Тема: водные растворы. приготовление раствора основного ацетат свинца, алюминия. стандартизация.
Цель: научиться обосновывать и проводить технологические процессы получения растворов, осуществлять постадийный контроль, стандартизацию, готового продукта, делать правильный выбор условии хранения, оценивать качество готового продукта.
Задачи обучения:
- знать характеристику, классификацию медицинских растворов;
- знать особенности технологии официнальных водных растворов;
- знать пути интенсификации процесса растворения;
- знать способы перемешивания, типы мешалок;
- знать способы жидкостей от твердой фазы (способы очистки), гидродинамические процессы;
- знать номенклатуру и принцип работы аппаратур по теме занятия.
Основные вопросы темы:
1. Медицинские растворы. Характеристика. Классификация. Номенклатура.
2. Приготовление растворов различными способами (растворение, химическое взаимодействие).
3. Особенности технологии следующих официальных водных растворов: 8 % -ного раствора основного ацетат алюминия, раствора основного ацетата свинца, жидкости Фаулерова, раствора известковой воды.
4. Стандартизация растворов по содержанию действующих веществ и плотности растворов. Хранение.
5. Растворение - как диффузионно-кинетический процесс. Пути интенсификации процесса растворения: температурный и гидродинамический режимы, предварительное измельчение твердых веществ.
6. Перемешивание: механическое, акустическое, пневматическое, циркуля-ционное. Области их применения. Виды и конструкции мешалок: пропеллерные, турбинные, лопастные.
7. Разделение жидких гетерогенных систем или способы очистки растворов: отстаивание, фильтрование, центрифугирование.
8. Отстойники, их типы. Области их применения. Преимущества и недостатки.
9. Фильтры, их типы. Принцип их работы. Области их применения. Преимущества и недостатки.
10. Центрифуги, их типы. Принцип их работы. Области их применения. Преимущества и недостатки.
11. Водоподготовка: основные стадии и операции. Применяемое оборудование. Деминерализованная вода. Дистиллированная (очищенная) вода.
12. Стандартные растворы, их номенклатура и классификация. Разведение стандартных растворов. Применение стандартных растворов.
Методы обучения и преподавания:малые группы, дискуссия, презентации
Литература:
Основная:
1.Промышленная технология лекарств. Под ред. В.И, Чуешова в 2-х томах. Харьков. Изд. ИФАХ, МТК книга 2002 г.
2. Исходные материалы для производства лекарственных средств. В.Ф. Столыпин, Л.Л. Гурарий., МИА, Москва,2003 г.
Дополнительная:
1. Приказ №142 МЗРК «Правила приготовления лекарственных средств», Астана, 2004г.
Контроль (вопросы)
1. Дайте характеристику и классификацию медицинских растворов. Приведите примеры.
2. Дайте общую технологическую схему приготовления растворов.
3. В чем особенности получения растворов:
а) методом растворения; б) в результате химического взаимодействия?
4. Расскажите технологию получения жидкости Бурова двумя способами. В чем отличие продуктов, полученных разными способами?
5. Как получить раствор ацетата свинца основного?
6. Как получить Фаулеров раствор?
7. По каким показателям и какими методами проводится стандартизация растворов?
8. Как проводится разведение стандартных растворов?
9. Как фасуют и упаковывают растворы? Как их хранят?
10. Дайте характеристику растворению как диффузионно-кинетическому процессу. Какими способами можно его интенсифицировать?
11. Какими способами проводится перемешивание жидкостей? Дайте характеристику каждого способа. В каких случаях применяется каждый способ?
12. Какие типы мешалок используют в фармацевтическом производстве?
13. Как проводится очистка растворов?
14. Что такое отстаивание? Какие отстойники применяются? Каковы их устройство и принцип работы? В чем заключаются их недостатки? В каких случаях они применяются?
15. Что такое фильтрование? Какими способами оно проводится?
16. Какие фильтрующие материалы применяются в фармацевтическом производстве? Какие требования к ним предъявляются?
17. Какие типы фильтров используют для отделения твердой фазы? Каковы их устройство их принцип работы? Каковы их преимущества и недостатки?
18. Что такое центрифугирование? Какие типы центрифуг вы знаете? В каких случаях они применяются? Каковы их устройство и принцип работы? Каковы их преимущества и недостатки?
19. Дайте общую схему водоподготовки: основные стадии и операции.
20. Как получают деминерализованную воду? Для каких целей?
21. В каких аппаратах получают дистиллированную воду? Какие требования к ней предъявляются? Как ее хранят?
ТЕМА №7: ИНЬЕКЦИОННЫЕ РАСТВОРЫ В АМПУЛАХ. ПОДГОТОВКА АМПУЛ К НАПОЛНЕНИЮ.
Цель:Изучить и усвоить условия фармацевтического производства стерильных и асептический приготовляемых лекарственных форм для инъекций cоответствующее требованиям «Надлежащей производственной практики – GMP», необходимое для подготовки компетентного специалиста. Изучить и знать свойства стекла и полимерных материалов для производства ампул, флаконов и шприц-тюбиков
Задачи обучения:
-сформировать теоретические знания по данной теме (когнитивный компонент);
- ознакомиться с номенклатурой стерильных лекарственных препаратов для инъекций, изучить СТ РК – 2006, «Надлежащей производственной практики. Общие положения» гармонизированные с международными стандартами GMP, способствовать овладению навыками по свойствам стекла и полимерных материалов для производства ампул, флаконов и шприц-тюбиков, технологическим приемам выделки ампул, подготовки их к наполнению а также овладеть соответствующими навыками (операциональный компонент);
- привить коммуникативные навыки студентам (последовательно аргументировать высказывания, структурированно излагать содержание, отстаивать собственную точку зрению, вести дискуссию и т.д.);
- ознакомить с нормативными документами, регламентирующими производство стерильных и асептически приготовляемых лекарственных форм для инъекций. (ГФ РК, Сборник законодательных нормативных актов и др.);
- мотивировать обучающихся к непрерывному совершенствованию, к развитию своих способностей по самостоятельному и оригинальному осмыслению данной темы.
Основные вопросы темы:
1. Понятие стерильность и апирогенность. Официальные методы их определения. Испытание методом мембранной фильтрации методом прямого посева. Биологиеские индикаторы.
2. Механические примеси, Источники их образования и удаления.
3. Питательные среды. Тест-микроорганизмы.
4. Способы осуществления стерилизации. Перечень и оценка надежности.
5. Аппараты для проведения стерилизации. Персонал для работы в этих установках и оборудованиях.
6. Условие для приготовления инъекционных растворов. Чистые зоны. Рекомендации GMP по организации чистых зон. Критерий, при классификации чистых зон.
7. Требования помещениям, оборудованиям и персоналу, его одежде по СТ РК – 2006, «Надлежащей производственной практики».
8. Асептическое условие и его обеспечение.
9. Стекло. Состав и марки стекла
10. Регламентное предназначение первичных упаковок из стекла в зависимости от марки стекла.
11. Полимерные материалы. Регламентное предназначение первичных упаковок из полимерных материалов в зависимости от марки полимера.
12. Стеклянные дроты, их калибровка и мойка.
13. Установки для выделки ампул и их мойка, сушка.
14. Испытание механической и химической стойкости ампул и флаконов.
Форма проведения занятия:семинар
Методы обучения и преподавания:работа вмалых группах, защита научных проектов, дискуссия по методу кубика, тестирование.
Задание № 1 Составить рабочую пропись для получения 250 мл 20% раствора кофеина-бензоата натрия.
Задание № 2Составить рабочую пропись для получения 20 ампул вместимостью 1 мл 20% раствора камфоры в масле.
Задание № 3 Определить степень разрежения (глубину вакуума) при наполнении ампул по 1,1 мл.
Задание № 4 Приготовлено 250 мл раствора кофеина-бензоата натрия. Анализ показал, что раствор содержит 19% препарата. Сколько надо добавить кофеина-бензоата натрия для получения 20% раствора?
Задание № 5Приготовлено 250 мл раствора кофеина-бензоата натрия. Анализ показал, что раствор содержит 21% препарата. Сколько нужно добавить воды для получения 20% раствора?
Задание № 6При проверке термической стойкости 100 ампул из одной партии 24 оказались лопнувшими. Чем объясняется низкая прочность ампул и возможно ли ее повысить?.
Задание № 7В каких случаях и в каких количествах используют активированный уголь в процессе изготовления инъекционных растворов. Как его необходимо предварительно обработать?
Задание № 8 В ампулах с 25% раствором глюкозы из одной производственной серии часть ампул содержит бесцветный раствор, другая часть —раствор с явным желтым оттенком. В отдельных ампулах наблюдаются посторонние включения, имеющие вид черных хлопьев различной величины и формы. Чем можно объяснить указанные явления? В чем заключается дефект работы и как он может быть предупрежден?
Литература:
основная:
1. Чуешов В.И. Промышленная технология лекарств.- Харьков: НФАУ, 2002. - Т. 1.- 560 с.; Т.2. – 472 с.
дополнительная:
1. Государственная Фармакопея Республики Казахстан. – том 1 – Алматы. – Издательский дом: «Жибек жолы».– 2008.– 592 с.
2. Государственная Фармакопея Республики Казахстан.– том 2. – Алматы.– Издательский дом: «Жибек жолы».– 2009. – 792 с.
3. Машковский М.Д. Лекарственные средства. М.: Медицина.– 2008.– Изд. 15.
4. Милованова Л.Н., Тарусова Н.М., Бабошина Е.В. Технология изготовления лекарственных форм. Ростов-на-Дону: «Феникс».– 2002.– 448 с.
7. Приказы МЗ РК.
Заключительный контроль (тестирование):
1. Требования, предъявляемые к готовым ампульным растворам: (4)
1) апирогенность
2) отсутствие механических примесей
3) однородность смешивания
4) стабильность
5) стерильность
2. Класс чистоты производственных помещений для изготовления инъекционных растворов определяется: (2)
1) видом используемой системы очистки и вентиляции воздуха
2) специальной санитарной подготовкой помещения
3) содержаниём механических частиц в 1 мм воздуха
4) определенным температурным режимом
5) содержанием микробных клеток в 1 мм воздуха
3. Помещение 1 класса чистоты используют для следующих технологических операций: (2)
1) мойки дрота
2) приготовления инъекционных растворов
3) этикетирования ампул
4) заполнения ампул инъекционным раствором
5) отжига ампул
4. Расчет изотонической концентрации растворов проводят: (3)
1) по закону Рауля
2) по эквиваленту по натрию хлорида
3) на основе закона Фика
4) по закону Вант-Гоффа
5) по таблице растворимости
5. Марки ампульного стекла: (2)
1) АБ-1
2) МТ
3) НС-1
4) ОС
5) МТ-3
6. Назовите способы мойки дрота: (1)
1) камерный
2) химический
3) вакуумный
4) паро-конденсаторный
5) текучим паром
7. Какими способами осуществляется наполнение ампул: (2)
1) вакуумный
2) шприцевой
3) конденсаторный
4) капельный
5) механический
8. Вакуумные способы мойки ампул: (2)
1) параконденсационный
2) турбовакуумный
3) шприцевой
4) ультразвуковой
5) термический
9. Для каких растворов можно использовать ампулы марки АБ-1: (1)
1) раствора глюкозы
2) атропина сульфата
3) новокаина
4) дикаина
5) масляного раствора камфоры
10. К стеклу для изготовления ампул предъявляют следующие
требования: (3)
1) термическая устойчивость
2) химическая устойчивость
3) прозрачность
4) тугоплавкость
5) отсутствие механических включений
11. Для изготовления ампульного стекла используют: (4)
1) кальция карбонат
2) кремния диоксид
3) натрия карбонат
4) калия карбонат
5) серебра нитрат
12. Методы, обеспечивающие высокую точность наполнения ампул: (3)
1) шприцевой
2) вакуумный
3) пароконденсационный
4) камерный
5) ультразвуковой
13. Номинальная емкость ампул: (3)
1) 1 мл
2) 2 мл
3) 6мл
4) 4 мл
5) 5 мл
14. Вода деминерализованная получается с помощью: (1)
1) перегонки питьевой воды в аквадистилляторах
2) перегонки обессоленной воды
3) кипячения
4) ионного обмена
5) осмоса
15. Стерилизация готовых к наполнению ампул осуществляется: (1)
1) в автоклавах под давлением
2) текучим паром
3) химическим путем
4) нагретым воздухом
5) тиндализацией
16. С какой целью производят силиконирование ампул? (1)
1) для повышения термической стойкости
2) для повышения механической прочности
3) для снятия остаточного напряжения в стекле
4) для удлинения срока годности препарата
5) для повышения легкоплавкости ампульного стекла
17. С какой целью производят отжиг ампул? (1)
1) для повышения химической стойкости
2) для повышения термической стойкости
3) для повышения легкоплавкости
4) для повышения водостойкости
5) для защиты от света