этого рд умножают на количество приемов в сутки.

4. Сравнивают найденные рд и сд с врд и всд.

5. В случае превышения рд и сд по сравнению с врд и всд исправляют рд и сд. Рассчитывают количество препарата, которое необходимо взять для приготовления лекарственной формы. Для этого исправленную рд умножают на число приемов лекарственной формы.

Пример № 4.

Возьми: Омнопона 0,25

Воды дистиллированной 10,0

Смешай. Дай. Обозначь.

По 30 капель 3 раза в день.

1. врд омнопона равна 0,03; всд — 0,1

2. число капель во всей лекарственной форме равно 20x10 = 200 капель, число приемов лекарственной формы равно 200:30 = 6,6 = 7 приемов

3. рд омнопона равна 0,25 : 7 = 0,035 сд омнопона равна 0,035 х 3 = 0,105

4. рд и сд завышены без соответствующего оформления рецепта. Поэтому исправляют рд и сд.

5. Исправленная рд омнопона равна врд:2 = 0,03:2 =0,015

Исправленная сд равна 0,15 х 3 = 0,045

Для приготовления лекарственной формы необходимо взять:

рд х число приемов лекарственной формы = 0,015 х 7 = 0,105

Вид рецепта после исправления:

Возьми: Омнопона 0,105

Воды дистиллированной 10,0

Смешай. Дай. Обозначь. По 30 капель 3 раза в день.

Проверка доз жидких сильнодействующих или ядовитых веществ, вы­писанных в смеси с другими жидкостями и принимаемых каплями.

Алгоритм решения:

1. Находят врд и вед по Государственной фармакопее.

2. Определяют рд лекарственного вещества на 1 прием. Для этого:

— устанавливают число приемов лекарственной формы путем деле­ния количества капель во всей лекарственной форме на число капель одного приема. Количество капель во всей лекарственной форме равно сумме объемов жидких ингредиентов в каплях;

— находят рд лекарственного вещества путем деления его количества в каплях на число приемов лекарственной формы.

3. Определяют сд лекарственного вещества. Для этого рд умножают на количество приемов в сутки.

4. Сравнивают найденное рд и сд с врд и всд.

5. В случае превышения рд и сд по сравнению с врд и всд исправляют рд и сд.

Рассчитывают количество лекарственного вещества, которое необхо­димо взять для приготовления лекарственной формы.

Пример № 5.

Возьми: Настойки ландыша

Настойки валерианы по 10 мл

Настойки красавки 40 мл

Ментола 0,2

Смешай. Дай. Обозначь. По 40 капель 3 раза в день.

1. врд настойки красавки равна 23 капли, всд равна 70 капель.

2. Количество капель во всей лекарственной форме равно сумме ка­пель каждого из трех ингредиентов.

— 1 мл настойки ландыша — 50 капель

10мл —"— 500 —"—

— 1 мл настойки валерианы 51 капля

10мл—"— —510 —"—

— 1 мл настойки красавки — 44 капли

40мл —"— 1760 капель

Общее количество капель равно

500 + 510 + 1760 = 2770 капель

— Число приемов лекарственной формы равно

2770 :40 = 69

— рд настойки красавки равна

40x44 : 69 = 25

3. сд настойки красавки равна 25 х 3 = 75 капель

4. сд и рд завышены по сравнению с врд и всд

Исправленная рд равна 23:2=12,5 ~ 13

Исправленная сд равна 13 х 3 = 39 капель

— Затем надо изменить общее количество настойки красавки так, чтобы на 1 прием ее было 13 капель, то есть половина врд.

— В однократном приеме лекарственной формы смеси настоек вале­рианы и ландыша должно остаться: 40 — 25 = 15 капель, где 40 — дози­ровка лекарственной формы на 1 прием, 25 — дозировка настойки красавки по прописи. После исправления дозы настойки красавки лекар­ственной формы на 1 прием должно быть:

15 +13 = 28 капель

— Отсюда, количество настойки красавки в лекарственной форме определяют по пропорции:

13 капель настойки — 15 капель смеси настоек ландыша и валерианы

х мл - 20мл

х = 13x20 :15 =17мл

Вид рецепта после исправления:

Возьми: Настойки ландыша

Настойки валерианы по 10 мл

Настойки красавки 17 мл

Ментола 0,2

Смешай. Дай. Обозначь.

По 28 капель 3 раза в день.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Муравьев И. А. Технология лекарств. — М.: Медицина, 1980, т. 1. — С. 5 — 8, 14 — 15, 19 — 33.

2. Государственная фармакопея СССР. X изд.— М.: Медицина, 1968. — С. 10 — 19.

3. Государственная фармакопея СССР. XI изд.— М.: Медицина, вып. 1.— 1987. — 234 с; вып. 2. —1989.— 398с.

4. Руководство к лабораторным занятиям по аптечной технологии лекарственных форм. /Под ред. Т. С. Кондратьевой. — М.: Медицина, 1986. — С. 6 — 26.

5. Федеральный закон от 22 июня 1998г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах».

6.Справочник фармацевтического работника. 2008г.»Феникс».

Задание № 2. Ознакомьтесь с «Инструкцией по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)» и решите следующие задачи. Правильность выполнения задания № 2 сравните с этало­ном ответа к задаче №1.

1. В ассистентской комнате аптеки, в фасовочной, бухгалтерии, тор­говом зале, комнате отдыха, материальной комнате на подоконниках стоят цветы. Не нарушаются ли при этом требования приказа МЗ РФ № 309 от 21 октября 1997г?

Эталон ответа

Согласно требованиям приказа МЗ РФ № 309 от 21 октября 1997г в ассистентской ком­нате, фасовочной, материальной комнате разводить цветы запрещается.

2. Резиновые пробки были простерилизованы в биксе в соответствии с требованиями приказа МЗ РФ № 309 от 21 октября 1997г. Через час после начала работы с пробками с них были взяты смывы. При этом оказалось, что содержание микроорганизмов в смывах больше нормы. Каковы воз­можные пути загрязнения пробок?

3. Во время ремонта в аптеке стены фасовочной оклеили моющимися обоями светлого тона. Соответствует ли это требованиям, предъявляемым к аптечным помещениям?

4. Для удобства работы в ассистентской комнате на стенах развесили справочные таблицы и покрыли их целлофаном. Не противоречит ли это требованиям приказа МЗ РФ № 309 от 21 октября 1997г?

5. Изготовление лекарственных форм в аптеке производится с 8.00 до 20.00. Пол в ассистентской комнате моется ежедневно в 12.00. Оцените, как соблюдается санитарный режим в аптеке.

6. При проверке условий хранения лекарственных веществ в дефектарской комнате оказалось, что калия хлорид хранится в целлофановом пакете. Работники аптеки заявили, что они не нарушили правил хранения, по­скольку целлофан защищает порошок от пыли и влаги. Как Вы оценива­ете действия аптечных работников?

7. Перед началом смены фармацевт вскрыл банку со стерильной филь­тровальной бумагой, нарезал ее на куски требуемого размера, сложил фильтры обратно в банку и пользовался ими в течение смены. Как Вы оцениваете действия фармацевта?

8. Во время работы фармацевт протирал ручные весочки и горлышки штангласов личным полотенцем, которое выдается в начале каждой смены. Дайте оценку действиям фармацевта.

9. При проверке условий хранения аптечной посуды оказалось, что все баночки простерилизованы и хранятся в закрывающихся шкафах в от­крытом виде. Оцените, правильно ли хранится посуда.

10. При проведении санитарного дня в первый понедельник каждого месяца работники аптеки моют в производственных помещениях стены, двери, потолки, оборудование, шкафы. Все ли правильно делают работ­ники аптеки?

11. В начале смены ассистент обработал ручные весочки 50% этанолом. Допустимо ли это?

12. При проведении бактериологического анализа смыва с халата была обнаружена кишечная палочка. Укажите возможные пути грубого нарушения санитарного режима.

13. В течение смены фармацевт готовила раствор натрия бромида, мыла стены и окна, помогала в разгрузке товара, посетила в обеденный перерыв столовую, пила чай в комнате отдыха, ходила в материаль­ную за 50% раствором кальция хлорида, посетила семинар по повышению квалифика­ции. Когда фармацевт должна была снимать санитарную одежду?

14. В карманах халата фармацевта находились следующие предметы: авторучка, носовой платок, зеркало, губная помада, кошелек, упаковка таблеток от кашля. В чем состоит нарушение санитарного режима?

Задание № 3. Перепишите рецептурные прописи на латинском языке, укажите составные части рецепта и его оформление. Пра­вильность выполнения задания № 3 сравните с эталоном ответа к рецептурной прописи № 1.

1. Возьми: Папаверина 0,02

Фенобарбитала 0,01

Сахара 0,2

Смешай, чтобы образовался порошок.

Дай такие дозы числом 12.

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

Inscriptio Эталон ответа

Рецепт выписывается на бланке

формы №148-1/у-88

Штамп

лечебного

учреждения

Datum

Дата, ф., и., о. больного, 20 сентября 2009года

Возраст Колобова Виктория Викторовна, 30лет

Nomen aegroti

Ф., и., о. врача Беляева Ангелина Эдуардовна

Nomen medici

Basis

обращение Возьми: Phenobarbitali 0,01 } ОСНОВНЫЕ

Invocatio Papaverini 0,02 вещества

Sacchari 0,2 Constituens, corrigens

формообразующее и корригирующее

Subscribcio вещество

предписание Misce ut fiat pulvis

Da tales doses №12

сигнатура Signa По 1 порошку 3 раза в день.

Личная печать и подпись врача Печать для рецептов

Subscribcio medici

2. Возьми:

Камфоры 5,0

Скипидара 10,0

Жира свиного 20,0

Вазелина до 50,0

Дай. Обозначь. Втирать в суставы на ночь.

3. Возьми:

Кислоты аскорбиновой 0,05

Рибофлавина 0,001

Калия йодида 0,3

Глюкозы 0,2

Воды очищенной 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 2 капли в правый глаз 3 раза в день.

4. Возьми:

Эуфиллина 0,15

Папаверина гидрохлорида 0,02

Глюкозы 0,25

Смешай, пусть будет

порошок.

Дай такие дозы

числом 15

Обозначь. По 1 порошку

на ночь.

5. Возьми:

Раствора натрия бромида 2% - 200 мл

Настойки пустырника 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке перед сном.

6. Возьми:

Атропина сульфата 0,00001

Сахара 0,2

Смешай. Пусть будет порошок.

Дай такие дозы числом 10.

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

7. Возьми:

Терпингидрата 0,25

Натрия бснзоата 0,25

Сахара 0,25

Смешай, пусть будет порошок.

Дай такие дозы числом 15

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день.

8. Возьми: Анальгина

Калия иодида по 3,0

Адонизида 3 мл

Раствора глюкозы 20% - 200 мл

Смешай. Дай.

Обозначь. По 1 столовой ложке при болях.

9. Возьми:

Йода 5,0

Калия йодида 10,0

Воды очищенной 100 мл

Смешай. Дай. Обозначь. Для смазывания кожи.

10. Возьми:

Кокаина гидрохлорида 0,00002

Сахара 0,3

Смешай, пусть будет порошок.

Дай такие дозы числом 5.

Обозначь. По 1 порошку 1 раз в день.

12. Возьми:

Анестезина 0,25

Ментола 0,1

Вазелина 20,0

Смешай, пусть будет

мазь.

Дай. Обозначь. Мазь

для носа.

11. Возьми:

Ихтиола

Кислоты борной поровну по 0,25

Глицерино-желатиновой основы

сколько нужно.

Смешай, пусть будет шарик.

Дай такие дозы числом 10. Обозначь. По 1 шарику 2 раза в день.

5. Лабораторная работа студентов 5.1. Задания для выяснения исходного уровня знаний.

1. На бланках какой формы врач должен выписать лекарственные препараты, содержащие: фенобарбитал, спирт этиловый, раствор каль­ция хлорида 10%?

2. На бланках какой формы врач должен выписать лекарственные препараты для ребенка 2-х лет; инвалида Великой Отечественной войны и участника Великой Отечественной войны?

3. В аптеку поступил рецепт, выписанный на бланке формы 107-1/у, следующего состава: спирта этилового 70% - 50 мл, кислоты салициловой 0,5. Разрешается ли выписывать спирт этиловый 70% на рецептурных бланках формы 107-1/у?

4. В аптеку поступил рецепт, выписанный на бланке формы 107-1/у, на отпуск спирта этилового 40% за полную стоимость. При проверке рекви­зитов рецепта оказалось, что имеется штамп лечебного учреждения, под­пись врача, личная печать врача. Можно ли отпустить спирт этиловый по этому рецепту?

5. В аптеку поступил рецепт на отпуск глазных капель, содержащих атропина сульфат. При проверке реквизитов рецепта оказалось, что объ­ем капель исправлен с 10 мл на 20 мл. Как должен поступить провизор-технолог?

6. Определите, правильно ли указана врачом последовательность ин­гредиентов в рецепте:

Возьми: Натрия хлорида 0,07

Атропина сульфата 0,1

Воды очищенной 10 мл

7. При выписывании рецепта врач указал на русском языке дозу, частоту и время приема лекарственного средства. Правильно ли была выписана сигнатура рецепта?

8. В рецепте, поступившем в аптеку, было указано, что «Лекарствен­ный препарат необходимо принимать по схеме». Как должен поступить провизор-технолог в данном случае?

9. В верхнем правом углу рецепта, поступившего в аптеку, врачом была сделана надпись «cito». Как должен поступить провизор-технолог с этим рецептом?

10. Сколько наименований лекарственных форм, обладающих одур­манивающим действием, разрешается выписывать на рецептурном блан­ке формы 148-1/У-88?

11. Кто из медицинских работников имеет право выписывать рецеп­ты?

12. На рецептурном бланке формы 148-1 /у-88 была выписана миксту­ра, содержащая омнопон. Правильно ли выбрана форма рецептурного бланка?

13. Можно ли отпустить порошки по рецепту, если высшая разовая доза атропина сульфата равна 0,001 г?

Возьми: Атропина сульфата 0,0015

Сахара 0,3

Смешай, пусть будет порошок числом 10.

Дай. Обозначь. По 1 порошку на ночь.

14. Как должен поступить провизор-технолог, если в аптеку поступил рецепт следующего состава:

Возьми: Кодеина фосфата 0,25

Натрия гидрокарбоната 3,0

Натрия бензоата 2,0

Воды очищенной 200 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 1 столовой

ложке 3 раза в день. '

15. В аптеку поступил следующий рецепт:

Возьми: Морфина гидрохлорида 0,01

Сахара 0,2

Смешай, пусть будет порошок. Дай такие дозы числом 5.

Обозначь. По 1 порошку на ночь.

При сравнении личной печати и подписи врача Ивановой на рецепте и имеющимися в аптеке оттиском личной печати врача Ивановой и образ­цом ее подписи (подлинность образцов заверена подписью главного врача ЛПУ) оказалось, что печать и подпись на рецепте не соответствуют об­разцам. Как должен поступить провизор-технолог?

16. На рецепте для отпуска промедола имеются следующие реквизи­ты: штамп лечебного учреждения, подпись врача, его личная печать, подпись главного врача и печать лечебного учреждения «Для рецептов». Можно ли отпустить лекарство больному?

17. В аптеку поступил рецепт, выписанный на бланке формы № 148-1/у-88 следующего состава:

Возьми: Спирта этилового 70% - 50 мл

Кислоты салициловой 0,5

Смешай.Дай. Обозначь. Для протирания кожи.

На рецепте имеются следующие реквизиты: штамп лечебного учреж­дения, личная печать и подпись врача, печать учреждения «Для рецеп­тов» и надпись «Хроническому больному, повторить 5 раз с 1.01.09 по 1.03.09». Надпись была заверена печатью поликлиники для рецептов и подписью врача. Сколько раз можно отпустить лекарственное средство по этому рецепту?

18. Каким документом должен руководствоваться провизор-технолог при отпуске лекарственных средств по просьбе больного, без рецепта врача?

19. В аптеку поступил рецепт:

Возьми: Спирта этилового 96 % - 50 мл

Левомицетина 0,5

Смешай. Дай.

Обозначь. Для протирания кожи лица.

Больной попросил провизора-технолога приготовить лекарственное средство без кислоты салициловой. Может ли провизор-технолог выполнить просьбу боль­ного?

20. В аптеку 24 мая поступил рецепт

Возьми: Раствора этилморфина гидрохлорида 1 % — 10 мл

Дай. Обозначь. По 2 капли в правый глаз.

Рецепт был выписан 12 мая. Может ли провизор-технолог отпустить лекарственное средство по этому рецепту?

21. В аптеку 1 сентября 2009 поступил рецепт:

Возьми: Раствора эфедрина 2% - 10 мл

Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в нос.

Рецепт был выписан 3 июня. Может ли провизор-технолог отпустить лекарственное средство по этому рецепту?

22. Назовите срок хранения в аптеке рецептов на лекарственные сред­ства, содержащие этанол, дикаин, промедол, серебра нитрат.

5.2. Самостоятельная работа студентов на занятии. Задание № 1. Выполните письменно одно из приведенных ниже заданий.

ВАРИАНТ№1.

1. Дайте определение Государственной фармакопеи. Кем выпу­скается Международная фармакопея? Цель ее создания?

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Стерилизация»?

3. Ознакомьтесь со статьей «Стерилизация» и выберите время стери­лизации для 5%% раствора глюкозы объемом 500 мл.

4. Укажите по таблице число капель эфира медицинского в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

5. Ознакомьтесь со статьей «Порошки». Укажите условия хранения порошков.

ВАРИАНТ №2.

1. Укажите, из каких разделов состоит Государственная фармакопея .

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Растворители»?

3. Ознакомьтесь со статьей «Мерная посуда». Как производят чистку мерной посуды?

4. Укажите по таблице число капель раствора нитроглицерина 1 % в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

5. Ознакомьтесь со статьей «Настои и отвары». Определите коэффи­циент водопоглощсния для листьев крапивы.

ВАРИАНТ № 3.

1. Какой характер носит Государственная фармакопея ?

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Растворы»?

3. Ознакомьтесь со статьей «Растворимость». По какому признаку вещества относятся к легко растворимым?

4. Укажите по таблице число капель адонизида в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

5. Ознакомьтесь со статьей «Димедрол». Определите высшие разовую и суточную дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекарственное средство ребенку 6 месяцев и в каких дозах?

ВАРИАНТ № 4.

1. Какое определение даст ГФ XI термину «Молекулярная масса»?

2. Ознакомьтесь со статьей «Определение плотности». Какие способы определения плотности регламентирует ГФ XI?

3. Укажите по таблице число капель воды дистиллированной в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Мази». Какую основу применяют для изготовления глазной мази при отсутствии указаний в рецепте?

5. Ознакомьтесь со статьей «Этилморфина гидрохлорид». Определите высшие разовую и суточную дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекарственное средство ребенку 6 мес. и в каких дозах?

ВАРИАНТ № 5.

1. Дайте определение понятиям «Стандартная пропись» и «Нестан­дартная пропись».

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Точная навеска».

3. Укажите по таблице число капель масла мяты перечной в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Сиропы». Что представляют собой сиро­пы?

5. Ознакомьтесь со статьей «Анальгин». Определите высшие разовую и суточную дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекарственное средство ребенку 5 лет и в каких дозах?

ВАРИАНТ № 6.

1. Дайте определение понятиям: «Пропись официналъная» и «Про­пись магистральная».

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Постоянная масса»?

3. Укажите по таблице число капель раствора адреналина гидрохло­рида 0,1 % в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Капсулы». Какие типы капсул различа­ют?

5. Ознакомьтесь со статьей «Эритромицин». Определите высшие ра­зовую и суточную дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекарст­венное средство ребенку 1 года и в каких дозах?

ВАРИАНТ №7.

1. Дайте определение рецепта как документа имеющего медицинское, технологическое, экономическое и юридическое значение.

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Запах»?

3. Укажите по таблице число капель раствора нитроглицерина 1 % в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Гранулы». Каков размер гранул?

5. Ознакомьтесь со статьей «Трава термопсиса». Определите высшие разовую и суточную дозы для взрослого. Можно ли принимать траву термопсиса ребенку 3 лет и в каких дозах?

ВАРИАНТ № 8.

1. Дайте определений фармацевтической технологии как науке.

2. Какое определение дает ГФ XI термину «Пределы содержания»?

4. Укажите число капель настойки полыни в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

5. Ознакомьтесь со статьей «Кофсин-бснзоат натрия». Определите высшую разовую дозу для взрослого. Можно ли принимать это лекарст­венное средство ребенку 2 мес. и в каких дозах?

ВАРИАНТ № 9.

1. Какое определение дает ГФ XI термину «Контрольный опыт»?

2. Ознакомьтесь со статьей «Испытание на стерильность». Какой объ­ем питательной среды берется для посева испытуемого препарата?

3. Укажите число капель валидола в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Экстракты». Какие виды экстрактов опи­саны в ГФ XI?

5. Ознакомьтесь со статьей «Эуфиллин». Определите высшие суточ­ную и разовую дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекарствен­ное средство ребенку 3 лет 5 мсс. и в каких дозах?

ВАРИАНТ №10.

1. Назовите составные части рецепта.

2. Ознакомьтесь со статьей «Радиоактивность». Какие правила работы с радиоактивными препаратами?

3. Ознакомьтесь с «Таблицей изотонических эквивалентов по натрия хлориду». Найдите эквивалент дикаина, димедрола, магния сульфата, цинка сульфата.

4. Укажите число капель кислоты хлористоводородной, разведенной в 1 мл и 1 г, массу 1 капли.

5. Ознакомьтесь со статьей «Бснзилпснициллин натрия». Определите высшие суточную и разовую дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекарственное средство ребенку 1 года 2 мсс. и в каких дозах?

ВАРИАНТ № 11.

1. Дайте определение понятиям: фармакологическое средство, лекар­ственное средство, лекарственное вещество и лекарственное растительное сырье.

2. Ознакомьтесь со статьей «Испытание на пирогснность». Сколько и каких животных необходимо для 1 анализа на пирогенность?

3. Укажите число капель настойки мяты перечной в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Определение вязкости жидкостей». Какие реологические характеристики жидких сред различают?

5. Ознакомьтесь со статьей «Папаверина гидрохлорид». Определите высшие суточную и разовую дозы. Можно ли принимать это лекарственное сред­ство ребенку 3 мес.?

ВАРИАНТ№ 12.

1. Дайте определение понятиям: лекарственная форма и лекарствен­ный препарат

2. Ознакомьтесь со статьей «Определение окраски жидкостей». Пере­числите исходные растворы, применяемые при определении окраски жид­костей.

3. Укажите число капель настойки валерианы в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Масла эфирные». Назовите способы по­лучения эфирных масел.

5. Ознакомьтесь со статьей «Промедол». Определите высшие разовую и суточную дозы внутрь для взрослых. Можно ли принимать это лекарст­венное средство ребенку 1 года и в каких дозах?

ВАРИАНТ №13.

1. Дайте определение термину «Нормативно-техническая документа­ция». Какие виды ее Вам известны?

2. Какие наименования и символы единиц измерения давления ис­пользованы в ГФ XI?

3. Укажите по таблице число капель настойки красавки в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Суппозитории». Как классифицируются суппозитории по способу применения?

5. Ознакомьтесь со статьей «Кислота никотиновая». Определите вы­сшие разовую и суточную дозы для взрослых. Можно ли принимать это лекарственное средство ребенку 5 лет и в каких дозах.

ВАРИАНТ№14.

1. Дайте определение термину «Фармация».

2. Ознакомьтесь со статьей «Определение прозрачности и степени мутности жидкостей». Какая жидкость считается прозрачной?

3. Укажите по таблице число капель настойки ландыша в 1 г и 1 мл, массу 1 капли.

4. Ознакомьтесь со статьей «Пластыри». С какой целью могут использоваться пластыри?

5. Ознакомьтесь со статьей «Антипирин». Определите высшие суточную и разовую дозы для взрослого. Можно ли принимать это лекар­ственное средство ребенку 12 лет и в каких дозах?

Задание № 2. Ознакомьтесь с правилами оформления лекарственных форм для отпуска амбулаторным больным и лечебно-про­филактическим учреждениям.

Задание № 3. Оформите необходимыми этикетками одну из приведенных ниже прописей.

1. Возьми:

Раствора фурацилина 0,02% 500

Простерилизуй!

Дай. Обозначь.

Для полоскания горла.

2. Возьми раствора йода спиртового 5% - 50 мл.

Дай.Обозначь. Для обработки кожи.

3. Возьми:

Раствора эфедрина гидрохлорида 2 %- 20 мл

Дай. Обозначь. По 3 капли в нос 4 раза в день.

4. Возьми:

Раствора новокаина 2% - 10 мл

Дай такие дозы числом 5.

Простерилизуй !

Обозначь. По 2 мл внутримы­шечно 1 раз в день.

5. Возьми:

Настоя цветков ромашки 400 мл

Дай. Обозначь. Для умываний.

6. Возьми:

Настойки валерианы 30 мл

Дай. Обозначь. По 20 капель 2—3 раза в день.

7. Возьми:

Раствора формальдегида 10% - 400мл

Дай. Обозначь. Для дезинфек­ции тапочек.

8. Возьми:

Раствора димедрола 0,1 % 100мл

Дай. Обозначь. По 1 чайной ложке 3 раза в день.

9. Возьми:

Раствора сульфацила натрия 20% 30 мл

Дай. Обозначь. По 2 капли 3 раза в день в левый глаз.

10. Возьми:

Раствора глюкозы 40 % 10 мл

Дай такие дозы числом 20. Обозначь. По 10 мл внутри­венно 1 раз в день.

11. Возьми:

Раствора кислоты хлористово­дородной 5% - 100мл

Дай. Обозначь. Для обработки шприцев и игл.

12. Возьми:

Раствора ртути дихлорида 0,05% 100мл

Дай. Обозначь. Для стерилиза­ции кетгута.

13. Возьми:

Кислоты аскорбиновой 0,1

Глюкозы 0,3

Смешай, пусть получится по­рошок.

Дай такие дозы числом 100

Обозначь. По 1 порошку 3 раза в день,

14. Возьми:

Спирта этилового 96 % 50 мл

Дай. Обозначь. Для протирания кожи перед инъекциями.

Задание№ 4.Ознакомьтесь с правилами проверки доз ядовитых и силь­нодействующих веществ в различных лекарственных форм

Задание № 5. Проверьте дозы ядовитых и сильнодействующих лекарст­венных веществ в следующих рецептах.

1. Возьми: Анальгина 1,0

Экстракта красавки сухого 0,03

Масла какао 2,5

Смешай, пусть будет свеча.

Дай такие дозы числом 20.

Обозначь. По 1 свече 2 раза в день в прямую кишку.

2. Возьми: Адонизида

Настойки красавки по 5 мл

Настойки валерианы

Настойки ландыша по 10 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 25 капель 3 раза в день.

3. Возьми:

Морфина гидрохлорида 0,2

Масла какао 20,0

Смешай, пусть будет свеча.

Раздели на равные дозы числом 20.

Дай. Обозначь. По 1 на ночь.

4. Возьми: Новокаина 5,0

Воды очищенной 100 мл

Дай. Обозначь. По 1 столовой ложке 4 раза в день.

5. Возьми:

Атропина сульфата 0,002

Сахара 0,3

Смешай. Дай такие дозы числом 5.

Обозначь. По 1 порошку 2 раза в день.

6. Возьми: Новокаина 1,0

Воды очищенной 50 мл

Простерилизуй!

Дай. Обозначь. По 10 мл внутримышечно 1 раз в день.

7.Возьми:

Атропина сульфата 0,1

Папаверина гидрохлорида 0,3

Воды мятной 20 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 15 капель 3 раза в день.

8. Возьми:

Кодеина фосфата 0,15

Адонизида 10мл

Настойки валерианы 5 мл

Смешай. Дай. Обозначь. По 20 капель 2 раза в день.

9. Возьми:

Этилморфина гидрохлорида 0,2

Настойки валерианы

Настойки ландыша по 5 мл

Натрия бромида 1,5

Смешай. Дай. Обозначь. По 20 капель 3 раза в день.

ЗАНЯТИЕ

ПО ТЕМЕ:ОПЕРАЦИИ ДОЗИРОВАНИЯ ПО МАССЕ, ОБЪЕМУ, КАПЛЯМИ В ТЕХНОЛОГИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ. УСТРОЙСТВО ТАРИРНЫХ И РУЧНЫХ ВЕСОВ.

Наши рекомендации