Одним из основных недостатков люстры Чижевского заключается в собирании большого количества пыли (копоти) на потолке и стенах вблизи люстры. Почему это происходит?
8. Как зависит диэлектрическая проницаемость газа от его давления?
9. Как именно происходит разделение электрических зарядов в грозовой туче?
V.
§43,44. Упр. 8, № 2,5
1. Составить обобщающую таблицу "Диэлектрик", используя рисунки, чертежи и текстовый материал.
2. Объясните принцип работы электретного устройства для измерения вибраций, числа оборотов, датчика давления, генератора переменного тока. Предложите конструкцию прибора на электретах, с помощью которого можно управлять электронным пучком, измерять влажность воздуха, измерять электрический заряд.
3. Осуществите с помощью электрофорной машины (высоковольтного генератора) электрический пробой диэлектрика (стопки бумаги) и исследуете с помощью микроскопа (лупы) края полученных отверстий в средней части стопки, какие выводы о токе в диэлектриках вы можете сделать?
4. Если воду в сосуде заземлить, то в вертикальном внешнем электрическом поле (например, электрическом поле Земли) капли, падающие (распыляемые) из него, будут нести электрический заряд (генератор заряженных капель). Докажите это и проекты технического использования генератора заряженных капель (устройство Томсона).
"...Согласно этому представлению электрический заряд обусловлен избытком частиц одного определенного знака, электрический ток обусловлен потоком этих частиц, а в весомых изоляторах имеет место "диэлектрическое смещение", если содержащиеся в них наэлектризованные частицы оказываются удаленными от своих положений равновесия ".
Г. Лоренц
Урок 9. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цель урока: Продолжить формирование умений решать задачи с использованием представлений об электрическом поле.
Тип урока: решение задач.
Оборудование: Микрокалькулятор.
План урока:
1. Вступительная часть 1-2 мин
2. Опрос 10 мин
3. Решение задач 40 мин
4. Задание на дом 2-3 мин
II. Опрос фундаментальный:
1. Диэлектрики в электростатическом поле.
2. Электреты и их применения. Как рассчитать напряженность поля?
Задачи:
1. Положительно заряженный шарик массой 0,18 г и плотностью вещества 2100 кг/м3 находится в равновесии в жидком диэлектрике плотностью 900 кг/м3. В диэлектрике создано однородное электрическое поле, напряженность которого, равная по модулю 45 кН/Кл, направлена вертикально вверх. Найти заряд шарика.
2. Два заряженных шарика, подвешенных на нитях одинаковой длины, опускают в керосин. Какова должна быть плотность материала шариков, чтобы угол расхождения нитей в воздухе и в керосине был один и тот же? Диэлектрическая проницаемость керосина равна 2, плотность керосина 0,8 г/см3.
III.Задачи:
1. Вдали от точечного заряда q расположена диэлектрическая пластина площади S, причем линейные размеры пластинки много меньше расстояния R между нею и зарядом. Плоскость пластинки перпендикулярна направлению на заряд. Толщина пластинки d, диэлектрическая проницаемость ε. Найдите силу, с которой пластинка притягивается к заряду.
Вопросы:
1. Чем объясняется уменьшение напряженности электрического поля в веществе?
2. Отчего заканчиваются неудачей попытки "отвести" в землю заряд диэлектрика?
3. Почему мокрая бумага рвется легче, чем сухая.
4. Положительный и отрицательный точечные заряды притягиваются друг к другу с силой F. Уменьшится ли эта сила, если поместить между зарядами стеклянный шар?
5. Будет ли электрон взаимодействовать с нейтральным атомом?
6. Металлический заряженный шар окружен толстым сферическим слоем диэлектрика. Изобразите картину силовых линий внутри и вне диэлектрика. Почему электрическое поле меняется на границе диэлектрика.
V. Повторить § 41-47.
1. Одинаково ли сильно притягиваются к наэлектризованной палочке бумажки на стекле и на металлической пластине?
"В этом случае наш принцип требует, чтобы количество работы,
которое получается, когда тела системы переходят из начального
положения во второе, и количество работы, которое затрачивается,
когда они переходят из второго положения в первое,
всегда было одно и то же, каков бы ни был способ перехода…"
Г. Гельмгольц
Урок 10. РАБОТА ЭЛЕКТРОСТАТИЧЕСКОГО ПОЛЯ
Цель урока: Познакомить учеников с одним из способов вычисления работы электростатического поля по перемещению заряда. Основываясь на аналогии с гравитационным полем, показать, что работа в потенциальных полях может быть определена по изменению потенциальной энергии тела.
Тип урока: урок – лекция.
Оборудование: Набор конденсаторов, высоковольтный выпрямитель, раздвижной конденсатор, изолирующие штативы, электростатический маятник.
План урока:
1. Вступительная часть 1-2 мин
2. Лекция 35 мин
3. Закрепление 5 мин
4. Задание на дом 2-3 мин
II. Понятие потенциального поля на примере гравитационного поля.
А' = mg (h1 – h2) – работа поля не зависит от вида траектории, поэтому по замкнутому пути она равна нулю.
|
Электростатическое поле. Положительно заряженное тело в однородном электростатическом поле у положительно заряженной обкладки. Сила, действующая на заряженное тело (других полей нет): .
Работа электростатического поля при перемещении заряженного тела (аналогия с гравитационным полем): A' = qE(d1 – d2). Работа не зависит от вида траектории, а по замкнутому пути равна нулю.
Вывод: Электростатическое поле потенциально, а электрическая сила – консервативная сила. Тогда А' = . Из сравнения двух формул для работы видно, что потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле определяется формулой: Еп = qEd.
Потенциальная энергия заряженного тела в электростатическом поле. Как ее определить в любой точке поля?
Потенциал (φ) – энергетическое свойство данной точки электростатического поля, измеряемое отношением потенциальной энергии взаимодействия пробного заряда с полем к величине этого заряда (измеряемое отношением работы, совершаемой внешними силами по переносу пробного заряда из бесконечности в данную точку поля, к величине этого заряда).
φ = .