Предложения по изменению схемы финансирования атомной энергетики.
Либерализация рынка электроэнергии означает установление равноправных отношений, исключающих скрытые дотации. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 г., атомная энергетика, в отличие от тепловых и гидрогенерирующих компаний, будет финансироваться в том числе и за счет государственного бюджета [28], что не соответствует заявленным рыночным принципам и нелогично с учетом декларируемой дешевизны атомной электроэнергии.
Государственная поддержка атомной энергетики должна осуществляться только из средств от продажи электроэнергии АЭС без скрытых дотаций извне (схема 2). Для этого гражданская и оборонная части бюджета Минатома должны быть разделены. Вся выручка концерна «Росэнергоатом» (доходная часть за исключением оперативных/эксплуатационных расходов, т. е. то, что сейчас называется «резервами развития») должна поступать в специальный фонд по развитию ядерной энергетики и обеспечению безопасности гражданских ядерных объектов в рамках федерального бюджета. (Сейчас вся потенциальная выручка выводится из-под контроля в виде резервов развития. В результате, Минатом направляет практически все эти средства на строительство новых реакторов, а недостаток финансирования существующих ядерных объектов компенсирует за счет скрытых субсидий из федерального бюджета и других источников).
Для упразднения института «резервов развития» необходимо отменить пункт 33 ст. 264 Налогового кодекса РФ и постановление правительства РФ от 30.01.2002 № 68 «Об утверждении правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития».
Все расходы, связанные с финансированием мероприятий
в области ядерной и радиационной безопасности, физической защиты, строительством и выводом из эксплуатации ядерных реакторов и хранилищ радиоактивных материалов и отходов,
а также любые программы, так или иначе связанные с функционированием атомной энергетики, включая социальные программы в регионах размещения АЭС, — все это должно финансироваться исключительно из средств фонда по развитию ядерной энергетики и обеспечению безопасности гражданских ядерных объектов в рамках федерального бюджета.
При этом приоритет должен быть отдан обеспечению должного уровня безопасности на уже действующих объектах,
а также выполнению социальных программ в районах строительства и эксплуатации АЭС. Такой специальный фонд,
в котором собирались бы все свободные средства «Росэнергоатома», может быть создан по аналогии с существующим фондом Минатома.
Литература
1. Электроэнергия АЭС для нужд ОАО «Газпром»// ж-л «Энергия», № 6/2003.
2. Постановление правительства РФ от 30.01.2002 № 68 «Об утверждении правил отчисления эксплуатирующими организациями средств для формирования резервов, предназначенных для обеспечения безопасности атомных станций на всех стадиях их жизненного цикла и развития».
3. Интервью министра по атомной энергии в статье «Даже если погаснет солнце»// Российская газета, 25.06.2002.
4. Постановление Федеральной энергетической комиссии от 16.01.2002 № 2/10 «Об утверждении перечня объектов капитального строительства атомной энергетики, финансируемых за счет целевых инвестиционных средств ГП "Концерн "Росэнергоатом" и Ленинградской АЭС в 2002 году».
5. ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год».
6. ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».
7. Л. Лааксо. Финляндия даст денег на ядерную безопасность в России// РИА «Новости», Хельсинки, 14:33, 28.08.2003.
8. Федеральная целевая программа «Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 гг.: проверка финансирования и хода выполнения»// Бюллетень Счетной палаты РФ, № 3 (51). – М., 2002.
9. Е. Латышев. Проверки на дорогах. Как минировать «особо охраняемые» объекты Минатома»// Новые известия, 25.12.2002.
10. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. – М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2001.
11. М. Бесхмельницын. Отчет о проверке состояния и развития атомной энергетики, ее влияния на формирование федерального бюджета, использование средств федерального бюджета, выделенных на реализацию программы «Топливо и энергия» в 1999-2000 гг., в том числе на строительство Курской АЭС и Калининской АЭС// Бюллетень Счетной палаты РФ, № 4(52). – М., 2002.
12. «Анализ организации и эффективности работ по выполнению действующих международных соглашений Российской Федерации, связанных с ввозом, хранением и переработкой облученного ядерного топлива (ОЯТ) зарубежных ядерных реакторов (проект)». Подготовлен правительством РФ во исполнение поручения президента РФ № Пр-251 от 14.02.2002.
13. Постановление правительства РФ № 763 от 15.10.1992 «О мерах по социальной защите населения, проживающего на территориях, прилегающих к объектам атомной энергетики».
14. Проект постановления Законодательного собрания Ростовской области. Стенограмма заседания Законодательного собрания Ростовской области от 20.03.2002.
15. Ядерная энергетика России: неизвестное об известном. – М.: Гринпис Россия, 2003.
16. И. Рыбальченко. Атомщики провоцируют добычу урана в России// Коммерсантъ, 19.04.2003.
17. «Стратегия развития атомной энергетики в первой половине ХХI века».
Утверждена правительством РФ, 2000.
18. Стенограмма заседания Государственной Думы от 5.03.2003.
19. Постановление правительства РФ от 21.07.1998 № 815 «Об утверждении программы развития атомной энергетики Российской Федерации на 1998-2005 гг. и на период до 2010 г.».
20. Минатом планирует…// Время новостей, 9.10.2003.
21. Газета «Энергия атома», ноябрь 2003 г.
22. А. Кузнецов. Совместными усилиями// Атом-пресса, № 45, 2002.
23. Постановление Федеральной энергетической комиссии № 97-э/2 от 24.12.2002 «Об утверждении перечня объектов капитального строительства атомной энергетики, финансируемого в 2003 году за счет средств резерва ФГУП «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях (концерн «Росэнергоатом»)».
24. Постановление правительства РФ № 923 от 29.12.2001 о внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г.».
25. Russian Weapons Plutonium and the Western Option, Nuclear Disarmament Forum AG, Zug-Switzerland, 2002.
26. «Концепция РФ по обращению с плутонием, высвобождаемым в ходе ядерного разоружения». Разработана рабочей группой Министерства РФ по атомной энергии, 2002.
27. М. Кондраткова. В социальной сфере нет мелочей// Атом-пресса, № 27, 2003.
28. Распоряжение правительства РФ № 1234-р от 28.08.2003 «Об утверждении Энергетической стратегии России до 2020 года».
29. Opportunities for renewable energy in Russia, International Energy Agency, 2003.
30. О. Таргулян, Г. Херсч. Нет утечек нефти и газа в России – нет атомных электростанций. Расчет возможности замещения АЭС при прекращении потерь нефти и газа в результате утечек. – М., 2000.