Нагревание и охлаждение двигателя

В процессе преобразования электрической энергии в механическую в двигателе происходит потеря части энергии, которая выделяется в виде тепла и вызывает повышение температуры отдельных его частей над температурой окружающей среды.

Электрическая машина представляет собой сложную конструкцию, в которой используются различные материалы (медь, сталь, изоляция). Условия их нагревания не одинаковы, так как зависят от расположения источников выделения тепла и системы охлаждения машины. Тепловые расчеты сложны и трудоемки.

Для приближенных расчетов тепловых режимов работы двигателя его рассматривают как однородное тело с бесконечно большой теплопроводностью, т. е. считают, что температура в любой точке машины одинаковая и отдаваемое тепло пропорционально первой степени разности температур машины и окружающей среды.

Если полезная мощность двигателя Р2, а коэффициент полезного действия η, то потери Δ р будут равны:

Δр = Р2/η–Р2

Предположим, что двигатель подключен к сети и работает с постоянной нагрузкой. Тогда условие теплового равновесия для переходного процесса

Δрdt = Cd Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru +A Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru dt,

где Δpdt– тепло, выделяемое в двигателе за время dt; Δр – потери тепла, выделяемые в двигателе в единицу времени, Вт или Дж/с; Cd Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru – часть тепла, идущая на повышение температуры двигателя; Аτdt – тепло, передаваемое в окружающую среду; С – теплоемкость двигателя, т.е. количество тепла, необходимое для повышения температуры на 1°С, Дж/град; А– теплоотдача двигателя – количества тепла, выделяемого в окружающую среду в единицу времени при разности температур в 1°С, Дж/с·град; τ– превышение температуры двигателя над температурой окружающей среды, град.

Разделив правую и левую части на Аdt, получим

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Это линейное дифференциальное уравнение первого порядка с постоянной правой частью, которая в данном случае определяет установившееся значение превышения температуры: Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Отношение теплоемкости к теплоотдаче называется постоянной времени нагрева Т, с:

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Тогда

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Характеристическое уравнение имеет корень Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru ,

откуда р = – 1/Т. Тогда τ = kеt/T.

Постоянная интегрирования находится из начальных условий t = 0; τ = τнач. Тогда τнач = k + τуст, или k = τуст – τнач.

Подставляя значение k и группируя члены, получаем

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

В частном случае τнач = 0; τ = τуст(1 – еt/T).

Таким образом, нагрев двигателя происходит по экспоненциальному закону (рис.31.4,а).

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru

Рис.32.4. Изменение во времени превышения температуры двигателя
над температурой окружающей среды:

а – при разных мощностях нагрузки (Рном); б – при его охлаждении

Конечное значение τ = τуст не зависят от τнач, а только от р и А. Температуру двигателя можно считать установившейся при t = 4Т.

Постоянная времени нагрева – важный параметр, так как характеризует скорость протекания тепловых процессов. Чем больше Т, тем медленнее происходит нагрев. Значение Т зависит от мощности, частоты вращения, исполнения двигателя и изменяется от 10÷15 мин для двигателей малой мощности до 4÷5 ч для двигателей большой мощности. Величина Т больше у закрытых двигателей.

При отключение двигателя от сети происходит его охлаждение и р = 0 (рис.31.4, б).

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru ;

Нагревание и охлаждение двигателя - student2.ru ,

где Ао– теплоотдача неподвижного двигателя; То = С/Ао – постоянная времени охлаждения; t = 4То.

При неподвижном двигателе ухудшается теплоотдача и значение То возрастает. При работе двигателя с переменной нагрузкой То будет изменяться. Если двигатель выбран правильно, то максимальная температура изоляции обмоток может достичь допустимо значения, но не должна превышать его.

Номинальные режимы работы электрооборудования обусловлены допустимым температурным режимом изоляции.

Изоляционные материалы по теплостойкости разделяются на семь классов.

Классы изоляции имеют предельно допустимую температуру: Y…90°С; А...150°С;Е ...120°С; В...130°; Н...155°С; F...180°С; С.. более 180°С

Класс Y – непропитанные волокнистые материалы из целлюлозы и шелка;

А – пропитанные волокнистые материалы из целлюлозы и шелка;

Е – синтетические органические пленки;

В – материалы на основе слюды, асбеста, стекловолокна, применяемые с органическими связывающими и пропитывающими составами;

F – материалы на основе слюды, асбеста, стекловолокна, применяемые в сочетании с синтетическими связывающими и пропитывающими составами;

Н – материалы на основе слюды, асбеста, стекловолокна, применяемые в сочетании с кремнийорганическими материалами и пропитывающими составами;

С – слюда, керамические материалы, стекло, кварц, применяемые без связывающих составов.

В современных электрических машинах применяются материалы классов Е, В, F, реже – класса Н.

Превышение нагрузки двигателей сверх номинальной (20% и выше) приводит к росту температуры нагрева выше допустимой, что приводит к сокращению срока службы двигателей.

Наши рекомендации