ТЕМА №6: ВОДНЫЕ РАСТВОРЫ. ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРА ОСНОВНОГО АЦЕТАТ СВИНЦА, АЛЮМИНИЯ. СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

Цель: научиться обосновывать и проводить технологические процессы получения растворов, осуществлять постадийный контроль, стандартизацию, готового продукта, делать правильный выбор условии хранения, оценивать качество готового продукта.

Задачи обучения:

- знать характеристику, классификацию медицинских растворов;

- знать особенности технологии официнальных водных растворов;

- знать пути интенсификации процесса растворения;

- знать способы перемешивания, типы мешалок;

- знать способы жидкостей от твердой фазы (способы очистки), гидродинамические процессы;

- знать номенклатуру и принцип работы аппаратур по теме занятия.

Основные вопросы темы:

1. Медицинские растворы. Характеристика. Классификация. Номенклатура.

2. Приготовление растворов различными способами (растворение, химическое взаимодействие).

3. Особенности технологии следующих официальных водных растворов: 8 % -ного раствора основного ацетат алюминия, раствора основного ацетата свинца, жидкости Фаулерова, раствора известковой воды.

4. Стандартизация растворов по содержанию действующих веществ и плотности растворов. Хранение.

5. Растворение - как диффузионно-кинетический процесс. Пути интенсификации процесса растворения: температурный и гидродинамический режимы, предварительное измельчение твердых веществ.

6. Перемешивание: механическое, акустическое, пневматическое, циркуля-ционное. Области их применения. Виды и конструкции мешалок: пропеллерные, турбинные, лопастные.

7. Разделение жидких гетерогенных систем или способы очистки растворов: отстаивание, фильтрование, центрифугирование.

8. Отстойники, их типы. Области их применения. Преимущества и недостатки.

9. Фильтры, их типы. Принцип их работы. Области их применения. Преимущества и недостатки.

10. Центрифуги, их типы. Принцип их работы. Области их применения. Преимущества и недостатки.

11. Водоподготовка: основные стадии и операции. Применяемое оборудование. Деминерализованная вода. Дистиллированная (очищенная) вода.

12. Стандартные растворы, их номенклатура и классификация. Разведение стандартных растворов. Применение стандартных растворов.

Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации

Литература:

Основная:

1.Промышленная технология лекарств. Под ред. В.И, Чуешова в 2-х томах. Харьков. Изд. ИФАХ, МТК книга 2002 г.

2. Исходные материалы для производства лекарственных средств. В.Ф. Столыпин, Л.Л. Гурарий., МИА, Москва,2003 г.

Дополнительная:

1. Приказ №142 МЗРК «Правила приготовления лекарственных средств», Астана, 2004г.

Контроль (вопросы)

1. Дайте характеристику и классификацию медицинских растворов. Приведите примеры.

2. Дайте общую технологическую схему приготовления растворов.

3. В чем особенности получения растворов:

а) методом растворения; б) в результате химического взаимодействия?

4. Расскажите технологию получения жидкости Бурова двумя способами. В чем отличие продуктов, полученных разными способами?

5. Как получить раствор ацетата свинца основного?

6. Как получить Фаулеров раствор?

7. По каким показателям и какими методами проводится стандартизация растворов?

8. Как проводится разведение стандартных растворов?

9. Как фасуют и упаковывают растворы? Как их хранят?

10. Дайте характеристику растворению как диффузионно-кинетическому процессу. Какими способами можно его интенсифицировать?

11. Какими способами проводится перемешивание жидкостей? Дайте характеристику каждого способа. В каких случаях применяется каждый способ?

12. Какие типы мешалок используют в фармацевтическом производстве?

13. Как проводится очистка растворов?

14. Что такое отстаивание? Какие отстойники применяются? Каковы их устройство и принцип работы? В чем заключаются их недостатки? В каких случаях они применяются?

15. Что такое фильтрование? Какими способами оно проводится?

16. Какие фильтрующие материалы применяются в фармацевтическом производстве? Какие требования к ним предъявляются?

17. Какие типы фильтров используют для отделения твердой фазы? Каковы их устройство их принцип работы? Каковы их преимущества и недостатки?

18. Что такое центрифугирование? Какие типы центрифуг вы знаете? В каких случаях они применяются? Каковы их устройство и принцип работы? Каковы их преимущества и недостатки?

19. Дайте общую схему водоподготовки: основные стадии и операции.

20. Как получают деминерализованную воду? Для каких целей?

21. В каких аппаратах получают дистиллированную воду? Какие требования к ней предъявляются? Как ее хранят?

ТЕМА №7: ИНЬЕКЦИОННЫЕ РАСТВОРЫ В АМПУЛАХ. ПОДГОТОВКА АМПУЛ К НАПОЛНЕНИЮ.

Цель:Изучить и усвоить условия фармацевтического производства стерильных и асептический приготовляемых лекарственных форм для инъекций cоответствующее требованиям «Надлежащей производственной практики – GMP», необходимое для подготовки компетентного специалиста. Изучить и знать свойства стекла и полимерных материалов для производства ампул, флаконов и шприц-тюбиков

Задачи обучения:

-сформировать теоретические знания по данной теме (когнитивный компонент);

- ознакомиться с номенклатурой стерильных лекарственных препаратов для инъекций, изучить СТ РК – 2006, «Надлежащей производственной практики. Общие положения» гармонизированные с международными стандартами GMP, способствовать овладению навыками по свойствам стекла и полимерных материалов для производства ампул, флаконов и шприц-тюбиков, технологическим приемам выделки ампул, подготовки их к наполнению а также овладеть соответствующими навыками (операциональный компонент);

- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);

- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство стерильных и асептически приготовляемых лекарственных форм для инъекций. (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);

- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.

Основные вопросы темы:

1. Понятие стерильность и апирогенность. Официальные методы их определения. Испытание методом мембранной фильтрации методом прямого посева. Биологиеские индикаторы.

2. Механические примеси, Источники их образования и удаления.

3. Питательные среды. Тест-микроорганизмы.

4. Способы осуществления стерилизации. Перечень и оценка надежности.

5. Аппараты для проведения стерилизации. Персонал для работы в этих установках и оборудованиях.

6. Условие для приготовления инъекционных растворов. Чистые зоны. Рекомендации GMP по организации чистых зон. Критерий, при классификации чистых зон.

7. Требования помещениям, оборудованиям и персоналу, его одежде по СТ РК – 2006, «Надлежащей производственной практики».

8. Асептическое условие и его обеспечение.

9. Стекло. Состав и марки стекла

10. Регламентное предназначение первичных упаковок из стекла в зависимости от марки стекла.

11. Полимерные материалы. Регламентное предназначение первичных упаковок из полимерных материалов в зависимости от марки полимера.

12. Стеклянные дроты, их калибровка и мойка.

13. Установки для выделки ампул и их мойка, сушка.

14. Испытание механической и химической стойкости ампул и флаконов.

Форма проведения занятия:семинар

Методы обучения и преподавания:работа вмалых группах, защита научных проектов, дискуссия по методу кубика, тестирование.

Задание № 1 Составить рабочую пропись для получения 250 мл 20% раствора кофеина-бензоата натрия.

Задание № 2Составить рабочую пропись для получения 20 ам­пул вместимостью 1 мл 20% раствора камфоры в масле.

Задание № 3 Определить степень разрежения (глубину вакуу­ма) при наполнении ампул по 1,1 мл.

Задание № 4 Приготовлено 250 мл раствора кофеина-бензоата натрия. Анализ показал, что раствор содержит 19% препарата. Сколько надо добавить кофеина-бензоата натрия для получения 20% раствора?

Задание № 5Приготовлено 250 мл раствора кофеина-бензоата натрия. Анализ показал, что раствор содержит 21% пре­парата. Сколько нужно добавить воды для получения 20% раствора?

Задание № 6При проверке термической стойкости 100 ампул из одной партии 24 оказались лопнувшими. Чем объяс­няется низкая прочность ампул и возможно ли ее по­высить?.

Задание № 7В каких случаях и в каких количествах использу­ют активированный уголь в процессе изготовления инъ­екционных растворов. Как его необходимо предвари­тельно обработать?

Задание № 8 В ампулах с 25% раствором глюкозы из одной производственной серии часть ампул содержит бесцвет­ный раствор, другая часть —раствор с явным желтым оттенком. В отдельных ампулах наблюдаются посторон­ние включения, имеющие вид черных хлопьев различ­ной величины и формы. Чем можно объяснить указан­ные явления? В чем заключается дефект работы и как он может быть предупрежден?

Литература:

основная:

1. Чуешов В.И. Промышленная технология лекарств.- Харьков: НФАУ, 2002. - Т. 1.- 560 с.; Т.2. – 472 с.

дополнительная:

1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.

2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.

3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина.– 2008.– Изд. 15.

4. Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Технология изготовления лекарственных форм. Ростов-на-Дону: «Феникс».– 2002.– 448 с.

7. Приказы МЗ РК.

Заключительный контроль (тестирование):

1. Требования, предъявляемые к готовым ампульным растворам: (4)

1) апирогенность

2) отсутствие механических примесей

3) однородность смешивания

4) стабильность

5) стерильность

2. Класс чистоты производственных помещений для изготовления инъекционных растворов определяется: (2)

1) видом используемой системы очистки и вентиляции воздуха

2) специальной санитарной подготовкой помещения

3) содержаниём механических частиц в 1 мм воздуха

4) определенным температурным режимом

5) содержанием микробных клеток в 1 мм воздуха

3. Помещение 1 класса чистоты используют для следующих технологических операций: (2)

1) мойки дрота

2) приготовления инъекционных растворов

3) этикетирования ампул

4) заполнения ампул инъекционным раствором

5) отжига ампул

4. Расчет изотонической концентрации растворов проводят: (3)

1) по закону Рауля

2) по эквиваленту по натрию хлорида

3) на основе закона Фика

4) по закону Вант-Гоффа

5) по таблице растворимости

5. Марки ампульного стекла: (2)

1) АБ-1

2) МТ

3) НС-1

4) ОС

5) МТ-3

6. Назовите способы мойки дрота: (1)

1) камерный

2) химический

3) вакуумный

4) паро-конденсаторный

5) текучим паром

7. Какими способами осуществляется наполнение ампул: (2)

1) вакуумный

2) шприцевой

3) конденсаторный

4) капельный

5) механический

8. Вакуумные способы мойки ампул: (2)

1) параконденсационный

2) турбовакуумный

3) шприцевой

4) ультразвуковой

5) термический

9. Для каких растворов можно использовать ампулы марки АБ-1: (1)

1) раствора глюкозы

2) атропина сульфата

3) новокаина

4) дикаина

5) масляного раствора камфоры

10. К стеклу для изготовления ампул предъявляют следующие

требования: (3)

1) термическая устойчивость

2) химическая устойчивость

3) прозрачность

4) тугоплавкость

5) отсутствие механических включений

11. Для изготовления ампульного стекла используют: (4)

1) кальция карбонат

2) кремния диоксид

3) натрия карбонат

4) калия карбонат

5) серебра нитрат

12. Методы, обеспечивающие высокую точность наполнения ампул: (3)

1) шприцевой

2) вакуумный

3) пароконденсационный

4) камерный

5) ультразвуковой

13. Номинальная емкость ампул: (3)

1) 1 мл

2) 2 мл

3) 6мл

4) 4 мл

5) 5 мл

14. Вода деминерализованная получается с помощью: (1)

1) перегонки питьевой воды в аквадистилляторах

2) перегонки обессоленной воды

3) кипячения

4) ионного обмена

5) осмоса

15. Стерилизация готовых к наполнению ампул осуществляется: (1)

1) в автоклавах под давлением

2) текучим паром

3) химическим путем

4) нагретым воздухом

5) тиндализацией

16. С какой целью производят силиконирование ампул? (1)

1) для повышения термической стойкости

2) для повышения механической прочности

3) для снятия остаточного напряжения в стекле

4) для удлинения срока годности препарата

5) для повышения легкоплавкости ампульного стекла

17. С какой целью производят отжиг ампул? (1)

1) для повышения химической стойкости

2) для повышения термической стойкости

3) для повышения легкоплавкости

4) для повышения водостойкости

5) для защиты от света

Наши рекомендации