II. Теоретическая часть

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2.11

«ИЗМЕРЕНИЕ УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА»

I. Цель работы:Определить удельный заряд электрона методом магнетрона и выяснить влияние магнитного поля на движение электрона.

II. Теоретическая часть.

Электрон – первая элементарная частица, открытая в физике; материальный носитель наименьшего электрического заряда (e) и наименьшей массы (me) в природе, которые являются важнейшими характеристиками электрона:

II. Теоретическая часть - student2.ru

Электрон был открыт английским физиком Дж. Томсоном в 1897 году.Название «электрон» происходит от греческого слова electron – янтарь. Электрический заряд электрона условились считать отрицательным, в соответствии с более ранним соглашением назвать отрицательным заряд наэлектризованного янтаря. Магнетроном называют двухэлектродную лампу, в которой электроны, летящие от катода к аноду, наряду с электрическим полем подвергаются воздействию внешнего магнитного поля. В работе используется магнетрон с цилиндрическим анодом и цилиндрическим катодом, расположенным по оси анода (рис. 1)

II. Теоретическая часть - student2.ru

Рис 1.

Электрическое поле II. Теоретическая часть - student2.ru направлено по радиусам анода, а постоянное магнитное поле II. Теоретическая часть - student2.ru параллельно его оси. Таким образом, магнитное и электрическое поля взаимно перпендикулярны.

II. Теоретическая часть - student2.ru Если магнитное поле отсутствует, то электроны, эмитированные катодом, под действием электрического поля II. Теоретическая часть - student2.ru движутся прямолинейно по радиусам (рис. 2) кривая 1 и в анодной цепи возникает некоторый анодный ток, зависящий от анодного напряжения и тока накала. Если не меняя анодного напряжения и тока накала, приложить небольшое магнитное поле II. Теоретическая часть - student2.ru , направленное за чертеж, то под действием этого поля траектории электронов искривятся (рис. 2) кривая 2, но все электроны в конечном счете попадут на анод и в анодной цепи будет протекать такой же анодный ток, как и в отсутствие магнитного поля. По мере увеличения магнитного поля траектории электронов будут все больше искривляться и при некотором значении II. Теоретическая часть - student2.ru , называемом критическим магнитным полем II. Теоретическая часть - student2.ru , траектории электронов будут касаться анода и при дальнейшем движении электроны снова возвратятся на катод (рис. 2) кривая 3. Таким образом, при II. Теоретическая часть - student2.ru анодный ток резко упадет до нуля. При дальнейшем увеличении II. Теоретическая часть - student2.ru траектории электронов будут еще больше искривляться (рис. 2) кривая 4, и, следовательно, анодный ток будет оставаться равным нулю.

Зависимость анодного тока Ia от величины индукции магнитного поля II. Теоретическая часть - student2.ru при постоянном анодном напряжении и постоянном токе накала называется сбросовой характеристикой магнетрона. На (рис.3) показаны сбросовые характеристики магнетрона для различных значений анодного напряжения Ua .Вертикальный сброс анодного тока при II. Теоретическая часть - student2.ru (сплошные кривые) справедлив в предположении, что электроны покидают катод со скоростями, равными нулю

II. Теоретическая часть - student2.ru

Рис. 3

В реальных условиях электроны вылетают из катода с разными скоростями, поэтому резкой сбросовой характеристики не получается, и характеристика имеет вид пунктирной кривой.

На электрический заряд q, помещенный в электрическое поле и магнитное поле, действуют силы, величины, и направление которых определяются формулами:

- для электрического поля: II. Теоретическая часть - student2.ru (1)

- для магнитного поля: II. Теоретическая часть - student2.ru (2),

где Е r - напряженность электрического поля,

υ - скорость заряда,

II. Теоретическая часть - student2.ru - индукция магнитного поля.

Сила совпадает по направлению с вектором II. Теоретическая часть - student2.ru в точке, где находится заряд, если он положительный, и противоположна II. Теоретическая часть - student2.ru , если заряд отрицательный.

Сила (2) перпендикулярна плоскости, в которой лежат векторы υ и II. Теоретическая часть - student2.ru

II. Теоретическая часть - student2.ru

Рис. 4

Поскольку сила Лоренца всегда перпендикулярна скорости II. Теоретическая часть - student2.ru заряженной частицы, она работы над частицей не совершает. Эта сила может менять направление скорости движения заряда. Если же заряд неподвижен ( II. Теоретическая часть - student2.ru ), то магнитное поле на него не действует.

Если магнитное поле II. Теоретическая часть - student2.ru однородное ( II. Теоретическая часть - student2.ru ) и скорость υ перпендикулярна вектору II. Теоретическая часть - student2.ru , то сила Лоренца сообщает электрону постоянное нормальное ускорение, и электрон движется по окружности в плоскости, перпендикулярной силовым линиям магнитного поля. Применив второй закон Ньютона, можно найти радиус этой окружности II. Теоретическая часть - student2.ru откуда II. Теоретическая часть - student2.ru (3)

где me – масса электрона.

В магнетроне электроны движутся по более сложным траекториям, так как на них действует как магнитное, так и электрическое поле.

В пространстве между катодом и анодом напряженность электрического поля такая же, как в цилиндрическом конденсаторе

II. Теоретическая часть - student2.ru (4)

где II. Теоретическая часть - student2.ru - линейная плотность заряда катода;

II. Теоретическая часть - student2.ru - электрическая постоянная;

II. Теоретическая часть - student2.ru - диэлектрическая проницаемость вещества;

r – расстояние от катода до точки, в которой определяется поле.

Напряженность электрического поля вблизи анода ( II. Теоретическая часть - student2.ru )

II. Теоретическая часть - student2.ru (5)

С учетом формул (4), (5) и II. Теоретическая часть - student2.ru найдем анодное напряжение:

II. Теоретическая часть - student2.ru

ra – радиус анода; rk – радиус катода.

Из последней формулы имеем:

II. Теоретическая часть - student2.ru (6)

Увеличение кинетической энергии электрона равно работе сил электрического поля

II. Теоретическая часть - student2.ru (7)

Если пренебречь начальной скоростью электронов при вылете из катода, то II. Теоретическая часть - student2.ru

Тогда скорость электронов вблизи анода:

II. Теоретическая часть - student2.ru (8)

Увеличивая индукцию магнитного поля (повышая силу тока Ik в катушке) можно заставить электрон двигаться по окружности радиуса r касательной к аноду. При этом центростремительная сила равна разности силы Лоренца и электрической силы:

II. Теоретическая часть - student2.ru (9)

Подставив (8) в (9) с учетом II. Теоретическая часть - student2.ru , (см. рис.2) получим

II. Теоретическая часть - student2.ru

Или после преобразования имеем:

II. Теоретическая часть - student2.ru (10)

Подставляя значение радиуса анода II. Теоретическая часть - student2.ru м, и считая, что II. Теоретическая часть - student2.ru и выражение II. Теоретическая часть - student2.ru II. Теоретическая часть - student2.ru .

Получаем II. Теоретическая часть - student2.ru (11)

Индукция магнитного поля соленоида, длина L которого соизмерима с диаметром D, находится по формуле:

II. Теоретическая часть - student2.ru (12)

где II. Теоретическая часть - student2.ru Гн/м магнитная постоянная;

II. Теоретическая часть - student2.ru - ток в соленоиде, определяемый по графику;

L- длина соленоида;

D- диаметр соленоида.

Формула (11) позволяет вычислить величину удельного заряда электрона, если при заданном анодном напряжении Ua найдено такое значение индукции В магнитного поля (12), при котором электроны перестают попадать на анод.

Предполагая, что начальная скорость электронов, вылетающих из катода, равна 0. Но на самом деле они обладают различными начальными скоростями. Кроме того, невозможно обеспечить полную коаксиальность анода и катода, поэтому вектор II. Теоретическая часть - student2.ru несколько наклонен к катоду, катушка имеет конечную длину, поэтому уменьшение тока анода будет не резким.

Рассмотрим зависимость анодного тока Ia от силы тока катушки Iс (рис.5).

II. Теоретическая часть - student2.ru

Рис. 5

Характер зависимости рис.5 объясняется тем, что скорость каждого отдельного электрона, летящего от катода к аноду, слагается из двух частей – тепловой скорости и скорости, приобретенной в электростатическом поле. Поскольку испаряющиеся с поверхности раскаленных металлов электроны имеют различные скорости, то в потоке электронов между катодом и анодом будут находиться как медленные электроны, которые при данном значении B движутся по окружностям, радиусы которых меньше II. Теоретическая часть - student2.ru , так и более быстрые, которые движутся по окружностям с радиусами, большими II. Теоретическая часть - student2.ru . Для того, чтобы добиться полного исчезновения анодного тока, следует создать большую индукцию магнитного поля, чем та которая соответствовала закручиванию большинства электронов.

Проводя касательные к прямолинейному участку резкого спада тока и касательную к плавному спаду тока определим точку пересечения и находим II. Теоретическая часть - student2.ru , при котором большинство электродов не достигают анода.

Наши рекомендации