Определение центра тяжести самолета
Расчет центра тяжести самолета по графику начинается с определения взлетного веса самолета. Для простоты расчета в качестве начального веса принят вес снаряженного самолета:
а) Л-200А составляет 1378 кг (вес пустого самолета 1275 кг, в т.ч. - пилота 80 кг и 23 кг масла).
При этом центровка самолета составляет 15,3% САХ (на рис. 1 и 2 это соответствует исходной вертикальной линии от точки А).
б) Л-200Д составляет 1435 кг (вес пустого самолета без антифриза для винтов – 1332 кг, вес пилота 80 кг и масла 23 кг).
При этом центровка самолета составляет 15% САХ.
К этим начальным весам прибавляется вес загрузки самолета: пассажиры (вес каждого пассажира принимается 75 кг), груз в багажнике и топливо.
Определив взлетный вес самолета, начинают рассчитывать его центр тяжести.
Для примера определим центровку самолета по рис. 1.
Примем, что загрузку самолета Л-200А составляют 4 пассажира (один на переднем сиденье и три—на заднем) и 50 кг груза в багажнике. Топливо в количестве 222 кг расположено: 167 кг—в основных баках л 55 кг—в дополнительных (см. табл. 3).
Взлетный вес самолета при такой загрузке составляет 1950 кг. Для определения центровки самолета по рис. 1 необходимо:
1) от исходной вертикальной линии, соответствующем центровке снаряженного самолета (15,3% САХ), отмеряем по шкале отрезок, соответствующий размещению одного пассажира на переднем сиденье, и находим точку 1,
2) из точки 1 опускаем вертикаль на шкалу размещения пассажиров на заднем сиденье и, отмеряя вправо отрезок, равный трем делениям (3 пассажира), находим точку 2;
3) из точки 2 опускаем вертикаль на шкалу заправки топливом основных баков и, отмеряя отрезок, равный 167 кг (три с четвертью деления), находим точку 3;
4) из точки 3 опускаем вертикаль на шкалу заправки топливом дополнительных баков и, отмеряя отрезок, равный 55 кг (одно деление и одна треть деления), находим точку 4;
5) из точки 4 опускаем вертикаль па шкалу загрузки багажника и, отмеряя отрезок, равный 50 кг (5 делений), находим точку 5;
6) из точки 5 опускаем вертикаль на шкалу влияния уборки шасси и отмеряя отрезок, равный одному делению, находим точку 6;
7) из точки 6 опускаем вертикаль на шкалу центровок до переселения с горизонтальной линией, соответствующей полученному ранее взлетному весу самолета в нашем примере 1950 кг), и находим точку 7.
8) Проводим из точки 7 линию параллельно ближайшей наклонной до пересечения с нижней горизонтальной линией центровок самолета, на которой определяем окончательное положение центра тяжести самолета в % САХ.
В нашем примере центровка будет равна 28,8% САХ.
Таким методом можно определить центровку для любого варианта загрузки самолета
Л-200А—как для взлетного, так и для посадочного веса самолета.
Определение центровки по рис. 2 для самолета Л-200Д производится таким же методом.
Варианты загрузки самолета Л-200Д представлены в табл. 4.
Таблица 3
Варианты загрузки самолета Л-200А
№ п/п | Наименование загрузки | Варианты | |||||
Вес пустого самолета, кг.1 | 1 1275 | ||||||
Пилот, (один), кг | |||||||
Авиамасло, кг | |||||||
Топливо в основных баках, кг | — | ||||||
То же в дополнительных баках, кг | — | ||||||
Пассажиры: — на переднем сиденье, кг | — | 1/75 | 1/75 | 1/75 | 1/75 | — | |
— на заднем сиденье, кг | — | 3/225 | 2/150 | 2/150 | 1/75 | — | |
Груз в багажнике | — | ||||||
Вес снаряженного самолета, кг | |||||||
Взлетный вес, кг | |||||||
Центровка самолета в % САХ: | |||||||
— на взлете (шасси убрано) | 15,3 | 28,8 | 27,6 | 27,9 | 28,8 | 24,6 | |
— на посадке (шасси выпущено) . | 15,3 | 27,2 | 24,9 | 24,2 | 25,2 | 19,9 |
Примечание. Центровка на посадке дается при остатке топлива в баках 50 кг.
Таблица 4
Варианты загрузки самолета Л-200Д
№ п/п | Наименование загрузки | Варианты | |||
Вес пустого самолета, кг | |||||
Пилот (один), кг | |||||
Авиамасло, кг | |||||
Топливо в основных баках, кг | — | ||||
То же в дополнительных баках, кг | — | — | — | ||
Пассажиры: | |||||
на переднем сиденье, кг | — | 1/75 | 1/75 | — | |
на заднем сиденье, кг | — | 3/225 | 3/225 | — | |
Груз в багажнике, кг | — | ||||
Вес снаряженного самолета, кг | |||||
Взлетный вес, кг | — | ||||
Центровка самолета в % САХ: | |||||
—на взлете (шасси убрано) | 15,0 | 28,7 | 28,5 | 24,0 | |
—на посадке (шасси выпущено) | 15,0 | 26,9 | 26,9 | 19,1 |
Примечание. Центровка на посадке дается при остатке топлива в баках 50 кг.
Расчет заправки
Потребное для выполнения рейса количество горючего определяют как сумму:
G гор. = G расх. + G н.з. + G зем.
где: G pacx. — количество горючего, расходуемое в полете на заданное расстояние от момента взлета до посадки без навигационного запаса;
G н.з. — навигационный запас горючего;
G зем. — количество горючего, расходуемое на земле на прогрев, опробование двигателей и руление.
Заправку самолета производить в соответствии с расчетом, выполненным по следующей схеме:
1. Количество горючего, расходуемое в полете (G pacx.) определяют как сумму количеств горючего, потребного для выполнения набора (G наб.) заданной высоты и горизонтального полета (G г.п.) на заданной скорости.
Расходы горючего в наборе высоты и в горизонтальном полете приведены в табл. 2 и 5.
Таблица 5
Расход топлива в наборе высоты на режиме максимальной скороподъемности
при n = 2600 об/мин, Рк = 740 мм рт.ст. с включенным нагнетателем.
Высота, м | Время набора, мин. | Расход топлива, л |
8,5 | ||
18.5 | ||
2. Навигационный запас горючего устанавливается командиром отряда в зависимости от характера летного задания, но не менее чем на один час полета.
3. Горючее, предназначенное на прогрев, опробование и руление, не включают в расчет загрузки самолета; его заправляют каждый раз в соответствии с конкретными условиями. Это количество горючего составляет 5—7 кг и, как правило, к моменту взлета оказывается полностью израсходованным.
Заправка самолета горючим.
Двигатели М-337 эксплуатируются на бензине с октановым числом в пределах 72—80.
Рекомендуется зимой и летом применять смесь бензина, состоящую из 25% Б-91/115 и 75% Б-70.
Перед заправкой необходимо проверить:
а) соответствует ли паспорту сорт бензина, предъявляемый для заправки, и есть ли в паспорте отметка сменного инженера или ОТК ЛЭРМ, разрешающего заправку;
б) заземлен ли самолет и бензозаправщик;
в) имеются ли у самолета противопожарные средства (огнетушитель, ящик с песком и проч.).
Заправку производить через заливные горловины, используя воронку с замшей, при этом равномерно распределять топливо в левую и правую группу баков.
Емкость основных баков, подвешенных на концах крыла — 230 л (2 бака по 115 л). Емкость дополнительных баков в крыле — 190 л (2 бака по 95 л). Общий объем топливных баков 420 л.
Количество заправленного топлива контролировать:
- на самолете Л-200А в основных баках—по показаниям бензиномеров в кабине самолета; в дополнительных баках—по мерным линейкам в горловинах бензобаков
- на самолете Л-200Д в основных баках — по верхней шкале бензиномеров; в дополнительных баках - по нижней шкале бензиномеров.
Через 15 мин. после заправки слить 0,5 л отстоя из каждого бака. Если при сливе отстоя в бензине будут обнаружены следы грязи или механических примесей, необходимо полностью слить горючее из бензобаков и промыть всю бензосистему.
Если при сливе отстоя в бензине будут обнаружены капли воды, то продолжать слив отстоя до исчезновения следов воды в бензине.
В снегопад и дождь заправку горючим производить только в случае крайней необходимости и обязательно под специальным брезентовым чехлом, при этом чехол с пистолета заправщика разрешается снимать только под брезентовым чехлом перед горловиной бензобака.
Заправка самолета маслом.
Для двигателей М- 337 разрешается применять зимой и летом масла МС- 20 и МК- 22, которые можно смешивать между собой в любых пропорциях. Масло заправлять через воронку с частой сеткой. Количество масла, заправляемого в каждый бак, составляет 12 л. Объем бака — 15 л.
Наличие в баке менее 7л масла считается недостаточным для выполнения полета. Количество масла в баках проверять мерной линейкой. Во время дождя или снегопада производить заправку маслом и проверять количество масла в баках не разрешается. В случае крайней необходимости заправки в таких условиях прикрыть горловину бака и пистолет маслозаправщика специальным чехлом. Зимой заправлять бак маслом, нагретым до 75—80°С.
Осмотр самолета пилотом
Принять от авиатехника доклад о готовности самолета к вылету. Осмотреть самолет. Зимой убедиться, что весь самолет очищен от снега, инея и льда.
Осмотр рекомендуется выполнять по следующему маршруту:
а) передняя часть фюзеляжа и переднее колесо;
б) левая винтомоторная установка и левое шасси;
в) левая половина крыла;
г) левая сторона фюзеляжа;
д) хвостовое оперение;
с) правая сторона фюзеляжа;
ж) правая половина крыла;
з) правая винтомоторная установка и правое шасси;
и) кабина самолета.
Передняя часть фюзеляжа. Убедиться; в целости стекла и фары, что замки носового люка фюзеляжа закрыты; в отсутствии повреждения в покрышке и деталях переднего шасси. Проверить, нет ли грязи в замке фиксации шасси в убранном положении.
Винтомоторные установки. 1. Осмотреть винты и коки винтов. Убедиться в отсутствии забоин, повреждений, люфтов.
2. Осмотреть капоты двигателей. Убедиться, что замки капотов закрыты правильно.
3. Убедиться в отсутствии течи бензина и масла из-под капота.
Шасси. 1. Убедиться в отсутствии повреждений и разрушений в элементах основных шасси.
2. Осмотреть покрышки, нет ли наружных повреждений. Проверить по обжатию зарядку пневматиков. Давление в пневматиках основных колес 3±0,2 кг/см2. Давление в пневматике переднего колеса 1,2 кг/см2.
3. Убедиться, что элементы шасси, а также механизмы выпуска и уборки шасси очищены от пыли и грязи.
Крыло. 1. Убедиться, что обшивка крыла, элеронов и щитков не имеет повреждений, крепление элеронов и щитков исправно, лючки в крыле закрыты правильно.
2. Лично проверить заправку самолета топливом, маслом и гидросмесью. Смеси
АМГ-10 должно быть в баке 2,5—3 л. Осмотреть дренажные трубки бензобаков.
3. Убедиться, что с приемника воздушного давления на левой половине крыла снят чехол.
Поверхность кабины и фюзеляжа. 1. Убедиться в целости остекления кабины и обшивки фюзеляжа. Осмотреть стеклоочиститель—нет ли повреждений.
2. Произвести наружный осмотр кабины, нижней части фюзеляжа и обшивки задней части фюзеляжа.
Проверить крепление стального башмака и концевого обтекателя под стабилизатором.
3. Убедиться, что все контрольные лючки и дверь багажника закрыты правильно.
4. Проверить надежность крепления обтекателей между фюзеляжем и крылом.
Хвостовое оперение. 1. Убедиться, что обшивка хвостового оперения не имеет повреждений, крепление рулей высоты и поворота исправно.
2. Убедиться в исправности обшивки и подвески триммеров руля высоты и руля поворота.
Кабина самолета. I. Проверить общее состояние кабины и убедиться, что нет посторонних предметов и сиденья не имеют повреждений, а механизмы замков дверей исправны.
2. Проверить перемещение сиденья, состояние привязных ремней, прилегание дверей и надежность закрытия замков.
3. Убедиться, что переключатели магнето установлены в положение «Выключено».
4. Снять блокирующее устройство рулей управления самолетом, надеть на него чехол и уложить в багажник.
5. Убедиться в легкости хода штурвала и педалей управления самолетом. Установить триммеры в нейтральное положение.
6. Убедиться, что рукоятка переключателя управления шасси и аварийные ручки находятся в нейтральном положении.
7. Включить АЗС аккумулятора. Проверить заряженность аккумулятора, для чего включить посадочную фару и, нажав кнопку вольтамперметра, измерить напряжение, которое должно быть не менее 24 в. Аккумулятор с пониженным напряжением необходимо заменить заряженным.
8. Поочередным и кратковременным включением АЗС и соответствующих кнопок на щитках управления убедиться в исправности сигнализации (шасси, триммеров, горючего и др.), посадочной и рулежной фар, аэронавигационных огней, освещения.
9. Внешним осмотром убедиться в исправном состоянии приборного оборудования и правильности исходных положений стрелок приборов. Включить электропитание приборов и по показаниям и положениям стрелок убедиться в их исправной работе.
10. Включить гироприборы. Авиагоризонт и курсовой гироскоп полностью готовы к работе соответственно через 5 и 10 мин. после их включения.
11. Сверить бортовые часы с точными.
12. Проверить соответствие показаний мановакуумметра 2МВ-18ПII и шкал барометрического давления высотомеров LUN 1121 атмосферному давлению на аэродроме (предварительно стрелки высотомеров должны быть поставлены на 0 шкалы высоты). Допустимые расхождения показаний соответственно ± 10 мм рт. ст. и ±3 мм рт. ст.
13. Установить задатчик магнитного компаса на заданный курс полета самолета с учетом девиации компаса и угла сноса на этом курсе.
14. Поставить курсозадатчик курсового гироскопа на заданный магнитный курс полета самолета.
15. Осмотреть самолетное радиооборудование и проверить его работу под напряжением в присутствии техника РЭСОС.
Порядок включения радиооборудования указан в разделе «Проверка радиооборудования при питании от аэродромного источника электроэнергии».
16. При внешнем осмотре радиооборудования убедиться, что:
а) антенные устройства, расположенные снаружи фюзеляжа, исправны, а в зимних условиях свободны ото льда и инея;
С) передняя панель приемопередатчика радиостанции, блоки и щиток управления радиокомпасом и индикатор курса, а также шнуры телефонов и микрофона (ларингофона) не имеют повреждений.
17. Проверить наличие в кабине всех необходимых документов и убедиться, что в багажном отсеке находятся оборудование для швартовки, струбцины и чехлы.
18. Разрешить посадку пассажиров в кабине самолета согласно произведенному ранее расчету по загрузке и центровке самолета.
19. Произвести подготовку к запуску и запуск двигателей, как указано ниже.
Подготовка двигателя к запуску
1. Убедиться, что самолет отвязан и около него имеются аэродромные огнетушители.
2. Перед первым запуском двигателя после длительной стоянки (более 5 суток) вывернуть из всех цилиндров по одной свече и ослабить впрыскивающие форсунки во всасывающем патрубке; провернуть коленчатый вал двигателя при закрытом дросселе до появления топлива во всех форсунках. Во время проворачивания винта давление масла по манометру должно быть около 0,5 кг/см2. Установить свечи на место и затянуть форсунки.
3. Открыть топливные краны в положение «Основные баки».
4. Запуск двигателей можно производить как от бортового аккумулятора, так и от аэродромного источника электроэнергии. Включить АЗС генераторов и нагнетатели.
5. Включить главный выключатель, АЗС аккумулятора, приборов двигателей и подкачивающих насосов.
6. Как только давление бензина в системе повысится до 0,2—0,3 кг/см2, выключить все АЗС, проверить, выключено ли зажигание, и подать команду «Провернуть винт». Механик проворачивает винт после того, как на свой вопрос «Выключено?» получит утвердительный ответ «Выключено».
Предупреждение. Во избежание несчастных случаев винт на горячем двигателе при температуре цилиндров выше 70°С не проворачивать.
7. Подать команду «От винта» и, убедившись, что она выполнена, включить главный выключатель. АЗС аккумулятора, приборов двигателя, сигнализации, воздушных винтов, генераторов и подкачивающих насосов. Нажать на кнопку «Разбег» на щитке управления винтами (для самолета Л-200А). На самолете Л-200Д установить винт в положение малого шага. Включить нагнетатели. Установить сектор газа в положение, соответствующее 1000 об/мин. Включить зажигание на оба магнето запускаемого двигателя и нажать соответствующую кнопку стартера.
Перед запуском рычаг коррекции смеси рекомендуется установить в следующее положение:
а) при нормальной температуре наружного воздуха — в среднее положение, соответствующее нормальной смеси;
б) при низких температурах—в положение нормально + 2 деления по лимбу насоса, что соответствует богатой смеси;
в) при высоких температурах - и положение «Нормально».
Для облегчения запуска перед проворачиванием винта необходимо залить двигатель бензином с помощью заливочного шприца, расположенного на левой стороне мотогондолы.
Заливку следует производить в количестве:
- при нормальных температурных условиях 2—3 хода плунжера насоса, а при высоких— 1—2 хода плунжера насоса;
- при отрицательных температурах наружного воздуха, при подогретом двигателе - 3—4 хода плунжера насоса.
При запуске горячего двигателя заливку плунжером производить не следует. Рычаг дросселя перед запуском рекомендуется устанавливать в среднее положение на колонке управления двигателями.
8. После запуска двигателя выключить нагнетатель, перевести рычаг корректора смеси в положение «Нормально» и работать на 1000 об/мин в течение 1—2 мин.
Не позднее, чем через 10—15 сек. после запуска давление масла должно быть не ниже 2,5 кг/см2. В противном случае двигатель необходимо выключить.
9. Если двигатель не запустился после нескольких попыток, следует выключить зажигание и повторить операции, изложенные в пп. 4—7.
Предупреждение. Запуск от стартера разрешается производить не более трех раз с интервалом 30 сек. между запусками, и продолжительность непрерывной работы стартера допускается не более 10 сек. Если в течение трех запусков двигатель не заработает, то необходимо сделать перерыв до полного охлаждения электродвигателя стартера (не менее 10 мин).