Специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Имени Жени Дерюгиной»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине:
ОП. 07.
Фармакология
для самостоятельной внеаудиторной работы студентов
Специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Студентки(та) ________________ курса
Группы____________________________
Фамилия __________________________
Имя_______________________________
Г. Севастополь
Г.
Одобрено цикловой методической комиссией | Рабочая тетрадь по ОП.07 «Фармакология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 «Сестринское дело» (базовой подготовки). |
Протокол № ___ от ___________ | |
Председатель МЦК __________ |
Рабочая тетрадь по ОП.07. «Фармакология» разработана для студентов I (II ) курса специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по дисциплине «Фармакология»; состоит из
8 разделов, включает 23 темы и служит для приобретения теоретических знаний и закрепления навыков выписывания рецептов, заполнения таблиц и графологических схем, решения тестовых заданий и задач по всему курсу дисциплины, включая «Общую рецептуру», «Общую фармакологию и «Частную фармакологию»
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к практическим занятиям по дисциплине ОП.07 «Фармакология». Её цель помочь студентам подготовиться к практическим занятиям, самостоятельной будущей работе с пациентами, повторить и закрепить изучаемый на базовом уровне лекционный материал. Работая над имеющимися в тетради заданиями, студент сможет проверить свои знания и практические умения, что облегчит подготовку к экзамену и дальнейшее изучение последующих дисциплин и профессиональных модулей.
Рабочая тетрадь составлена на основании Федеральных Государственных образовательных стандартов к уровню подготовки выпускников по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», учебной программы по дисциплине ОП.07 «Фармакология»
По каждой теме в соответствии с программой разработаны и указаны задания для самоподготовки и способы их выполнения.
Выполнение заданий рабочей тетради является обязательным для каждого студента.
Задания должны выполняться своевременно и в полном объеме.
Заполненная рабочая тетрадь включается в портфолио студента и является допуском к экзамену по дисциплине «Фармакология».
СОДЕРЖАНИЕ | Страницы | Оценка/ Отметка о выполнении | |||||
Раздел 1. Общая рецептура | |||||||
Тема 1 Твердые лекарственные формы | 6-8 | ||||||
Тема 2 Жидкие лекарственные формы | 8-10 | ||||||
Тема 3 Мягкие лекарственные формы. Лекарственные формы для иньекций. | 10-12 | ||||||
Раздел 2. Общая фармакология | |||||||
Тема 4Общая фармакология | 13-16 | ||||||
Раздел 3. Химиотерапевтические средства | |||||||
Тема 5 Антисептики и дезинфицирующие средства | 16-19 | ||||||
Тема 6 Антибиотики | 20-22 | ||||||
Тема 7 Синтетические противомикробные средства. Противотуберкулезные, противоспирохетозные, противовирусные, противомикозные, противопаразитарные средства. | 22-25 | ||||||
Раздел 4. Лекарственные средства, действующие на периферическую нервную систему | |||||||
Тема 8 Лекарственные средства, действующие в области афферентных нервов | 25-26 | ||||||
Тема 9 Лекарственные средства, действующие в области холинергических синапсов | 26-28 | ||||||
Тема 10 Лекарственные средства, действующие в области адренергических синапсов | 28-29 | ||||||
Раздел 5. Лекарственные средства, действующие на центральную нервную систему | |||||||
Тема 11 Наркозные, снотворные средства, анальгетики, спирт этиловый. | 30-33 | ||||||
Тема 12 Психотропные средства. | 34-36 | ||||||
Раздел 6. Лекарственные средства, действующие на функции органов дыхания, на сердечно-сосудистую систему | |||||||
Тема 13 Лекарственные средства, действующие на функции органов дыхания. | 36-41 | ||||||
Тема 14 Кардиотонические средства. Противоаритмические средства. | 42-46 | ||||||
Тема 15 Антиангинальные средства. Средства, использующиеся для лечения инфаркта миокарда | 47-52 | ||||||
Тема 16 Антигипертензивные средства. Мочегонные средства. | 53-60 | ||||||
Раздел 7. Лекарственные средства, действующие на органы пищеварения, миометрий, систему крови. | |||||||
Тема 17 Лекарственные средства, действующие на функции органов пищеварения . | 61-64 | ||||||
Тема 18 Лекарственные средства, влияющие на систему крови | 65-68 | ||||||
Тема 19 Лекарственные средства, действующие на сократительную активность миометрия | 69-71 | ||||||
Раздел 8 Лекарственные средства, влияющие на обмен веществ в организме. Противоаллергические и противовоспалительные средства. Основные принципы оказания помощи при острых отравлениях. | |||||||
Тема 20 Гормональные препараты, их синтетические аналоги и антагонисты | 72-77 | ||||||
Тема 21 Витаминные препараты | 78-80 | ||||||
Тема 22 Противоаллергические средства Противовоспалительные средства . | 81-84 | ||||||
Тема 23 Соли щелочных и щелочно-земельных металлов. Глюкоза Основные принципы неотложной помощи при острых отравлениях | 85-88 | ||||||
ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА | |||||||
Уважаемые студенты!
Приступая к выполнению заданий, вам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом и изучить учебную литературу. Задания выполняются непосредственно в Рабочей тетради, разборчиво. Выполнив задания темы, обратите внимание на критерии оценок.
Данная Рабочая тетрадь облегчает работу студента на практических занятиях, позволяет экономить время и более глубоко изучить учебный материал и оценить уровень собственных знаний и умений.
Критерии оценки:
«Отлично» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, без ошибок
«Хорошо» - все задания выполнены в полном объеме, своевременно, при выполнении заданий допущены неточности
«Удовлетворительно» - задания выполнены своевременно, но не в полном объеме, при выполнении заданий допущены неточности
«Неудовлетворительно» - задания выполнены несвоевременно, с грубыми ошибками
Рекомендованная литература:
Основная:
1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 20.12.2012
№ 1175н
«Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»
2. Фармакология учебник./ Федюкович Н.И. Рубан Э.Д. – 13 издание доп и перераб. – Ростов на Дону «Феникс» 2015.- 681 с.
3. Фармакология с общей рецептурой : учеб. / В. В. Майковский, Р. Н.Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с. :26 ил.
4. Фармакология с общей рецептурой : учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 464 с. : ил.
Дополнительная:
· Дроговоз С.М. Фармакологія на допомогу лікарю, провізору,студенту: Підручник-довідник. — Харків, 2006. — 120 с.
· Машковский М.Д. Лекарственные средства: В 2 т. — М.: Новая волна, 2000. — 1200 с.
· Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Задания № 4
Изучите правила выписывания ЛФ для иньекций. Пользуясь алгоритмами выписывания лекарственных форм для иньекций выпишите в рецептах:
- 6 ампул по 1 мл окситоцина Oxytocinum Назначить по 1 мл в/м
- 20 флаконов по 0.5 г ампициллина-натрия Ampicillinum-natrium Вводить по 0.5 г х 4 раза в сутки в/м, перед введением растворить в 5 мл физ раствора
- 10 флаконов, содержащих по 400 мл стерильного 0.9% раствора натрия хлорида Natrii chloridum . Назначить по 400 мл в/в капельно
- 10 ампул по 1 мл 0.06% раствора коргликона Corglyconum Вводить по 0.5 мл в/в струйно медленно, предварительно развести в 10 мл стерильного физ раствора
- 10 ампул по 1 мл, содержащих 0.1% масляный раствор синестрола Synoestrolum Вводить по 1 мл в/м, предварительно нагреть
- 40 флаконов , содержащий по 500.000 ЕД бензилпенициллина натриевой соли Benzylpnicillini-natrium Назначить по 1 млн ЕД в/м х 4 раза в сутки, предварительно растворив на физ. Растворе
- 5 флаконов суспензии цинк-инсулина Zinci-insulinum по 5 мл во флаконе (1 мл содержит 40 ЕД) Назначить по 5 ЕД п/к 2 раза в день
- 10 ампул по 20 мл 40% раствора глюкозы Glucosum Назначить по 40 мл в/в струйно
Оценка, подпись _____________________
Тема 4 Общая фармакология.
I. Цель:Изучить основные понятия фармакокинетики и фармакодинамики лекарственных средств.
Знать | Уметь |
I. Основные понятия фармакокинетики ЛС 1. Пути введения лекарств в организм энтеральные и парентеральные. Их недостатки и преимущества. 2. Механизмы всасывания (адсорбции) лекарств из места введения в кровь. 3. Биодоступность лекарства. 4. Биотрансформацию лекарств. Факторы, влияющие на биотрансформацию лекарств. 5. Депонирование лекарств в организме. 6. Пути выведения лекарств из организма. 7. Гистогематические барьеры, гематоэнцефалический барьер ( ГЭБ) II. Основные понятия фармакодинамики ЛС 8. Виды действия лекарств: основное и побочное, рефлекторное, прямое и косвенное, обратимое и необратимое, местное и общее (резорбтивное) 9. Изменение действия лекарства при повторном его введении: кумуляция, привыкание (толерантность), тахифилаксия, лекарственная зависимость (психическая и физическая), эйфория, абстиненция, сенсибилизация. 10. Комбинированное действие лекарств: синергизм и его виды (потенцирование, суммация, сенситивное действие); антагонизм. 11. Побочное действие лекарств аллергической и неаллергической природы (гепатотоксичность, нефротоксичность, ототоксичность, ульцерогенное действие, нейротоксичность, гематотоксичность) Побочное действие лекарственных веществ на плод: эмбриотоксичность, тератогенное действие, фетотоксичность. 12. Понятие дозы. Виды доз (терапевтическая, токсическая, летальная) Широта терапевтического действия. 13. Условия, влияющие на действие лекарств в организме: химическое строение лекарства, физико-хические свойства, возраст, масса тела, индивидуальная чувствительность, пол, режим питания и состав пищи и другие. | 1. Пользоваться справочной литературой. 2. Использовать знания общей фармакологии при изучении разных групп лекарственных средств (ЛС) |
Задание № 1 Ответьте на вопросы
Ориентировочная карта для самостоятельной работы студентов с литературой по теме: «Общая фармакология»
Основное задание | № п/п | Указание к заданию | Ответы |
1. Фармакокинетику лекарственных веществ | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. | Перечислить пути введения лекарств в организм: Перечислить энтеральные пути введения Перечислить парентеральные пути введения Что такое адсорбция Какие факторы, связанные с особенностями лекарства влияют на его адсорбцию из места введения в кровь Какие факторы, связанные с физиологией организма человека влияют на адсорбцию лекарства из места введения в кровь Что такое биологическая доступность лекарства? При каком пути введения она достигает 100% Что означает депонирование лекарства? Что означает пролонгированное действие лекарства? Что такое гематоэнцефалический барьер? Что такое плацентарный барьер? Что такое биотрансформация (метаболизм) лекарства? Где происходит биотрансформация? Как называют ферменты гепатоцитов, участвующие в биотрансформации лекарств? Какие факторы влияют на биотрансформацию лекарств в организме человека? Перечислите пути экскреции лекарства из организма. Какие факторы влияют на скорость почечной экскреции? Какие лекарственные средства выводятся с желчью в кишечник? Что означает энтерогепатическая циркуляция? | |
2. Изучить Фармакодинамику лекарственных средств | 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Виды действия лекарств: Что означает местное действие лекарства? - Резорбтивное действие?селективное и неселективное? - Рефлекторное действие? - Основное действие? - Побочное действие? - Прямое действие? - Косвенное действие? Как может изменяться действие лекарства при повторном его введении? - Что означает материальная кумуляция - Что означает функциональная кумуляция - Что означает привыкание (толерантность) - Что означает тахифилаксия - Что означает медикаментозная зависимость, ее виды - Дайте определение эйфория, абстиненция - Что такое сенсибилизация Перечислить виды комбинированного действия лекарств: - Что означает синергизм, его виды? - Что означает антагонизм, его виды? Виды побочного действия лекарств: Что означает: - дисбактериоз? - ототоксичность? Нейротоксичность? - нефротоксичность? - гепатотоксичность? - анемия? - идиосинкразия? - ульцерогенное действие? Виды токсического действия лекарств на плод: Что такое эмбриотоксичность? - тератогенное действие? - фетотоксическое действие? |
Задание № 2 Заполните таблицы
Изучите пути введения лекарств в организм. Как зависят от пути введения: скорость наступления действия лекарства, его сила действия и продолжительность действия.
Путь введения Лекарства | Скорость наступления действия | Длительность действия | Факторы, влияющие на действие лекарства при этом пути введения | Используется для оказания неотложной помощи или планового лечения |
Пероральный | ||||
Сублингвальный | ||||
Ректальный | ||||
в/венный | ||||
в/мышечный | ||||
Подкожный | ||||
Ингаляционный |
Отметьте преимущества и недостатки каждого их этих путей введения.
Путь введения лекарства | Преимущества | Недостатки |
Пероральный | ||
Сублингвальный | ||
Ректальный | ||
Внутривенный | ||
Внутримышечный | ||
Подкожный | ||
Ингаляционный |
Оценка, подпись ______________________
Задание № 2 Дополните предложения (устно)
Противоспирохетозные средства применяют для лечения _______, К основным противоспирохетозным антибиотикам относятся группа_________., препараты________.Резервные антибиотики назначают в случае_______________к основным антибиотикам. К резервным противоспирохетозным антибиотиком относятся группы _____,______, ________ В случае резистентности к антибиотиком ,при тяжелых формах болезни применяют препараты, содержащие висмут _______________.
Задание № 3 Распределите ЛС по группам, заполните таблицу (письменно):
Бензилпенициллина натриевая соль, азитромицин, рифампицин, этамбутол,
бициллин-5, стрептомицин, доксициклин, изониазид, бийохинол, этионамид, циклосерин
Группа ЛС | Основные препараты (препараты 1 ряда) | Резервные препараты (препараты 2 ряда) |
Противотуберкулезные ЛС | ||
Противоспирохетозные ЛС |
Задание № 4 Дайте характеристику препаратам, заполните таблицу (письменно)
Препарат | Формы выпуска, путь введения | Спектр действия | Показания к применению | Побочные эффекты |
1. Метронидазол | 1. 2. 3. 4. | |||
2. Орнидазол | 1. | |||
3. Фуразолидон | 1. 2. | |||
4. Интерферон человеческий лейкоцитарный | 1. | |||
5. Оксолин | 1. | |||
6. Анаферон | 1. | |||
7. Тилорон | 1. | |||
8. Циклоферон | 1. 2. 3. | |||
9. Ацикловир | 1. 2. 3. | |||
10. Кагоцел | 1. | |||
11. Флюконазол | 1. 2. 3. 4. | |||
12. Кетоконазол | 1. 2. 3. | |||
13. Клотримазол | 1. 2. 3. | |||
14. Ко-тримоксазол | 1. 2. | |||
15. Натамицин (пимафуцин) | 1. 2. 3. | |||
16. Энтерофурил ( стопдиар) | 1. 2. | |||
17. Фталазол | 1. | |||
18. Сульфацил-натрий | 1. |
Задание № 5 Выпишите рецепты
1. 3 Таблетки альбендазола в оболочке по 0.4
2. 6 таблеток мебендазола по 0.1
3. Суспензию пирантела во флаконе 15 мл
4. 1 таблетку левамизола (декарис), содержащую 0.15
Задание № 1
Ответить на вопросы (устно)
- Какие нервы относятся к эфферентным
- Какой медиатор выделяется в окончаниях парасимпатических нервов
- Какой медиатор выделяется в окончаниях симпатических нервов
- Какой медиатор выделяется в окончаниях соматических (двигательных) нервов
- Что такое синапс, из каких частей он состоит.
- Что такое М-холинорецепторы, в каких органах они находятся
- Что такое Н-холинорецепторы, в каких органах они находятся.
- Какой фермент разрушает ацетилхолин
- Как классифицируют ЛВ, действующие в области холинергических нервов
Задание № 2 Изучить группу М-холиномиметиков. Заполнить таблицу
Препарат, форма выпуска | Основные Фармакологич. Эффекты | Показания к Применению | Побочные эффекты | Симптомы отравления, помощь |
1. Пилокарпи глазные капли | Глаз - | |||
2. Ацеклидин р-р для иньекций | Кишечник, мочевой пузырь - | |||
3. Ацеклидин глазная мазь | Глаз - |
Задание № 3
Задание № 4
Задание № 1
Задание № 2 Определите вид обезболивания.
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Рисунок 5 Рисунок 6
Задание № 3 Изучите анальгетики.
1. Дайте определение:
Анальгетики ______________________________________
Антипиретики _______________________________________________________
НПВС_______________________________________________________________
2. Распределите препараты по группам:
Анальгин, кислота ацетилсалициловая, промедол, трамадол, баралгин, кодеин, ибупрофен, мелоксикам, омнопон, диклофенак натрий, морфин, нимесулид, трамадол, индометацин, кеторолак, парацетамол, баралгин, фентанил,
Ненаркотические анальгетики | Наркотические анальгетики | ||
Анальгетики, анальгетики-антипиретики | Нестероидные противовоспалительные средства | Природные (опийные) | Синтетические |
3. Заполните схему «Основные фармакологические эффекты и показания к применению ненаркотических анальгетиков:
Основные Фармакологические эффекты |
4. Сопоставьте показания к применению с группой анальгетиков, укажите знаком «+»
ПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ | Ненаркотические анальгетики | Наркотические анальгетики |
1. Травматический шок | ||
2. Боль в спине | ||
3. Боль в суставе воспалительного характера | ||
4. Периодические боли | ||
5. Боль при злокачественной опухоли | ||
6. Боли при инфаркте миокарда | ||
7. Головная боль | ||
8. Боль после операции | ||
9. Миалгия | ||
10. Премедикация | ||
11. Неврит | ||
12. Боль при почечной колике | ||
13. Боль при панкреонекрозе | ||
14. Лихорадка более 38.5 градусов |
Задание № 5 Выпишите в рецептах, укажите группу
1. Стоптуссин во флаконе 20 мл. Назначить по 10 капель х 3 раза в день
2. 10 ампул, содержащих по 2 мл 10% раствора сульфокамфокаина. Назначить по 2 мл внутримышечно
3. 10 ампул, содержащих по 5 мл 2.4% раствора эуфиллина. Назначить внутривенно струйно очень медленно, предварительно развести на 5 мл физ раствора.
4. 10 таблеток ацетилцистеина (АЦЦ) по 0.1 Назначить по 1 таблетке в день, предварительно растворить в стакане воды.
5. 50 драже бромгексина по 0.008 Назначить по 1 драже х 3 раза в день
6. Аэрозоль Сальбутамол 10 мл. Назначить по 2 вдохе ингаляционно при приступе бронхиальной астмы.
7. 10 ампул, содержащих по 2 мл 1% раствора фуросемида. Назначить по 4 мл внутривенно струйно.
8. Настой травы Термопсиса 0.5 грамм – 200 мл Назначить по 2 столовых ложки х 3 раза в день
Оценка, подпись ______________________
Задание № 2
Какие группы кардиотонических ЛС применяют при сердечной недостаточности:
Кардиотонические средства сред |
Сердечные гликозиды |
Негликозидные кардиотоники |
Препараты: |
Препараты: |
Задание № 3
А) Укажите прямое действие сердечных гликозидов на функции сердца:
1. сократимость____________________________
2. ЧСС __________________________________
3. проводимость____________________________
4. возбудимость_____________________________
5. потребность миокарда в кислороде ________________________________________
В) Укажите косвенное действие сердечных гликозидов на функции других органов и систем:
1. Диурез___________________________________________
2. Частота дыхания______________________________________
3. Цвет кожных покровов______________________________
4. Отеки______________________________________________
5. Функции печени_____________________________________
Задание № 4
На какие группы делят препараты сердечных гликозидов по длительности действия:
Группа сердечных гликозидов | Препараты, формы выпуска |
1. | |
2. | |
3. |
Задание № 5
Задание № 6
1. Какой путь и особенности введения кардиотоников в ампулах?
2. Какие осложнения возможны при быстром введении строфантина (коргликона)?_________________________________________________________________
__________________________________________________________
3. Какие особенности перорального применения сердечных гликозидов?_______________________________________________
Задание № 7
Чем проявляется передозировка препаратов сердечных гликозидов:
Система органов: | Симптомы |
1. сердце | |
2. пищеварительная система | |
3. нервная система | |
4. Почки (диурез) |
Задание № 8
Заполните таблицу антиаритмических средств:
Препарат | Группа | Лекарст венные формы | Пути введения | Возможные побочные эффекты и осложнения. |
1. Лидокаин | ||||
2. Верапамил | ||||
3. Новокаин- Амид | ||||
4. Амиодарон | ||||
5. Калий хлорид | ||||
6. Атенолол | ||||
7. Атропин Сульфат |
Задание № 9
Выпишите в рецептах:
1. 10 ректальных суппозиториев дигитоксина по 0.00015. Назначить ректально по схеме.
2. 50 таблеток дигоксина по 0.000125 Назначить по ½ таблетке 1 раз в день
3. 6 ампул , содержащих по 1 мл 0.025% раствора строфантина. Назначить по 0.5 мл в/в струйно на 20 мл изотонического раствора натрия хлорида в течение 7 минут.
4. 10 ампул 0.06% раствора коргликона по 1 мл в ампуле Назначить по 0.5 мл в/в струйно медленно на физ. растворе
5. 20 таблеток «Панангина» Назначить по 2 таблетке 2 раза в день.
6. 10 ампул 10% раствора новокаинамида по 5 мл в ампуле Назначить по 5 мл в/м
7. 6 ампул 0.25% раствора верапамилав ампулах по 2 мл Назначить по 2 мл в/в струйно
8. 10 ампул 2% раствора лидокаина по 2 мл в ампуле Назначить по 4 мл в/в струйно
9. 40 таблеток атенолола по 0.1 Назначить по ½ таблетки х 2 раза в день
10. 10 ампул 5% раствора амиодарона(кордарона) по 3 мл в ампуле. Назначить 3 мл в/в струйно болюсно, затем 3 мл в/в капельно на физ.растворе.
11. 6 ампул, содержащих по 1 мл 0.1% раствора атропина сульфата. Назначить по 0.5 мл в/м
Задание № 10
Отметить какие из выписанных в рецептах препараты применяют а) при острой сердечной недостаточности.______________________
б) при хронической сердечной недостаточности________________
__________________________________________________________
в) при тахиаритмии_________________________________________
__________________________________________________________
г) при брадиаритмии________________________________________
Тесты и задачи для самоконтроля:
1. У пациента хроническая сердечная недостаточность. Ему были назначены препараты наперстянки. Определите эти препараты:
А) коргликон, строфантин
Б) дигитоксин, дигоксин
В) адонизид, адонис-бром
Г) добутамин, амринон
Д) панангин, унитиол
2. У пациента на фоне инфаркта миокарда возникла острая сердечная недостаточность. Врач назначил внутривенное введение кардиотонических препаратов группы сердечных гликозидов. Определите препараты:
А) дигитоксин, дигоксин
Б) добутамин, амринон
В) строфантин, коргликон
Г) адонизид, адонис-бром
Д) целанид, адонизид
3. Пациенту врач назначил сердечные гликозиды внутривенно. Какой растворитель должна использовать медсестра:
А) 10% раствор натрия хлорида
Б) 0.5% раствор новокаина
В) воду для иньекций
Г) изотонический раствор натрия хлорида
Д) 40% раствор глюкозы
4. Пациентка с хронической сердечной недостаточностью принимает препараты наперстянки и мочегонные средства. Пожаловалась на ухудшение состояния: появилась тошнота, рвота, перебои в работе сердца. С чем связано ухудшение состояния пациентки:
А) с повышением АД
Б) со снижением АД
В) с передозировкой сердечных гликозидов
Г) с недостаточной дозой препаратов
Д) с нарушением диеты
Какую помощь необходимо оказать в данном случае?
5. Пациенту необходимо предупредить возникновение аритмии во время операции на сердце. Определите какой мембраностабилизирующий препарат назначено вводить во время операции?
А) верапамил
Б) панангин
В) нифедипин
Г) анаприлин
Д) новокаинамид
6. Пациенту с артериальной гипертонией и тахиаритмией назначено лечение антагонистами кальция. Определите препарат, который назначил врач:
А) верапамил
Б) новокаинамид
В) лидокаин
Г) панангин
Д) амиодарон
7. Пациенту назначен метопролол в дозе 0.1 х 1 раз в сутки. На упаковке препарата написано, что 1 таблетка содержит 25 мг. Сколько таблеток необходимо принять за один прием?
Оценка, подпись ______________________
Тема 15 Средства, использующиеся при недостаточности коронарного кровообращения (антиангинальные средства, средства применяемые при инфаркте миокарда)
Цель:изучить лекарственные средства улучшающие кровоснабжение и метаболизм миокарда.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | ЗНАТЬ | УМЕТЬ |
О клинических терминах: 1. ИБС 2. Стенокардия 3. Инфаркт миокарда 4. Атеросклероз | 1. Классификацию антиангинальных средств . 2. Основные антиангинальные препараты, их формы выпуска, пути введения, основные и побочные эффекты. 3. Группы препаратов, использующихся для лечения пациентов с инфарктом миокарда. | 1. Выписывать рецепты на основные препараты 2.Находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных. 3. Ориентироваться в номенклатуре Антиангинальных лекарственных средств. 3. Давать рекомендации пациенту по применению лекарственных средств изучаемых групп. |
Задание № 1
Заполните пропуски:
1.Ишемия – это_______________________________________________________________
2. Ишемическая болезнь сердца - это____________________________________________
____________________________________________________________________________
3. Основными формами ИБС являются:____________________________________________________________________
4. Angina pectoris в переводе означает____________________________________________
5. Приступ стенокардии проявляется_____________________________________________
6. Инфаркт миокарда – это______________________________________________________
7. Антиангинальные средства используют при_____________________________________
8. Антиангинальные средства делят на группы: А)___________________________________________________________________________
Б)____________________________________________________________________________
С)___________________________________________________________________________
Д)___________________________________________________________________________
9. Кардиопротекторные средства – это____________________________________________
_____________________________________________________________________________
Средства, улучшающие метаболизм в миокарде Препараты: 1. 2. |
Антиангинальные средства сред |
Средства, снижающие потребность миокарда в кислороде и Улучшающие его кровоснабжение |
Средства, снижающие Потребность миокарда В кислороде |
Средства улучшающие доставку кислорода к миокарду |
Группы: 1. нитраты________________________ 2. антагонисты кальция |
Группа в-адреноблокаторы |
Группа Коронарорасширяющие миотропного действия 1._______________________ 2._______________________ |
Задание № 3
Заполнить таблицу «Характеристика антиангинальных средств»
Группа | Препараты (Названия препаратов вписать На латинском языке в именительном падеже) | Форма выпуска | Путь Введения |
1. Нитраты | Короткого действия: 1. | 1. | |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
Продленного действия: 1. Тринитролонг | |||
2. Нитродерм | |||
3.Изосорбит динитрат( нитросорбит, изокет) | |||
4.Изосорбит мононитрат | |||
2. Блокаторы кальциевых каналов (антагонисты кальция) | 1. | ||
2. | |||
3. В-адреноблокаторы | 1. | ||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
4. Блокаторы калиевых каналов | 1. | ||
5. Вазодилятаторы : Миотропного действия - Рефлекторного действия - | 1. 2. | ||
6. ЛС, улучшающие метаболизм миокарда,снижающие чувствительность к гипоксии | 1. 2. |
Задание № 4 Дополните пропущенное:
Для купирования (прекращения) приступа стенокардии применяют препарат________________, который вводят______________________________________
Действие препарата при сублингвальном применении начинается через _______________, ___________________и продолжается _________________________________________.
При сублингвальном применении_________________ попадает в кровь минуя________________.
Нитроглицерин короткого действия для сублингвального введения выпускают в формах__________________________________________________________________
__________________________________________________________
При остром инфаркте миокарда раствор нитроглицерина в ампулах вводят___________________________________________________________________
Побочные эффекты нитроглицерина_________________________________________
При длительном непрерывном приеме нитроглицерина к нему развивается ____________
____________________, выражающаяся в _________________________________________
силы и продолжительности лечебного эффекта.
Для купирования и предупреждения приступов стенокардии используют пленки________
____________________для наклеивания на десну, содержащие нитроглицерин продленного действия. Его действие при буккальном применении начинается через ____________________И продолжается __________________________________________
Для предупреждения приступов стенокардии из нитратов продленного действия применяют препараты_______________________________________________________
________________________________________________________
Их действие при приеме внутрь начинается через____________ и продолжается при приеме обычных таблеток внутрь_____________, при приеме пролонгированных таблеток (ретардных) внутрь_________________________________
Для предупреждения приступов стенокардии наряду с препаратами нитроглицерина продленного действия используют блокаторы кальциевых каналов, к ним относятся