Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1
Определение плотности вещества.
Цель работы: научить определять плотность вещества, с помощью измерения геометрических размеров тела.
Оборудование: два металлических бруска (Al, Fe), Штангенциркуль, микрометр, весы с разновесом, измерительные цилиндры (мензурки), куски овощей картофель, свекла, морковь ,стакан с молоком.
Краткая теория.
Плотность характеризует зависимость массы тела от рода его вещества
и измеряется массой вещества в единице объема:
p = mxV (кг/м3),где m-масса тела; V-объем тела.
Объем тела прямоугольной формы вычисляется по формуле:
V = a ×b × c , где a,b,c - значения длины, ширины и высоты образца.
Ход работы:
1. Металлические бруски (Al, Fe) в форме параллелепипеда.
2. Измерение и вычисление параметров. Штангенциркуль, микрометр,
весы.
2.1 Масса бруска:
m(Al) = , m(Fe)= .
2.2 Линейные параметры:
длина бруска: a1(Al) = , a2(Al) = ,аср = (a1 + a2)/2 = .
ширина бруска:
A1: b1= , b2 = ,bср = (b1 + b2)/2 = .
Fe: b1= , b2 = , bср = (b1 + b2)/2 = .
высота бруска:
A1: с1= , с2 = ,сср = (с1 + с2)/2 =
2.3 Объём бруска V:
A1: V = aср · bср ·cср = , Fe: V = aср · bср ·cср = .
2.4 Плотность вещества бруска:
Al: рв = m/V ,Fe: рв = m/V = .
2.5 Табличные данные:
Al: рт = ,Fe: рт = .
2.6 Погрешность измерений и вычислений:
Al: õ = (рв - рт /рт) · 100% = .
Fe: õ = (рв - рт /рт) · 100% = .
2.7 Таблица 1. Характеристика плотности вещества
№ п/п | вещество | Длина a,м | Ширина b,м | Высота c,м | Объём V,м3 | Масса m, кг | Плотность р, кг/м3 | Относительная погрешность õ , % |
1 | ||||||||
2 |
3. Путем измерений определить полость в картофеле. Оборудование: весы с разновесом, мензурка, картофель.
4. Определить массу данного количества подсолнечного масла, используя только мензурку. Оборудование: мензурка, сосуд с подсолнечным маслом.
5. Определите что за жидкость. Оборудование: мензурка, флакон с неизвестной жидкостью, весы с разновесом.
6. Определите, из какого вещества состоит данное тело. Оборудование : весы с разновесом, мензурка, кубик, нитка.
7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.
Название | Масса тела | Объем тела | Плотность вещества |
Картофель | |||
Масло | |||
Кубик |
Вывод:
Контрольные вопросы:
1. Газ в закрытом сосуде сжали. Изменилась ли масса газа? Плотность газа? Как? Почему?
2. Сосуд наполнен водой. В каком случае из сосуда выльется больше количество воды: при погружении бруска свинца или бруска олова, массы брусков равны?
3. Чугунный шар при объеме 125 см3 имеет массу 800 г. Сплошной или полый этот шар?
Лабораторная работа № 2
Проверка закона «Бойля-Мариотта».
Цель работы: Исследовать, как изменяется объем определенной массы газа (при постоянной температуре) при изменении давления, и установить соотношение между ними.
Оборудование: CD диск компании ООО "Дрофа"
Краткие теоретические сведения
Закон Бойля-Мариотта можно сравнительно просто проверить с помощью несложного оборудования. В сосудах налита жидкость, находящаяся в них на одном уровне. Понятно, что давление воздуха в левом сосуде равно атмосферному давлению. С помощью линейки, находящейся около правого сосуда, определяем объем воздуха в левом сосуде V1 = h1 S. ( h1 – высота столба воздуха, S – площадь поперечного сечения сосуда ). Затем перемещаем правую трубку сообщающихся сосудов вверх ли вниз, изменяя таким образом давление воздуха, запертого в левой трубке. Для измерения новой высоты воздуха в левой трубке необходимо воспользоваться увеличенным изображением левого сосуда. Затем можно измерить новые значения высоты столба воздуха в левом сосуде. Потом определяют новое значение объема воздуха в левом сосуде и давление воздуха в нем. Исследуйте зависимость между этими величинами.
Ход работы:
1. Открываем CD диск компании ООО "Дрофа" . На рабочем столе находятся сообщающиеся сосуды, верхний конец левого сосуда запаян, правый отрытый. В сосудах налита жидкость, находящаяся в них на одном уровне. Давление воздуха в левом сосуде равно атмосферному давлению.
2. С помощью линейки, находящейся около правого сосуда, определяем объем воздуха в левом сосуде по формуле
V1 = h1 S где h1 – высота столба воздуха, S – площадь поперечного сечения сосуда.
Двигать линейку по вертикали можно мышкой, после наведения на линейку курсора и, нажав левую кнопку мышки.
3. Затем, нажимая на вертикальные стрелки, расположенные в правой части рабочего стола, перемещаем правую трубку сообщающихся сосудов вверх ли вниз, изменяя таким образом давление воздуха, запертого в левой трубке. Записать показатели давления в таблицу.
4. Для измерения новой высоты воздуха в левой трубке необходимо воспользоваться увеличенным изображением левого сосуда. Перемещая мышкой линейку можно измерить новые значения высоты столба воздуха в левом сосуде.
5. Повторите измерения l и h .
6. Вычислите произведения для всех трех опытов, сравните их, сделайте вывод.
7. Вычислите абсолютную и относительную погрешности измерения.
8. Результаты измерения и вычислений запишите в таблицу:
№ Опыта | H мм | h мм | l мм | P | C | ||
ВЫВОД:
Контрольные вопросы:
1. При каких условиях справедлив закон Бойля-Мариотта?
2. Объяснить закон для изотермического процесса, пользуясь молекулярно-кинетической теорией.
3. Почему после погружения стеклянной трубки в стакан с водой комнатной температуры и после снятия пластилина воды в трубке поднимается?