Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1

Определение плотности вещества.

Цель работы: научить определять плотность вещества, с помощью измерения геометрических размеров тела.

Оборудование: два металлических бруска (Al, Fe), Штангенциркуль, микрометр, весы с разновесом, измерительные цилиндры (мензурки), куски овощей картофель, свекла, морковь ,стакан с молоком.

Краткая теория.

Плотность характеризует зависимость массы тела от рода его вещества

и измеряется массой вещества в единице объема:

p = mxV (кг/м3),где m-масса тела; V-объем тела.

Объем тела прямоугольной формы вычисляется по формуле:

V = a ×b × c , где a,b,c - значения длины, ширины и высоты образца.

Ход работы:

1. Металлические бруски (Al, Fe) в форме параллелепипеда.

2. Измерение и вычисление параметров. Штангенциркуль, микрометр,

весы.

2.1 Масса бруска:

m(Al) = , m(Fe)= .

2.2 Линейные параметры:

длина бруска: a1(Al) = , a2(Al) = ,аср = (a1 + a2)/2 = .

ширина бруска:

A1: b1= , b2 = ,bср = (b1 + b2)/2 = .

Fe: b1= , b2 = , bср = (b1 + b2)/2 = .

высота бруска:

A1: с1= , с2 = ,сср = (с1 + с2)/2 =

2.3 Объём бруска V:

A1: V = aср · bср ·cср = , Fe: V = aср · bср ·cср = .

2.4 Плотность вещества бруска:

Al: рв = m/V ,Fe: рв = m/V = .

2.5 Табличные данные:

Al: рт = ,Fe: рт = .

2.6 Погрешность измерений и вычислений:

Al: õ = (рв - рт т) · 100% = .

Fe: õ = (рв - рт т) · 100% = .

2.7 Таблица 1. Характеристика плотности вещества

№ п/п вещество Длина a,м Ширина b,м Высота c,м Объём V,м3 Масса m, кг Плотность р, кг/м3 Относительная погрешность õ , %
1
2

3. Путем измерений определить полость в картофеле. Оборудование: весы с разновесом, мензурка, картофель.

4. Определить массу данного количества подсолнечного масла, используя только мензурку. Оборудование: мензурка, сосуд с подсолнечным маслом.

5. Определите что за жидкость. Оборудование: мензурка, флакон с неизвестной жидкостью, весы с разновесом.

6. Определите, из какого вещества состоит данное тело. Оборудование : весы с разновесом, мензурка, кубик, нитка.

7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу.



Название Масса тела Объем тела Плотность вещества
Картофель      
Масло      
Кубик      

Вывод:

Контрольные вопросы:

1. Газ в закрытом сосуде сжали. Изменилась ли масса газа? Плотность газа? Как? Почему?

2. Сосуд наполнен водой. В каком случае из сосуда выльется больше количество воды: при погружении бруска свинца или бруска олова, массы брусков равны?

3. Чугунный шар при объеме 125 см3 имеет массу 800 г. Сплошной или полый этот шар?

Лабораторная работа № 2

Проверка закона «Бойля-Мариотта».

Цель работы: Исследовать, как изменяется объем определенной массы газа (при постоянной температуре) при изменении давления, и установить соотношение между ними.

Оборудование: CD диск компании ООО "Дрофа"

Краткие теоретические сведения

Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1 - student2.ru

Закон Бойля-Мариотта можно сравнительно просто проверить с помощью несложного оборудования. В сосудах налита жидкость, находящаяся в них на одном уровне. Понятно, что давление воздуха в левом сосуде равно атмосферному давлению. С помощью линейки, находящейся около правого сосуда, определяем объем воздуха в левом сосуде V1 = h1 S. ( h1 – высота столба воздуха, S – площадь поперечного сечения сосуда ). Затем перемещаем правую трубку сообщающихся сосудов вверх ли вниз, изменяя таким образом давление воздуха, запертого в левой трубке. Для измерения новой высоты воздуха в левой трубке необходимо воспользоваться увеличенным изображением левого сосуда. Затем можно измерить новые значения высоты столба воздуха в левом сосуде. Потом определяют новое значение объема воздуха в левом сосуде и давление воздуха в нем. Исследуйте зависимость между этими величинами.

Ход работы:

1. Открываем CD диск компании ООО "Дрофа" . На рабочем столе находятся сообщающиеся сосуды, верхний конец левого сосуда запаян, правый отрытый. В сосудах налита жидкость, находящаяся в них на одном уровне. Давление воздуха в левом сосуде равно атмосферному давлению.

2. С помощью линейки, находящейся около правого сосуда, определяем объем воздуха в левом сосуде по формуле

V1 = h1 S где h1 – высота столба воздуха, S – площадь поперечного сечения сосуда.

Двигать линейку по вертикали можно мышкой, после наведения на линейку курсора и, нажав левую кнопку мышки.

3. Затем, нажимая на вертикальные стрелки, расположенные в правой части рабочего стола, перемещаем правую трубку сообщающихся сосудов вверх ли вниз, изменяя таким образом давление воздуха, запертого в левой трубке. Записать показатели давления в таблицу.

4. Для измерения новой высоты воздуха в левой трубке необходимо воспользоваться увеличенным изображением левого сосуда. Перемещая мышкой линейку можно измерить новые значения высоты столба воздуха в левом сосуде.

5. Повторите измерения l и h .

6. Вычислите произведения Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1 - student2.ru для всех трех опытов, сравните их, сделайте вывод.

7. Вычислите абсолютную Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1 - student2.ru и относительную Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1 - student2.ru погрешности измерения.

8. Результаты измерения и вычислений запишите в таблицу:

№ Опыта H мм h мм l мм P C Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1 - student2.ru Краткие теоретические сведения. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА№1 - student2.ru
             
             
             

ВЫВОД:

Контрольные вопросы:

1. При каких условиях справедлив закон Бойля-Мариотта?

2. Объяснить закон для изотермического процесса, пользуясь молекулярно-кинетической теорией.

3. Почему после погружения стеклянной трубки в стакан с водой комнатной температуры и после снятия пластилина воды в трубке поднимается?

Наши рекомендации