ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2)

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № I (ТЭМП-1)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ МЕЖДУ ПЛОСКИМИ ПРОВОДНИКАМИ ("КОНДЕНСАТОР")

Цель работы. Изучение связей между величинами, характеризующими электрическое поле в диэлектрике на примере поля внутри плоского конденсатора; освоение простейших соотношений для оценки ёмкости между проводящими телами в пространстве диэлектрика и приемов её измерения.

Основные расчётные соотношения и пояснения

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru
Экспериментально установлено соотношение, связывавшее между собой следующие величины, характеризующие электрическое поле в плоском конденсаторе с его размерами:

 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru

где Q – электрический заряд, находящийся на пластинах заряженного конденсатора, Кл;

S – площадь пластин, м2 ;

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru – абсолютная диэлектрическая проницаемость, Ф.мI ;

Uc – напряжение между пластинами, В,

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru – расстояние между пластинами, м2 ;

Левая часть выражения (I) характеризует величину вектора электрического смещения (зарядов) ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru [Кл/м4], а правая – вектор напряжённости (разности потенциалов на единицу длины) электрического поля ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru [B. МI], т.е.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru (2)

Ёмкость системы двух пластин (плоского конденсатора) составит отсюда – ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru (3)

т.е. ёмкостьтем больше, чем больше площадь пластин конденсатора, и чем ближе они расположены друг к другу, а также, чем больше "диэлектрическая проницаемость" диэлектрика, находящегося между пластинами. Для удобства абсолютную диэлектрическую проницаемость вакуума приняли за диэлектрическую постоянную

e 0 = (4p.9.10 9 ) – 1 [Ф.м – 1 ] ,

а проницаемость других сред выражают относительной диэлектрической проницаемостью - e = e a / e (4)

Содержание и порядок выполнения работы

I. На рис.1 изображена схема лабораторной установки. Между металлическими пластинами I и 2 располагается слой (пластинка) диэлектрика 3. К пластинам I и 2 подключены выводы измерителя ёмкости 4. Изменяя толщину и материал диэлектрика 3 и проводя измерения прибором 4,можно проверить выполнение соотношения (3), определяющего величину ёмкости плоского конденсатора.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru 2. Если вместо сплошной пластины 3 использовать узкие полоски (рис.2) той же толщины из того же материала 5, то можно рассчитать величину относительной диэлектрической проницаемости, используя соотношения (3) и (4). Приэтом принимается, что сечение полосок много меньше площади пластин I и 2, а также, что диэлектрическая постоянная воздуха весьма близка диэлектрической постоянной Е0 , и поэтому ёмкость между пластинами в случае использования полосок можно принять равной ёмкости воздушного конденсатора с толщиной слоя воздуха между пластинами, равной толщине пластинки 3.

3. Опыты по п. 1 и 2 выполнить для нескольких пластин различной толщины из разных материалов.

Вопросы и задания к зачёту

1. Рассчитать значения напряженности и вектора смещения электрического поля в пространстве между пластинами I и 2 конденсатора.

2. Рассчитать значение накопленного на пластинах I и 2 зарядов при напряжении по указанию преподавателя.

3. Описать и пояснить картину краевого эффекта в плоском конденсаторе.

Литература

I, гл. 7; 4, разд. 1; 3 гл.10

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ СИСТЕМЫ ЗАРЯЖЕННЫХ ТЕЛ ("МАКСВЕЛЛ")

Цель работы. Изучение трех групп формул Максвелла, описывающих электростатическое поле системы заряженных тел, овладение методами его экспериментального исследования.

Основные расчётные соотношения и пояснения

В пространстве, содержащем группу неподвижных тел с зарядами Q1 ,Q 2,Qn,возникает электростатическое поле. В любой точке пространства, включая каждое из тел, оно характеризуется потенциалом ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru . Заряды и потенциалы тел связаны системой Линейных алгебраических уравнений, называемых формулами Максвелла. Первая группа формул Максвелла позволяет найти потенциалы по заданным зарядам:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru (I)

Коэффициенты ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru имеют размерность [В/Кл] и называются потенциальными. Решение системы (I) относительно зарядов даёт вторую группу формул Максвелла:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru (2)

В силу своей размерности [Кл/В=Ф], коэффициенты ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru названы ёмкостными. Коэффициенты с одинаковыми индексами положительны, с разными - отрицательны. Обозначим

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru

Тогда получим третью группу формул Максвелла, где заряды выражены через разности потенциалов между данным телом и всеми остальными, в том числе и "землей":

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru (3)

Коэффициенты Скк – собственные. СKm – взаимные частичные ёмкости. Все они положительны и имеют схемное отображение. Пример для системы из трех тел приведен на рис.3а. Для практики важно, что частичные емкости системы заряженных тел измерить гораздо проще, чем емкостные и особенно потенциальные коэффициенты. При этом могут быть использованы стандартные измерители ёмкостей. Для определения всех частичных емкостей системы n заряженных тел необходимо провести ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru взаимонезависимых опытов. Заряженные тела поочередно замыкаются между собой или на "землю" так, чтобы оставшиеся ёмкости оказывались параллельными. Так для системы из трёх тел необходимо измерить шесть значений ёмкости:

C2 –13Æ = C21 + C22 + C23

C2 3–1Æ = C12 + C13 + C22 + C33

C3 –12Æ = C13 + C23 + C33

C123 –Æ = C11 + C22 + C33

C12 –3Æ = C13 + C23 + C11 + C22

C13–2Æ = C12 + C23 + C11 + C33

Запись С23–1Æ означает, что измеряется ёмкость между проводами, замыкающими точки 2–3 и 1–0 и т.д. Решение системы уравнений (4) дает значения частичных ёмкостей.

Содержание и порядок выполнения работы

1. На рис.3б изображена схема выводов на клеммники системы заряженных тел: на первом – группы I, II, III; на втором – IV, V, VI. Точки I, 2, 3 каждого из клеммников относятся к системе двух заряженных относительно "земли" (Æ ) тел. Остальные выводы группами по 3 клеммы относятся к системе из трёх заряженных тел, у которых клемма 7 – общая земля. По указанию преподавателя следует исследовать одну из групп.

2.Изучите инструкцию пользования измерителем ёмкостей, прилагаемую к стенду. В порядке – самопроверки измерить ёмкость эталонного конденсатора.

3. Произвести необходимые измерения ёмкостей между выводами клеммника и рассчитать частичные ёмкости и ёмкостные коэффициенты.

 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 (ТЭМП-2) - student2.ru

исследуемой системы заряженных тел. Длярасчёта частичных ёмкостей может быть использована ЭВМ .

4. По указанию преподавателя рассчитать потенциальные коэффициенты.

Вопросы и задания к зачёту

1. Выяснить физический смысл групп формул Максвелла и математическую связь междуними.

2. Назвать пример возможного применения формул Максвелла.

3. Назвать размерности величин в формулах Максвелла для сосредоточенных тел, а также для длинных линий.

Литература 5, гл. 19

Наши рекомендации