Выбор двигателей по конструктивному исполнению

При выборе конструктивного исполнения двигателя прежде всего необходимо учиты­вать условия его эксплуатации, под кото­рыми следует понимать воздействия клима­тических факторов, состав окружающей среды в части содержания коррозионно-активных элементов, взрыво- и пожароопасных сме­сей: и т. п.

Таблица 5.1. Характеристика климатических исполнений электрических машин выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Примечание. Изделия исполнений У, УХЛ и Т предназначены для эксплуатации на су­ше, реках и озерах; исполнений М и ОМ —в райо­нах с морским климатом.

Электрические машины предназначаются для эксплуатации в одном или нескольких микроклиматических районах и изготавли­ваются в следующих климатических испол­нениях: У, УХЛ, Т, М, ОМ (ГОСТ 15543-70). Характеристика климатических исполнений устанавливается ГОСТ 15150-69 (табл. 5.1). Кроме того, в зависимости от места размеще­ния при эксплуатации в воздушной среде на высотах до 4300 м электрические ма­шины, равно как и другие изделия, изготав­ливают по категориям размещения (табл. 5.2).

Таблица 5.2. Категории размещения оборудования

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Нормальные значения основных клима­тических факторов внешней среды при экс­плуатации электрических машин на высоте до 1000 м приведены в табл. 5.3 и 5.4. При эксплуатации электроприводов на открытом воздухе (категория 1) регламентируется также интенсивность дождя: для исполнений У, УХЛ — 3 мм/мин; Т, М и ОМ — 5 мм/мин. Электрические машины исполнений У, УХЛ, Т предназначаются, как правило, для экс­плуатации в атмосфере типов I и II, а испол­нений М, ОМ — в атмосфере типа III (табл. 5.5).

Таблица 5.3. Нормальные значения климатических факторов при эксплуатации

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Электрические машины выпускаются в за­щитных оболочках, обеспечивающих защиту обслуживающего персонала, а также самой машины от попадания в нее посторонних предметов. Для обозначения степени защиты применяются латинские буквы IP и следую­щие за ними две цифры (ГОСТ 14254-80). Первая цифра обозначает степень защиты персонала от соприкосновения с находящи­мися под напряжением частями или при­ближения к ним и от соприкосновения с движущимися частями, расположенными внутри оболочки, а также степень защиты машины от попадания внутрь нее твердых посторонних тел. Значения и расшифровка первых цифр приведены в табл. 5.6. Вторая цифра обозначает степень защиты от попада­ния воды (табл. 5.7). Исполнения электриче­ских машин по степеням защиты приведены в табл. 5.8 (ГОСТ 1794-72).

Таблица 5.4. Нормальные значения влажности при эксплуатации электрических машин выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Примечание. В таблице приведены сред­немесячные значения относительной влажности в наиболее теплый и влажный период и продолжи­тельность ее воздействия.

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Таблица5.5. Типы среды окружающей среды электрические машины


Таблица 5.6. Степень защиты электрических машин

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Таблица5.7. Степень защиты электрических машин от попадания воды

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Таблица 5.8. Исполнения электрических машин по степеням защиты

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Электродвигатели, устанавливаемые в по­мещениях с нормальной средой, как правило, должны иметь исполнение IP00 или IP20. При установке электродвигателей на откры­том воздухе они должны иметь исполнение не ниже IP44. В случае эксплуатации элек­тродвигателей в помещениях, где могут иметь место химически активные пары или газы, возможно оседание на обмотках пыли и других веществ, нарушающих естественное охлаждение, исполнение должно быть не ме­нее 1Р44 или необходимо продуваемое испол­нение с подводом чистого воздуха. Корпус продуваемого электродвигателя, воздуховоды, все сопряжения и стыки должны быть тща­тельно уплотнены для предотвращения при­соса воздуха в систему вентиляции. При продуваемом исполнении электродвигателя рекомендуется предусматривать задвижки для предотвращения всасывания окружающего воздуха при остановке электропривода [5.2].

Электродвигатели, устанавливаемые в сы­рых или особо сырых местах, должны иметь исполнение не менее 1Р43 и изоляцию, рас­считанную на действие сырости и пыли (со специальной обмазкой, влагостойкую и т. д.).

Особое внимание следует обращать на выбор исполнения двигателей для установок, размещаемых в пожароопасных и взрыво­опасных зонах [5.3].

Таблица 5.9. Классификация пожароопасных зон

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Пожароопасной зоной называется про­странство внутри и вне помещений, в преде­лах которого постоянно или периодически обращаются горючие (сгораемые) вещества и в котором они могут находиться при нор­мальном технологическом процессе или при его нарушениях. Классификация пожаро­опасных зон приведена в табл. 5.9. В пожаро­опасных зонах любого класса могут при­меняться электрические машины с классами напряжения до 10 кВ при условии, что их оболочки имеют степень защиты не менее IP44. Лишь в зонах класса П- IIв случае использования искрящих машин или с искрящими по условиям работы частями степень защиты оболочки должна быть IP54. В пожароопасных зонах любого класса могут применяться электрические машины, продуваемые чистым воздухом по замкнутому и разомкнутому циклам. В последнем случае выброс отра­ботанного воздуха в пожароопасную зону не допускается.

Взрывоопасной зоной является помещение или ограниченное пространство в помеще­нии или наружной установке, в котором имеются или могут образоваться взрывоопас­ные смеси. Под последними понимаются смеси с воздухом горючих газов, паров легковос­пламеняющихся жидкостей (ЛВЖ), горючих пыли или волокон с нижним концентрацион­ным пределом воспламенения не более 65 г/мэ при переходе их во взвешенное состояние, которые при определенной концентрации способны взорваться при возникновении источника инициирования взрыва. Классифи­кация взрывоопасных зон приведена в табл. 5.10.

Для эксплуатации во взрывоопасных зонах следует применять специальное взрывозащищенное оборудование, выпускаемое промышленностью в соответствии с ПИВРЗ [5.4]. Установлены следующие уровни взрывозащиты электрооборудования: «электрообо­рудование повышенной надежности против взрыва» — взрывозащищенное электрообору­дование, в котором взрывозащита обеспечи­вается только в признанном нормальном режиме работы, знак уровня — 2; «взрывобезопасное электрооборудование» — взрыво­защищенное электрооборудование, в котором взрывозащита обеспечивается как при нор­мальном режиме работы, так и при признан­ных вероятных повреждениях, определяемых условиями эксплуатации, кроме поврежде­ния средств взрывозащиты, знак уровня — 1; «особовзрывобезопасное электрооборудова­ние» — взрывозащищенное электрооборудо­вание, в котором по отношению к взрывоопасному электрооборудованию приняты допол­нительные средства взрывозащиты, знак уро­вня — 0.

Т а б л и ц а 5.10. Классификация взрывоопасных зон

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

1 Эти зоны не относятся к взрывоопасным, если работа с горючими газами и ЛВЖ произво­дится в вытяжных шкафах или под вытяжными зонтами.

Взрывозащищенное оборудование может иметь следующие виды взрывозащиты: взрывонепроницаемая оболочка (обозначение d), заполнение или продувка оболочки под избыточным давлением защитным газом (р), искробезопасная электрическая цепь (i), квар­цевое заполнение оболочки с токоведущиvи частями (q), масляное заполнение оболочки с токоведущими частями (о), специальный вид взрывозащиты (s), защита вида «е» (е).

В зависимости от области применения взрывозащищенное оборудование подразделя­ется на две группы:

I. Рудничное, предназначенное для под­ земных выработок шахт и рудников.

II. Для внутренней и наружной уста­новки (кроме рудничного). Электрооборудова­ние группы II, имеющее виды взрывозащиты d и i, подразделяется на три подгруппы —IIА, IIB, ПС, соответствующие категориям взрывоопасных смесей. В зависимости от предельной температуры — наибольшей температуры поверхностей взрывозащищенного электрооборудования, безопасной в отношении воспламенения окружающей взрывоопасной среды, — электрооборудование группы II подразделяется на шесть температурных клас­сов (Т1 — 450 °С; Т2 — 300 °С; ТЗ — 200 °С; Т4 — 135° С; Т5 — 100 °С; Т6 — 85 °С), со­ответствующих группам взрывоопасных сме­сей.

Во взрывоопасных зонах любого класса могут применяться электрические машины с классом напряжения до 10 кВ при условии, что уровень их взрывозащиты или степень защиты оболочки по ГОСТ 17494-72 соответ­ствуют табл. 5.11 или являются более высо­кими.

Таблица 5.11. Уровень защиты электрических машин, работающих

во взрывоопасных зонах

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Для механизмов, установленных во взры­воопасных зонах классов B-I, В-Ia и В-П,

допускается применение электродвигателей без средств взрывозащиты при условии, что электродвигатели должны устанавливаться вне взрывоопасных зон в помещениях, отде­ленных несгораемой стеной без проемов и несгораемым перекрытием (покрытием). При этом привод механизма осуществляется валом, пропущенным через стену с устроен­ным в ней сальниковым уплотнением.

При установке электродвигателей с ви­дом взрывозащиты «р» должна быть выпол­нена система вентиляции и контроля избы­точного давления температуры и других параметров. Схемы управления электропри­водами в этом случае должны иметь также защитную блокировку, позволяющую осуще­ствить включение двигателя только после того, как через него продут воздух (или защитный газ) объемом не менее пятикрат­ного объема корпуса (оболочки) машины. Дверцы и крышки кожухов электрообору­дования должны быть снабжены блокиров­кой, препятствующей их открыванию при включенном двигателе.

Во взрывоопасных зонах классов В-П и В-Па рекомендуется применять электро­оборудование, предназначенное для взрыво­опасных зон со смесями горючих пылей или волокон с воздухом. При отсутствии такого оборудования допускается во взрыво­опасных зонах класса В-П применять взрывозащищенное электрооборудование, пред­назначенное для работы в средах с взрыво­опасными смесями газов и паров с воздухом, а в зонах класса В-Па — электрооборудова­ние общего назначения (без взрывозащиты), но имеющее соответствующую защиту обо­лочки от проникновения пыли.

При выборе электродвигателей немало-важным этапом является выбор конструктивного исполнения по способу монтажа, под которым понимается исполнение составных частей электрической машины относительно элементов крепления (подшипников и конца вала). Способ монтажа определяет простран­ственное положение машины на месте уста­новки, способ ее крепления и сочленения с механизмом.

" Для обозначения конструктивного испол­нения по способу монтажа применяются латинские буквы IM и следующие за ними четыре цифры (ГОСТ 2479-79). Первая цифра обозначает группу конструктивного испол­нения (табл. 5.12); вторая и третья вместе обозначают способ монтажа, четвертая — исполнение конца вала (табл. 5.13).

Таблица 5.12. Конструктивное исполнение электрических машин по способу монтажа

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Таблица 5.13. Использование конца вала электрических машин

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

'Сторона D (сторона привода) — приводная сторона вала двигателя; для машин с двумя КБ неравного диаметра — сторона с КB большего диаметра.

1 Сторона N — сторона вала, противоположная стороне D.

Вторая цифра в обозначении соответ­ствует сочетанию наличия лап, фланцев, числа подшипников щитов, взаимному рас­положению двигателя и редуктора и т. д. Например, для группы конструктивного ис­полнения IM1 вторая цифра соответствует следующим условным обозначениям:

0 — машины на лапах с двумя подшипниковыми щитами (ПЩ);

1 — машины на приподнятых лапах с двумя ПЩ;

2— машины на лапах с одним ПЩ;

3— машины на приподнятых лапах с одним ПЩ;

6— машины на лапах с двумя ПЩ; с редуктором, конец вала редуктора парал­лелен оси вращения машины;

7— то же, что и 6, но конец вала редуктора перпендикулярен оси вращения машины.

Третья цифра соответствует условному обозначению направления конца вала и спо­собу монтажа (группы IM1 — IМ4, IМ9), наличию или отсутствию вала или рото­ра (IM5), наличию или отсутствию фунда­ментной плиты (IМ6, IM7), расположению направляющего подшипника (IM8).

выбор двигателей по конструктивному исполнению - student2.ru

Рис. 5.2. Примеры условных графических обозна­чений конструктивного исполнения двигателей по способу монтажа.

В качестве примера на рис. 5.2 приведены условные графические обозначения конструк­тивных исполнений IM1001 (а), IM1133 (б) и IM7211 (в).

Наши рекомендации