Краткий очерк истории технологии

ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ

2.1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ДРЕВНОСТИ (IV в. до н. э. —середина 1 в. н. э.)

В Древнем Египте и других странах Древнего Во­стока средства растительного, животного и минераль­ного происхождения применяли в нативном виде и в различных лекарственных формах. Основные приемы изготовления лекарственных препаратов были сходны с приемами приготовления пищи: измельчение, выма­чивание, отваривание, сушка и пр. Из средств живот­ного происхождения применяли мускус, амбру, бобро­вую струю, змеиный яд, женское молоко и молоко коз, бычью и рыбью желчь, мед, жиры, мозг, печень, кровь и экскременты различных животных. По крайней мере в 55 из 900 рецептов папируса Эберса (около 1500 г. До н. э.) главным компонентом были испражнения различных животных, птиц и насекомых. «Лекарство от чрезмерного крика для детей: мак, а также помет мух, который находится на стенах, приводится в со­стояние массы и выжимается и пьется четыре дня». Прирожистом воспалении втирали в кожу помет осла


краткий очерк истории технологии - student2.ru

v женскую мочу. Считалось, что лекарства с неприят­ным вкусом и запахом отпугивают злых духов умер­ших, которые якобы вселялись в тело заболевшего.

В текстах медицинских папирусов встречается большое количество магических формул, заклинаний и обрядов, выполнение которых должно было сопро­вождать изготовление и применение лекарства. При насморке авторы папируса Эберса рекомендовали обратиться с заклинанием к богу мудрости — Тэту: «вылейся, насморк, сын насморка, который разламы­вает кости, который разрушает череп так, что заболе­вают все семь отверстий в голове людей свиты Ра, которые с молитвой обращаются к Тэту. Смотри, я принес исцеляющее средство против тебя... Молоко той, которая родила мальчика... Выходи на землю, сгний, сгний четырежды!»

Жидкие лекарственные формы применялись в виде растворов, микстур, отваров для внутреннего и- наруж­ного использования. Пример жидкой лекарственной формы из древнеегипетской фармацевтической прак­тики: полыни '/з дена (1 ден = 0,6 л), фиников '/з дена, пива '/2 дена, теста хлебного /з дена, вина '/з дена, ослиного молока 1 ден. Вскипятить, проце­дить и принимать в течение четырех дней.

В качестве мягких лекарственных форм применя­лись мази, пасты, пластыри, пилюли, пессарии. При­мер мази для ращения волос: когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта. Сварить в масле до готовности и затем растереть.

В папирусе из Кахуна (2200—2100 или 1850 гг. до н. э.) имеется пропись противозачаточного песса­рия, содержащего листья акации, мелко растертые с финиками и медом. Современные исследователи нахо­дят эту пропись рациональной — акация содержит камедь, которая при растворении образует молочную кислоту, являющуюся одним из основных компонентов современных противозачаточных средств. Для жен­щин готовили пилюли с медом, для мужчин — без меда. Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем приводятся прописи лекарств для разглаживания морщин, удаления роди­нок, изменения цвета кожи, окраски волос и бровей, усиления роста волос и даже исправления косо­глазия...

Мази изготовляли на жировой основе, чаще всего

-на ланолине. Ланолин получали из шерсти овец, вы­полняя при этом ряд последовательных операций — кипячение, промывание смеси морской водой, фильт­рование продукта, его отбеливание на солнце. Масла добывали путем выдавливания их из оливок, миндаля, орехов, плодов кунжута. Эфирные масла извлекали из цветов при обычной или повышенной температуре путем экстрагирования оливковым или ореховым ма­слом. Так получали, например, розовое масло.

Древнеегипетские косметические средства облада­ли высокой стойкостью, не раздражали кожу, а в ряде случаев оказывали противовоспалительное и фотозащитное действие.

Предупреждение болезней в Древнем Китае было возведено в ранг официальной доктрины. «Мудрый, — говорилось в „Трактате о внутреннем", — лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучает жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?».

Составы и способы приготовления лекарств, приво­димые в трудах древнегреческих врачей, весьма раз­нообразны. Наряду с краткими сведениями имеются -подробные описания технологии. По объему дозиро­вались иногда не только жидкости, но и сыпучие твер­дые вещества, причем весьма приблизительно: «вели­чиной с пятку оленя», «с косточку барана», «давать "пить в воде сколько можно захватить тремя пальца-

"ми; цикуты».

..*'• Некоторые древнегреческие лекарственные смеси

"Трудно отнести к определенной лекарственной форме. ■Характерно, что многие широко применявшиеся сред-•ства — мед, вино, масла, соки растений — являлись «лекарственными препаратами» и одновременно жид-"кими и вязкими средствами, корригентами вкуса и запаха, формообразующими веществами и т. д.

Развитие лекарствоведения в Древнем Риме преем­ственно связано с древнегреческой фармацией. В I в. н. э. древнеримский врач Диоскорид Педаний в сочи-^Нении «О лекарственных средствах» описал все из-"Вестные к тому времени лекарства растительного, животного и минерального происхождения, сгруппиро­вал свыше 500 растений по морфологическому при-

знаку. В I в. н. э. в Риме появились энциклопедиче­ские труды Авла Корнелия Цельса и Плиния Старше­го, содержащие сведения по медицине, в том числе о приготовлении лекарств. Крупнейший врач Древнего Рима Гален (130—200 гг.) обобщил представления античной медицины в виде единого учения, которое оказало большое влияние на развитие естествознания вплоть до XV—XVI вв.

В нативном виде использовались кровь собаки, гиены, козленка, а также клопы, паутина. К голове привязывали теплое легкое овцы, к обожженным ме­стам прикладывали навоз с воском. Применялись средства растительного, животного и минерального происхождения в виде твердых, жидких, мягких и газообразных лекарственных форм.

Для «Естественной истории» Плиния характерно сочетание научных данных с распространенными в ту эпоху суевериями, хотя к предрассудкам сам автор порой относился отрицательно. Головную боль излечи­вает «вода, которую пил бык или осел, ее выпить три раза». При болезнях носа «говорят, что полезно тем, кто страдает этим недугом, целовать ноздри самок мула». При боли в подреберье «время от времени при­кладывают щенка-сосунка, и в него, как известно, пе­реходит болезнь; погибшего щенка, как положено, зарывают». «Немедленно будет исцелен тот, кто окру­жает фурункулы зернами ячменя и все их по одному бросит в огонь левой рукой... Втирают мизинцем мух в нечетном количестве». При эпилепсии «полезно пить овечью кровь, но и человеческая кровь избавляет от этой болезни».

Хотя еще в V—IV вв. до н. э. были сформулирова­ны высокие этические принципы поведения врача, который не должен использовать знания и лекарства во вред человеку (клятва Гиппократа), медицинская практика в древнем Риме противоречила этим прин­ципам. Причина, побудившая Плиния взяться за со­ставление своего труда, — это желание независимости «от обманов врачей», которые нередко «продавали самые дешевые лекарства за огромные деньги». Кроме того, «некоторые врачи... недомогания, которые можно было бы устранить за несколько дней или даже часов, растягивали на длительное время, чтобы доль­ше иметь доход от больных, считавших свое положе­ние тяжелым».


Наши рекомендации