Чакраманам- хождение с мантрами

К настоящему времени эта практика стала для меня едва ли не основной, поскольку она самым лучшим и ненавязчивым образом объединяет физические аспекты с духовным просветлением. Испытав на самом себе множество самых разных нюансов биоэнергетических практик, я нашел этот метод Чакраманам едва ли не самым лучшим для возвращения внутренней гармонии.

Чакраманам. — букв. «основа колеса» или «круговращение» — древняя индийская практика, подразумевающая синхронизацию шагов со слогами мантры.

Метод исключительно прост: каждый шаг в движении сопровождается произнесением мысленно одного слога или слова из повторяющейся все время мантрической или молитвенной формулы.

Это — динамический аналогджапы (т. е. безостановочного многократного повторения мантры с четками).

Приведу пример: всем известная Харв-Кришна-махамантра (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе) может быть разделена следующим образом: на левый шаг вы произносите мысленно «Харе», тем самым активизируется левая часть аурического кокона, связанная с интуитивным познанием; сменяющий правый шаг сопровождается повторением Святого Имени — «Кришна»; тем самым вы вносите элементы Божественного (т. е. самые тонкие энергии и структурирующие их качества) в правую часть энергетического кокона и рациональный конкретный УМ; затем снова левый шаг сопровождаете «Харе», правый — снова «Кришна»... и т. д. Таким образом, 16 слов-имен в маха-мантре дают минимально 16 шагов при одном повторении. Полный круг в 108 повторений, соответственно, потребует 108х16 шагов, а рекомендуемые 16 кругов махамантры дадут в итоге 108х16 х16 = 27 648 шагов. Если взять за средний шаг примерно 1 фут (около 50 см), то общая продолжительность маршрута, соответствующего полному кругу этой мантры, тогда должна составить чуть больше 13 км (!).

На практике, однако, лучше считать не шаги, ибо это просто невозможно, но засекать на часах время начала и время окончания Чакраманам. Вы можете заметить уже через минуту-другую, что ваше сознание перестало «приклеиваться» к внешним объектам, но углубилось вовнутрь. Этот эффект отключения сознания от органов чувств просто удивителен и может даже опьянять. В любом случае вы почувствуете нахлынувший на вас поток тонких радостных ощущений. Смотрите только не попадите под машину, «отключившись» от материального мира при переходе улицы!

Отключение органов чувств, или значительное ослабление внимания на внешние объекты, делает данный способ повторения мантры (молитвы) походкой Силы. А многократное повторениеСвятого Имени еще более усиливает мощность данной практики.

Вы, наверное, уже знаете, что в Святом Имени как бы сконденсированы, «свернуты» все тончайшие энергии Господа. Подробно об этом говорится в трактате Шрилы Бхакти-виноды Тхакура «Харинама Чинтамани, или Драгоценный Камень Святого Имени», и я отсылаю читателя или к этому трактату или к православной книге «Откровенные рассказы странника».

Самое ценное здесь — это синхронизация движений Плотного физического тела с поступлением тончайших духовных энергий, сосредоточенных в Святом Имени. В итоге четыре низшие тела — Плотное, Эфирное, Астральное и Ментальное — соединяются тонкой координацией с духовными телами Буддхи и Атмой.

Каузальное тело включается в этот процесс синхронизации автоматически, если вы имеете намерение вернуться обратно в Царствие Божье, откуда когда-то изошли. Тем самым происходит просветление Кармы, безо всякой на то диагностики со стороны.

Но самым ценным является нивелирование привлекаемых духовных энергий с интенсификацией Эфирного тела. Последнее оживляет не только сексуального дракона, но и все свойства низшего-«я», тогда как первый аспект автоматически ведет к усилению контроля над низшим «эго». Вот почему эта практика так важна с эзотерических позиций.

Замечу, однако, что перед произнесением Святого Имени следует надлежащим образом настроиться, активизировав в себе благоговейное отношение к Господу. Иначе вы можете невольно оскорбить Святое Имя, и хотя «Господь поругаем не бывает» (Гал 6:7), вы можете все же подпортить свое собственное отношение к Нему. Ибо Имя Господа и Сам Господь нераздельны.

В процессе практики вы сами сможете прочувствовать, что благоговейное отношение к Богу не берется ниоткуда: оно развивается, как и многие иные ценные достижения, в ходе духовного продвижения на Пути...

Добавлю также, что с позиций магических движений К.Кастанеды, вовлечение всей подошвы стопы в практику Чакраманам не только стимулирует окончания эфирных кана-лов-Нади (которых в подошве 72 000), но и усиливает намерение, превращая его в несгибаемое намерение вернуться к Богу

Практика Чакраманам, кроме того, усиливает барьерные функции ауры, способствуя восстановлению или коррекции ауры, и дает в итоге защиту от разнообразных астральных сущностей, или «бесов».

В любом случае, не следует произносить молитвенную формулу вслух и, тем более, громко: это сбивает ритм дыхания, а при систематическом злоупотреблении может привести к различным астматическим или эмфизематозным явлениям.

В заключение также замечу, что это — не кришнаитская практика; по крайней мере в ИСККОН"е она неизвестна. Но вместо Харе-Кришна-мантры вы можете взять «Ом мани падме хум», «Ом намах Шивайя» и т. д. Даже Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе!»

Главное, повторяю, это синхронизация шагов со слогами мантры или словами краткой молитвенной формулы. Кроме того, если следовать идуистским общим рекомендациям, Святые Имена лучше совмещать с «чистой» стороной тела, то есть с правой, а не с левой ногой (рукой при джапе).

Итак, подумайте еще раз о наиболее предпочитаемой вами краткой молитвенной формуле и попробуйте ее практиковать при ходьбе. Начинайте с 5-7 минут, и можете постепенно довести продолжительность до 40-60 минут за одну тренировку.

Другая возможная мантра для практики Чакраманам:

ОМ ШРИМ КРИМ ХРИМ ПХАТ СВАХА

В этой мантре семя-слог ШРИМ связан с богиней Махалакшми; Ш означает Шри Лакш-ми; Р — здоровье; И — удовольствие; КРИМ — это обращение богине Кали; ХРИМ — это биджа-мантра Махамайи, где Х — Шива; Р — это Пракрити (или Природа в ее космическом значении); И — Махамайя; или вселенская иллюзорная сила (т.е. мантра помогает превзойти иллюзорную реальность).

Что происходит при произнесении всей мантры? — Здесь есть еще несколько аспектов в тонких механизмах действия данной мантры.

Повторение ОМ ведет к расширению сферы сознания и направленности внутренних потоков Праны-Ци верх, к головным чакрам; к активизации головных высших центров;

ШРИМ связан с Мирами Женственности, потоком женской Силы, несущий процветание;

КРИМ ведет к выделению творческого аспекта потока Силы;

ХРИМ ведет к направлению потока Силы в нужную сторону и реализации энергии Мира;

ПХАТ одновременно представляет собою и слово-пресс для фокусировки и сжатия энергии и имеет защитную, по отношению к ауре, функцию...

Что же касается СВАХА — этот возглас в конце многих ведических мантр многозначен. В самом общем виде он аналогичен древнему ритуальному славянскому возгласу «Славься, Боже!». Но продвинутый йогин, у которого есть несгибаемое намерение трансцендировать себя и вернуться к Господу, может использовать его как своего рода пусковые слова, где слог СВА как бы оттягивает тетиву намерения, а ХА с долгим «а» на конце связан с отпусканием ее в тонкое пространство (к Богу).

Отмечу в заключении, что звук «М» в слогах-семенах произносится не как обычное русское «м» в слове «мама», но в нос, вибрируя этот звук, словно гудение. Кстати, священный звук ОМ не зря иногда называют в индуизме пранавой, или «хвалебным (по отношению к Господу) гудением».


Сатипатхана и ее сущность

Известна одна довольно древняя буддийская практика, называемая Сатипатхана, которая позволяет подойти к просветлению и оздоровлению посредством ходьбы совсем с другой стороны. В отличие от даосских психотехник, направленных на привлечение и усвоение дополнительных количеств Праны-Ци, и также в отличие от многих йогических практик, позволяющих синхронизировать поступление чисто духовных тонких энергий с мантрами и телесными движениями, здесь задействованы механизмы совсем иного характера.

Хотя сама глубинная основа этой синхронизации здесь и остается основным (причем, более того, этот принцип здесь возведен до абсолютного своего выражения), но сами оккультные механизмы, реализуемые в Сати-патхане, существенным образом отличны. Ибо всем методам, в которых синхронизация дает синтез тонких и грубых энергий, интегрируя их, Сатипатхана противопоставляет синхронизированную дифференциацию. Хотя точнее будет сказать, синтез энергий здесь тоже происходит, но в несколько иной форме.

-!- Само слово «Сатипатхана» в переводе с санскрита означает, в том числе, «святая ходьба», или «истинная хождение». Сам же метод удивительно прост, причем настолько, что сначала кажется дебильно простым, даже очень... Когда я в конце 80-х прочитал о нем, я готов был рассмеяться и вскоре отложил книжку, закончив сию практику раньше, чем успел ее начать. Призываю читателя не совершить такой же ошибки! Ибо, начав эту практику в 1995 году, уже научившись после многих лет самостоятельных занятий чувствовать свою энергетику, я был просто потрясен, если не сказать ошарашен.

Итак, сам метод прост до безумия: вы начинаете медленно ходить, например, в своей же квартире, командуя своей выдвигаемой вперед ноге мысленно (но можно и тихо шепотом, если это вам больше понравится): «Вверх, вперед, вниз!». Нога сменяется, и вы снова повторяете команду по мере медленного движения вперед, уже другой ноге: «Вверх, вперед, вниз!».

Иными словами, вы начинаете ходьбу, например, с левой ноги, повторяя все время команды одновременно с продвижением ее вперед: «Вверх, вперед, вниз...(нога здесь сменяется) — Вверх, вперед, вниз... (снова нога сменяется) — Вверх, вперед, вниз!... и т. д.». Естественно, что и дозирование подобной практики происходит не по числу шагов (их лучше не считать), а по ее общей продолжительности: начиная с 3-х минут, переходите к 5, а от 5 постепенно можно довести это упражнение до 15-20 минут.

Имеет ли смысл ходить дольше? Не знаю: каждый метод имеет свои пределы целесообразности. Для себя лично я нашел, что больше чем 15-18 минут беспрерывно практиковать Сатипатхану не имеет особого смысла... Хотя бы потому, что я знаю куда более мощные праткики; но это мой вывод. Есть сведения, что буддийские монахи практикуют ее целыми часами...

Время суток для этой практики значения не имеет, хотя все же сразу после еды ее практиковать не стоит, как и выполнять любые иные упражнения. Кратность в сутки тоже, наверное, не имеет ограничений: можно посвятить практике как часть вечера, так и сместить Сатипатхану на утро. Можно выполнять ее два-три раза и даже по 5-7 раз в день, например по 3-5 минут за одну тренировку. Все это не очень важно, важно лишь желание познавать и серьезное отношение к своему развитию.

Итак, «Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз!... и т. д.». Концентрировать взгляд лучше всего или на ногте большого пальца каждой ступни, или на области всех пальцев сразу. Самый простой и эффективный прием, согласно моему личному опыту, состоит в том, чтобы приклеить, да-да именно приклеить (!), прицепить все свое внимание к большому пальцу выдвигаемой вперед ступни и держать это попеременное сцепление то с левой, то с правой ступней, и так — на протяжении всего цикла одной тренировки.

Не имеет существенного значения даже как ставить ступню, хотя наверное лучше всего опускать ее на пол всей своей нижней поверхностью.

Многое читателю станет понятным, когда он попробует хотя бы 2-3 раза метод Сати-патханы, и углубится в свои ощущения.

Основной целительный механизм этого метода состоит, если говорить в терминах «оккультной механики», все в той же синхронизации. Систематическая практика Сатипат-ханы служит мощным синхронизирующим средством, взаимно координирующим работу Плотного Физического, Эфирного, Астрального и Ментального тел. Сама по себе она не дает вовлечения дополнительного количества внешней по отношению к ауре Праны-Ци, и наблюдается лишь «телескопическое» проникновение сил Ментального плана внутренней же аурической энергетики вниз, в область Плотного тела. Однако, уже это выступает довольно мощным целительным агентом.

Что же касается последействия Сатипат-ханы, то результаты ее практикования многообразны и удивительны. Во-первых, что касается целительства, Сатипатхана ведет к резкому увеличению КПД всех остальных методик даосской и индийской йоги, главным образом за счет усиления волевого контроля и сил концентрации в заборе внешней Праны-Ци. Способности управлять состоянием своей телесной формы просто так, «ниоткуда» не появляются: их, как и многие другие качества надо наработать.

Во-вторых, и это делает Сатипатхану просто уникальным средством, резко усиливаются способности практикующего к дифференциации своих эмоций и мыслей: появляется и нарабатываются способности разделять жизненные проблемы разных уровней, выделять главные и второстепенные моменты, кажущееся от истинного...

В-третьих, как вы сами наверное уже поняли, наработка способностей отделять низший инстинктивный ум (низший Манас в терминах «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской) от остальной области мышления и чувствований в своем предельном выражении есть не что иное, как практика разотождествления человека от своих мыслей. В буддизме есть немало практик направленных именно на разотождествление своего высшего-«Я» ( т. е. своей истинной природы, или буддовости) от тела, эмоций и мыслей.

Занимающийся, может быть впервые, сможет наглядно увидеть действие высшего-«Я» как верховного Наблюдателя, контролирующего и управляющего агента по отношению к низшим оболочкам. В этом смысле она является аналогом методов синъи-цюань (китайской системы боевых искусств), где целью специально ставитсясоединение ума с телом.

Все буддийские источники по Сатипат-хане подчеркивают ее роль в практическом осознании иллюзорности Физического мира. Когда виднейший американский психолог Чарльз Тарт в своей книге «Пробуждение: преодоление препятствий к реализации человеческого потенциала» говорил о самовспоминании, о сочленении заново и самособирание сознания человека, я сразу же вспомнил о Сатипатхане, хотя знаю и множество других, самых разнообразных буддийских методов и практик.

Цели Сатипатханы, таким образом, совпадают и с основным рациональным зерном в идеях Раджниша (Ошо) — деавтоматизацией повседневных, тысячи раз повторяющихся неосознанно жизненных движений. Ибо все, что простой человек делает в повседневной жизни — это автоматизированные блоки мало осознаваемых движений: механическое пережевывание завтрака по утрам, механическое перемещение тела на работу, механическая работа, даже ... механический секс, чуть-чуть сдобренный эмоциями. Человек не только почти все делает механически, он и грешит автоматически, не замечая этого ввиду низкого уровня осознаваемости того, что он делает.

В то же время, учитывая замечания Анни Безант в "Исследовании сознания" — дескать не надо снова возвращаться к уже пройденным этапам антропогенезиса, — я порекомендую в ходе практики акцентировать внимание именно на ощущении своего высшего-«Я», командующего движениями ног. Параллельно с сознательным контролем всех движений следует спрашивать себя по нескольку раз: «Кто же командует ногами?».

Вы можете и должны воспринимать, что именно ваше высшее-«Я» полностью взяло управление телом и сейчас работает в направлении синхронизации всех семи тел. Если же контроль за движениями тела идет лишь из области низшего-«Я» и лишь на уровне Астрального тела, то это может означать, наоборот, шаг назад по линии эволюции, ибо времена Лемурийской цивилизации (ставившей целью овладение движениями и функциями лишь Плотного физического тела) уже давным-давно прошли.

Сатипатхана, кроме того, имеет мощнейшее психотерапевтическое и психо-профилактическое значение. Даже 3-5 минутное ежедневное ее исполнение ведет к формированию стойкого психического иммунитета и созданию устойчивого настроения, что так ценно при маниакально-депрессивных или других синдромах, или же просто при неустойчивости психики и резких перепадах настроения.

В отличие от множества даосских и индо-йогических процедур, влияющих на процессы самосознавания косвенным образом, через психофизические соответствия и систему метафизических сопряжении, Сатипатхана начинает с преобразования сознания и заканчивает преобразованием сознания. Причем все это сопровождается с минимальным риском повредить психику или здоровье.

Ограничений по возрасту в Сатипатхане нет и быть не может. Однако, возможности ее тотального внедрения в массы могут ограничиваться для отдельных людей из-за варикоза нижних конечностей. В последнем случае очень важно ходить босиком, чтобы обувь не препятствовала бы перемешиванию энергетики и сбросу энергетических шклаков в пол или почву...

Итак, «Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз!... и т. д.»; «Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз...Вверх, вперед, вниз!... и т. д.»; «Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз... Вверх, вперед, вниз!... и т. д.». И, какой бы глупой ни показалась бы вам подобная практика, благотворные плоды ее вы почувствуете очень скоро.

Наши рекомендации