ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ В ПРОВОДЯЩЕМ ЛИСТЕ ("ЛИСТ")

Цель работы. Изучение картины силовых и эквипотенциальных линий в потенциальных статических полях на примере электрического поля в проводящей среде; применение основных соотношений между величинами, характеризующими электрическое поле в проводящей среде; знакомство с методами аналогий в решении задач электростатики, магнитостатики и гальваностатики.

Основные расчётные соотношения и пояснения

При разности потенциалов ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru между точками пространства в проводящей среде возникает электрическое поле, вызывающее появление электрического тока проводимости (рис.4). напряжённость электрического поля ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru различна в разных точках пространства по величине и по направлению. Соответственно различна и величина вектора плотности тока ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru , связанная с напряжённостью ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru через удельную электрическую проводимость ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru соотношением:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (I)

Построить картину линий, совпадающих в каждой своей точке по направлению с напряжённостью ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и плотностью тока ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (силовых линий) сложно. Поэтому используют то обстоятельство, что силовые линии всегда перпендикулярны поверхностям (линиям) равного потенциала – эквипотенциалям.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Действительно, перемещению ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru в пространстве электрического поля из точки I в точку 2 соответствует разность потенциалов:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (2)

Если векторы ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru перпендикулярны, тоих скалярное произведение в линейном интеграле (2) равно нулю, т.е. перемещение ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru произошло по линии равного потенциала.

Эквипотенциальные линии построить легче, используя, например, вольтметр и отыскивая щупом в пределах исследуемого пространства точки равного потенциала по отношению к какой-либо точке отсчёта с условно нулевым потенциалом. Характерно, что на границе раздела проводящего (проводчика) и непроводящего (изолятора) пространства, электрический ток может протекать лишь вдоль границы раздела, силовые линии, следовательно, имеют направление также лишь вдоль границы раздела, а эквипотенциальные линии могут быть лишь перпендикулярны границе раздела.

Если среда имеет невысокую электропроводность по сравнению с электродами, подводящими ток от источника, то весь электрод представляется областью равного потенциала, а силовые линии из электрода выходят перпендикулярно его границе.

Если эквипотенциальные линии строить по всему пространству через равные интервалы ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru , то по частоте эквипотенциальных линий можно судить о величине напряжённости электрического поля. Действительно, если в качестве ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru взять длину перпендикуляра (нормали) ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru между двумя близлежащими эквипотенциалями ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru то, из (2) следует

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Таким образом можно оценить (рассчитать) напряжённость электрического поля в любой точке исследуемого пространства.

Если известна удельная электрическая проводимость ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru , тогда по (I) можно рассчитать плотность тока j и далее найти удельную мощность потерь P в данной точке:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (4)

Если удельная проводимость ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru неизвестна, то ее можно оценить, пропуская ток Ip через полоску из того же проводящего материала споперечнымсечением Sp (рис.5). Тогда, измерив равность потенциалов Up на длине полоски bp получим значение удельной проводимости:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (5)

Здесь ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru – проводимость полоски.

 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Для расчёта (оценки) удельной проводимости ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru можно использовать картину поля, если все исследуемое поле изобразить эквипотенциальными линиями с равным шагомЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ruи таким расположением силовых линий, чтобы были образованы подобные криволинейные прямоугольники (рис.4), для которых соблюдалось бы соотношение подобия средних длин сторон –

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (6)

Из теории следует, что в этом случае через каждый прямоугольник (так называемую "трубку тока") протекает одинаковый по величине ток Iт. Зная общий ток I , протекающий от электрода Э1 через проводящую среду к электроду Э2 и число трубок Nт согласно выполненному построению картины поля, можно рассчитать (оценить) величину удельной проводимости: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Здесь используется толщина "трубки тока" ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru материала проводника, средняя ширина ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и средняя длина ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru "трубки тока" в данном криволинейном прямоугольнике.

Содержание и порядок выполнения работы

1. Пропитать соляным раствором лист белой крупноволокнистой бумаги формата 300х400 (мм2) и полоску той же бумаги шириной a= 20 (мм), длиной b = 100 (мм), толщиной ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (мм).

2. Наложить на полоску I (рис.5) электроды 2 и 3 на расстоянии между ними. Подать напряжение от источника 4. Измерить токIpисточника с помощью миллиамперметра A1 и напряжение Up между электродами 2 и 3 с помощью вольтметраV1. Рассчитать удельную электрическую проводимость по соотношению (5).

3. Пропитанный лист бумаги I (рис.6) без потёков поместить на лист изолятора 2. Установить на листе бумаги электроды 3 и 4 (Э1 и Э2) по указанию преподавателя. Подать напряжение на электроды от источника низкого напряжения 5. Измерить общий ток I , протекающий к электродам от источника, с помощью миллиамперметра А1.

 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

4. Измерить вольтметром V1 напряжение U между электродами 3 и 4. Удерживая один щуп (6) вольтметра V1 на электроде 3 и перемещая другой щуп (7) вдоль проводящего листа от электрода 3 до электрода 4, убедиться в том, что все точки проводящего листа находятся под каким-либо потенциалом и изменение потенциала происходит плавно.

5. Выбрать шаг напряжения ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru для построения эквипотенциалей. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru рационально выбрать целочисленным. Отметить карандашом или авторучкой на листе (I) точки 8, 9, 10, ..., так, чтобы их потенциалы отличались от потенциала электрода 3 (щупа 6) на целое число шагов потенциала – (n=0, 1, 2, 3, ...). Затем поместить щуп 6 в точку 8 и щупом 7 отметить на листе точки с нулевой разностью потенциала относительно точки 8, чтобы картина поля была полной. Эквипотенциальные точки следует искать от одного края листа до другого, а также в области за электродами. Аналогичный поиск эквипотенциальных точек следует провести и для других точек – 9, 10, II, ... .

6. Соединить эквипотенциальные точки линиями. Построить множество силовых линий и выбрать из них те, которые образуют с эквипотенциальными линиями по всему полю листа подобные криволинейные прямоугольники.

Вопросы и задания к зачёту

1. Рассчитать значение напряжённости электрического поля, плотности тока и удельной электрической проводимости и удельной мощности потерь в точках листа по указанию преподавателя.

2. Изучить величины (обозначения, названия, размерность), характеризующие электрическое поле в проводящей среде и соотношения, связывающие их между собой.

3. Как использовать метод аналогии для расчёта электростатических и магнитостатических полей с помощью поля в проводящей среде?

Литература 5, гл. 20

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4 (ТЭМП-4)

ИССЛЕДОВАНИЕ МАГНИТНОГО ПОЛЯ СОЛЕНОИДА ("СОЛЕНОИД")

Цель работы. Изучение методов расчета магнитных полей и параметров электротехнических устройств; освоение индукционного метода исследования магнитных полей переменного тока.

Основные расчётные соотношения и пояснения

При конструировании электротехнических и радиотехнических устройств часто требуется производить расчёты индуктивности, взаимоиндуктивности, а также изучать распределение магнитного потока в пространстве.

Индуктивность равна отношению потокосцепления катушки к току через нее:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (I)

Магнитная индукция в общем случае поля токов в однородной изотропной среде (например, воздухе, масле и т.п.) может быть рассчитана через интеграл

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (2)

Потокосцепление

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (3)

Согласно (I) индуктивность соленоида

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (4)

где ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru ,Гн/м - магнитная постоянная;

w – число витков соленоида;

D – диаметр обмотки соленоида;

КФ – коэффициент формы, определяющийся соотношением

между диаметром обмотки соленоида D и его длиной ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (рис.7).

В [I] приведены следующие соотношения междуКФи ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru :

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru = 0,25; 0,3; 0,4; …

КФ = 2,25; 2,617; 3,355 …

Магнитное поле соленоида неоднородно и для равномерной намотки обладает осевой и центральной симметрией (см.рис.7). Магнитная индукция в любой точке поля соленоида может быть рассчитана по интегралу Био-Савора-Лапласа (2). Получающееся в результате интегрирования выражение в общем случае весьма громоздко. В частном случае на оси соленоида оно несколько проще [2]:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (5)

где

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

В центре соленоида (z=0 ) индукция максимальна

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (6)

 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Намерение индукции осуществляется непосредственно с использованием магниточувствительных элементов (датчиков Холла, магниторезисторов, магнитотранзисторов и т.п.). Наиболее доступен метод измерения индукции через величину ЭДС, наведенной в измерительной (пробной) катушке переменным (синусоидальным) магнитным потоком, который создается синусоидальным током. При частоте тока сети f = 50 Гц пространственное распределение магнитной индукции во многих случаях близко к его распределению на постоянном токе. Амплитуда синусоидально изменяющейся индукции Вm может быть рассчитана по величине ЭДС eK, наведенной в измерительной катушке с числом витков WK, площадью среднего сечения катушки SK:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (7)

Амплитуда индукции Вmz связывается с амплитудой, наведенной ЭДС Em, также как и их действующие (измеренные) значения через коэффициент измерительной катушки

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (8)

Наведенная в измерительной катушке ЭДС зависит от положения в пространстве нормали ее сечения ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru по отношению к направлению вектора индукции ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru , что определено сомножителем ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru в выражении (4).

Содержание и порядок выполнения работы

I. На рис.8 приведена схема соединения используемого в лабораторной работе оборудования. Соленоид I подключается через реостат 2 и автотрансформатор 3 к сети 220 В переменного тока частотой 50 Гц. Ток обмотки соленоида контролируется амперметром 4. Измерительная (зондовая) катушка 5 вносится в поле соленоида, а наводимая в ней ЭДС контролируется с помощью лампового милливольтметра 6.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

2. Катушка 5 располагается на оси соленоида и ее сечение ориентируется вдоль его оси. Изменяя координату z вдоль оси соленоида (см. рис.7), производят измерение ЭДС измерительной катушки в 5 – 7 точках.

3. Число витков соленоида w1 и измерительной катушки wK нанесено на табличках их параметров. Там же имеются данные о длине ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и диаметре обмотки D соленоида, сечении ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru обмотки измерительной катушки. Для измерения координаты z используется мерная линейка. По формулам (5) и (6) выполняются расчеты величины индукции магнитного поля для тех значений координаты z , что и при измерениях по п.2. Сравнить расчетные и экспериментальные значения и сделать выводы.

4. Поместить центр измерительной катушки в какую-либо точку вне оси соленоида с координатами z1 и x1. Не изменяя положения этого центра, вращением ручки добиться такого ее положения, при котором показания вольтметра 6 будут максимальны. Записать положение ручки катушки с помощью длин катетов проекций ее длины на оси z и x, что позволяет определить угол между вектором индукции ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и осью z . Проделать эти операции для нескольких точек положения катушки 5. Используя полученные данные для углов ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru , построить качественную картину поля соленоида.

5. Рассчитать индуктивность соленоида по формуле (4). Измерить индуктивность соленоида с помощью измерителя индуктивности. Сравнить результаты расчета и эксперимента.

В отчете о работе привести расчетные и экспериментальные данные, нарисовать и пояснить картину магнитного поля соленоида, сделать выводы.

Вопросы и задания к зачету

1. Названия, размерность, обозначения величин, используемых в магнитостатике и лабораторной работе.

2. В чем заключается физический смысл используемых формул и сущность производимых измерений.

3. Объяснение картины магнитного поля соленоида.

Литература I, гл. 9; 3, гл. 9; 4, гл. П

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5 (ТЭМП-5)

ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЁТА ВЗАИМОИНДУКТИВНОСТИ ("ВЗАИМОИНДУКТИВНОСТЬ")

Цель работы. Изучение методов расчёта и экспериментального определения взаимоиндуктивности соосных соленоидов.

Основные расчётные соотношения и пояснения

Взаимоиндуктивность M21 представляет собой отношение потокосцепления ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru с индуктивным элементом L2 (W2), вызванного протеканием тока i1 через другой индуктивный элемент L1(W1)взаимоиндуктивно связанный со вторым, к i1

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (I)

При протекании синусоидального тока ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru через индуктивность L1 создается связанное с ним магнитное поле с синусоидально изменяющимся потокосцеплением взаимной индукции –

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (2)

Изменение потокосцепления взаимной индукции ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru вызывает появление в индуктивном элементе L2 ЭДС взаимной индукции –

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru . (3)

Взаимоиндуктивность может быть рассчитана через отношение наведенной ЭДС к вызвавшему её току:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (4)

Величина потока взаимной индукции ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru уменьшается, если индуктивно связанные элементы L1, и L2 удалять друг от друга. В [I] приводится выражение для максимального значения взаимоиндуктивности двух коаксиальных соленоидов разного диаметра, вложенных один в другой (рис.9):

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (5)

где ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru ; ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

а коэффициенты F1 и F2 зависят от соотношения ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru между длиной ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru – внутреннего соленоида и длиной ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru – внешнего.

В широком диапазоне отношений ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru значения F1 и F2 лежат в диапазоне 0,99 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru 1,00. Остальные величины выражения (5) пояснены на рис. 9.

Если соленоиды I и 2 смещены вдоль их общей оси на расстояние x. относительно положения симметрии (x=0), то взаимоиндуктивность рассчитывается по более сложному выражению [I]:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru (6)

где ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru ; ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru ; ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru ; ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Коэффициенты F1 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru F2 зависят от отношения диаметров ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru и длин ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru их значения приводятся в [I]. Коэффициентом связи индуктивных элементов названо отнесение:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

Для линейного в магнитном отношении пространства прямая и обратная взаимоиндуктивности равны: ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru .

Содержание и порядок выполнения работы

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru

               
   
    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru
 
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 (ТЭМП-3) - student2.ru
 
 
   
Рис.9

На рис.9 изображена схема установки для экспериментального измерения взаимоиндуктивности. Соленоид I ( w1 ) подключается к сети 220 В, 50 Гц, через амперметр 4, автотрансформатор 3 и коммутационные аппараты. На его оси расположены соленоид 2 (w2), который имеет возможность перемещаться вдоль общей оси соленоидов. Координата x вдоль оси соленоида отсчитывается от точки симметричного взаимного положения соленоидов (x=0).

К выводам соленоида 2 подключен ламповый милливольтметр 5 с большим входным сопротивлением.

1. Установить соленоиды в положение x=0. Подать на соленоид I ток около 1,0 А, измерить ЭДС взаимной индукции, рассчитать взаимоиндуктивность по выражению (4).

2. Повторить опыт I для нескольких значений координаты x и построить график значений взаимоиндуктивности в зависимости от координаты x. Сравнить этот график с аналогичным, полученным путем расчета по выражениям (5) и (6).

3. Проверить выполнение соотношения (7).

Вопросы и задания к зачёту

1. Объясните причину равенства прямой и обратной взаимоиндуктивностей в случае линейной среды.

2. Указать пределы изменения коэффициента связи и дать объяснения значениям этих пределов.

3. Изучить названия, обозначения и размерность величин, описывающих магнитное поле.

Литература 5, гл. 21

Наши рекомендации