Методические указания к расчету работы №2

1. Изобразим схему электрической цепи для условного варианта, рассмотренного в методических указаниях к контрольной работе №1 (рис. 11).

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

2. В общем (буквенном) виде составляем полную систему уравнений состояния цепи по законам Кирхгофа для расчета токов всех ветвей и напряжения на источнике тока.

Схема содержит У = 4 узла и В = 7 ветвей. Следовательно, по первому закону Кирхгофа можно составить У– 1 = 4 – 1 = 3 независимых уравнения, а по второму закону Кирхгофа ВУ + 1= 7 – 4 + 1 = 4 независимых уравнения.

В индуктивных элементах токи Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru ориентированы одинаковым образом относительно одноименных зажимов, обозначенных звёздочками, поэтому имеем вариант согласного включения.

Узел а: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Узел b: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Узел d: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 1: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур2: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 3: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 4: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

3. Определим реактивные сопротивления индуктивностей и емкости:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Здесь и далее w =p·f = 2·3.14 ·50 = 314 рад/с – круговая частота источников ЭДС и тока.

Полные сопротивления ветвей схемы:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Комплексы действующих значений ЭДС и тока источников:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Расчетная схема с комплексными источниками ЭДС и тока и комплексными сопротивлениями ветвей показана на рис.12.

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

4. Составляем систему уравнений в комплексной форме по законам Кирхгофа для расчета токов ветвей и напряжения на источнике тока:

Узел b: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Узел c: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Узел а: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 1: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 2: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 3: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Подставляя численные значения, получим:

Узел b: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Узел c: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Узел а: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 1: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 2: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Контур 3: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru С помощью программы MATCHAD производим расчет уравнений в матричной форме:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Следует учесть, что мнимая единица в программе MATCHAD обозначается как Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru вместо обозначения Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru , применяемого в электротехнике.

Значение токов ветвей схемы и напряжение на источнике тока в алгебраической и в показательной формах:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru 5. Составим баланс активной и реактивной мощностей.

Полная мощность источников составит:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Здесь Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru – сопряженный комплекс тока.

Таким образом, активная мощность источников энергии составит

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru ; реактивная мощность – Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru .

активная мощность потребителей:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Реактивная мощность потребителей при согласном включении индуктивностей с токами Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru :

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Погрешность расчета (небаланс) составила:

по активной мощности

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

по реактивной мощности

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Таким образом, небаланс как по активной, так и по реактивной мощности в пределах допуска (δ ≤ 3 %).

6. Сделаем развязку индуктивной связи и определим ток Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru в сопротивлении Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru методом эквивалентного генератора. На рис.13 представлена схема опыта холостого хода с развязкой индуктивной связи при подключении индуктивностей к узлу “с”разноименными зажимами.

Напряжение Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru определим по второму закону Кирхгофа:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru Здесь ток Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru определим методом контурных токов (рис.13):

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru ,

подставляя численные значения, получим:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Для определения сопротивления эквивалентного генератора Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru рисуем вспомогательную схему, в которой шунтируем источники ЭДС и размыкаем источники тока (рис.14):

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

По формуле Тевенена –Гельмгольца определяем ток в нагрузке:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

7. Определить показание вольтметра, включенного параллельно ветви №6.

Поскольку ветвь №6 включена между узлами “а” и “с”,то по второму закону Кирхгофа получим:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Показание вольтметра: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

8. Построим топографическую векторную диаграмму напряжений, и лучевую векторную диаграмму токов для контура с индуктивной связью. Для этого изобразим комплексную схему замещения контура с указанными направлениями векторов напряжений (рис. 15).

На векторной диаграмме вектора напряжений направлены в точку высшего потенциала от которой течет ток, т.е. так, как показано на рис.15: Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru - направлено из точки с в точку 1, Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru -направлено из точки 1 в точку 2, Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru - направлено из точки 2 в точку 3,ЭДСМетодические указания к расчету работы №2 - student2.ruнаправлено из точки dв точку 3, Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru -направлено из точки d в точку а, Методические указания к расчету работы №2 - student2.ruнаправлено из точки а в точку 4, Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru направлено из точки 4 в точку 5, Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru - из точки 5 в точку с.

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Определим действующие значения напряжений на элементах цепи в заданном контуре (длины векторов):

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru опережает вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru на 900);

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ruпри согласном включенииопережает вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru на 900);

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru совпадает с вектором Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru по фазе);

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ruсовпадает с вектором Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru по фазе);

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ruопережает вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru на 900);

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru при согласном включенииопережает вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru на 900);

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru (вектор Методические указания к расчету работы №2 - student2.ruсовпадает с вектором Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru по фазе).

Вектора токов и ЭДС строятся со своими углами:

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru , Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru , Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru , Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru .

Все вектора токов строятся из начала координат комплексной плоскости, а для построения топографической диаграммы напряжений за нулевой потенциал можно принять любую точку схемы, например точку с, как принято в данном примере.

Лучевая векторная диаграмма токов и топографическая векторная диаграмма напряжений приведена на рис.16.

Методические указания к расчету работы №2 - student2.ru

Наши рекомендации