Средства для лечения маний (соли лития)

Маниакально-депрессивный психоз включает две фазы: маниакальную и депрессивную. Клиническим проявлением маниакальной фазы, или мании, является приподнятое, жизнерадостное, «безоблачное» настроение, сочетающееся с повышенной психической активностью, переоценкой своих возможностей, ускорением мышления в виде «скачки идей», склонностью к необдуманным и неопределенным поступкам, отсутствием критического отношения к своему состоянию. Симптоматика депрессивной фазы описана выше.

Механизм действия. Замещение ионов Na+ ионами Li+ и нарушение формирования потенциала действия. Снижение уровня вторичных мессенджеров ИТФ, ДАГ, цАМФ.

Фармакологические эффекты. Нормолептический, антидепрессивный.

Показания к применению. Купирование маниакальной и предупреждение депрессивной стадии маниакально-депрессивного психоза.

Побочные эффекты. Тремор, атаксия, дизартрия, полиурия, полидипсия, интерстициальный нефрит, отеки, гипотиреоз, лейкоцитоз, сердечные аритмии, увеличение веса, тошнота, рвота, фолликулиты, эректильная дисфункция.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите все правильные ответы

I.Эффекты ХЛОРПРОМАЗИНА (АМИНАЗИНА):

1) ослабление или устранение продуктивной симптоматики психозов

2) седативный

3) увеличение двигательной активности

4) уменьшение двигательной активности

5) противорвотное действие

6) усиление действия средств для наркоза, снотворных, наркотических анальгетиков

7) гипертермическое действие

II.Галоперидол

1) производное фенотиазина

2) производное бутирофенона

3) обладает выраженным антипсихотическим свойством

4) по седативному действию уступает аминазину

5) периферические эффекты выражены больше, чем у аминазина

6) экстрапирамидные расстройства вызывает чаще, чем аминазин

III.Амитриптилин

1) угнетает МАО

2) угнетает нейрональный захват моноаминов в ЦНС

3) обладает антидепрессивной активностью

4) оказывает психостимулирующее действие

5) обладает выраженным седативным действием

6) антидепрессивный эффект развивается в течение 2-3 недель

IV.Имизин

1) угнетает МАО

2) угнетает нейрональный захват моноаминов в ЦНС

3) обладает антидепрессивной активностью

4) обладает выраженным седативным действием

5) оказывает психостимулирующее действие

6) антидепрессивный эффект развивается в течение суток

V.Побочные эффекты имизина

1) сухость в полости рта

2) нарушение аккомодации

3) брадикардия

4) запор

5) диарея

6) затруднение мочеиспускания

7) повышение артериального давления

VI.Флуоксетин

1) угнетает нейрональный захват норадреналина и серотонина в ЦНС

2) ингибитор МАО

3) избирательно угнетает нейрональный захват серотонина

4) антидепрессант

5) оказывает выраженное седативное действие

6) эффект развивается постепенно

7) не влияет на адренорецепторы и М-холинорецепторы

ЗАДАЧИ

1. Фельдшеру участковой больницы необходимо успокоить больного, находя-щегося в резко возбужденном состоянии: больной бегает по приемному от-делению, бросается с кулаками на санитаров, агрессивен. Выбрать и назначить препарат для устранения психомоторного возбуждения.

2. Врач «Скорой помощи» был вызван к девушке С., 18 лет, в связи с тем, что она спит уже более 20 ч, ее не могут разбудить. Накануне пришла с работы расстроенная, долго плакала, приняла несколько таблеток аминазина и легла спать. При осмотре: больная в состоянии глубокого сна, рефлексы ослабле-ны, зрачки сужены, пульс 100 уд/мин, АД в лежачем положении – 80/40 мм рт.ст., при попытке посадить – 45/50 мм рт.ст. Оказать помощь пострадавшей. Объяснить тактику врача.

3. Больной С., 17 лет, в течение нескольких дней жалуется на волнение, напряжение, чувство страха. В последний день отмечает дискомфорт в области сердца. Назначить препарат.

Выписать:

1. Средство для купирования острого психомоторного возбуждения.

2. Психотропное средство, обладающее противорвотной активностью.

3. Атипичное антипсихотическое средство.

4. Антидепрессант с выраженным седативным действием.

5. Антидепрессант, обладающий седативными и психостимулирующими свойствами.

6. Антидепрессант с психостимулирующими свойствами.

7. Средство для лечения маний.

ТРАНКВИЛИЗАТОРЫ. СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА. ПСИХОСТИМУЛЯТОРЫ. НООТРОПЫ. АНАЛЕПТИКИ.

Цели занятия

Студент должен знать:

- механизм действия и фармакологические свойства транквилизаторов;

- механизм действия и фармакологические свойства общеседативных средств;

- классификацию веществ, возбуждающих ЦНС;

- особенности влияния препаратов, возбуждающих ЦНС на нейромедиаторную передачу;

- фармакологические свойства психостимуляторов, аналептиков;

- клиническое применение веществ возбуждающего типа действия.

Студент должен уметь:

- обосновать выбор препарата с учетом абсолютных и относительных противопоказаний;

- выбрать препарат в соответствующей лекарственной форме и режим дозирования с учетом возраста, соответствующей патологии и других особенностей;

- выписывать рецепты на препараты изучаемых групп.

Контрольные вопросы:

1. Классификация транквилизаторов.

2. Транквилизаторы бензодиазепинового ряда: механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты, сравнительная характеристика препаратов.

3. «Дневные» транквилизаторы: механизм действия, показания к применению.

4. Применение транквилизаторов в клинике внутренних болезней, стоматологии.

5. Седативные средства. Механизмы действия и фармакологические особенности. Практическое применение.

6. Ноотропные средства: механизм действия, фармакологические эффекты, применение.

7. Психостимуляторы: классификация, сравнительная характеристика препаратов (механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты).

8. Аналептики: классификация, сравнительная характеристика препаратов (механизм действия, фармакологические эффекты, показания к применению, побочные эффекты).

Наши рекомендации