Аккумуляторные батареи: виды, техническая характеристика, условия эксплуатации и хранения
Аккумуляторные батареи являются резервными источниками электрической энергии и их вводят в работу при выходе из строя системы электроснабжения и они обеспечивают питание важных потребителей, без которых не возможен безопасный полёт.
Аккумуляторные батареи состоят из электрических аккумуляторных элементов (банок), которые установлены в общем корпусе и соединены последовательно, чтобы получить рабочее напряжение.
Электрические элементы аккумулятора(банка) – это химический источник тока. Химический источник тока – это устройство преобразующую химическую энергию активного вещества при протекании окислительно-восстановительной реакции в электрическую энергию. Химический источник тока подразделяются на: гальванические элементы и электрические аккумуляторы (банки). Гальванический элемент – устройство, в котором активное вещество используется одноразово для получения электрической энергии и восстановлению не подлежит. Электрические аккумуляторы – устройства, которые позволяют многократно использовать активное вещество для получения электроэнергии. Активное вещество восстанавливается путём пропускания через аккумулятор зарядного тока от постороннего источника в обратном направлении разрядному току. В этом случае электрическая энергия преобразуется в химическую энергию восстанавливаемого активного вещества. Из электрических и аккумуляторных элементов и состоит аккумуляторная батарея.
Электроёмкость батарее и аккумулятора измеряется А час:
Функциональная схема электрического аккумулятора (банки)
Для того чтобы аккумулятор выработал электрическую энергию используют электролиты: 1. Водный раствор серной кислоты; 2. Водный раствор едкого калия.
Положительные и отрицательные пластины выполнены: 1. Окись свинца и свинец; 2. Окись никеля и кадмий.
При погружении + и – пластин в электролит начинается химическая реакция между пластинами и электролитом, что приводит к выработки электрической энергии.
Параметры, характеризующие электрические аккумуляторы: 1. ЭДС на зажимах аккумулятора; 2. Внешнее сопротивление аккумулятора; 3. Напряжение на зажимах аккумулятора при наличии нагрузки; 4. Электрическая ёмкость аккумулятора: разрядное и разрядно-номинальное; 5. Саморазряд Е – это напряжение на зажимах аккумулятора нагрузки внешних сопротивлений ( - сопротивление электролита). Разрядная электрические емкости – то количество ампер-часов, которое выробатывает аккумулятор за время разрядки:
Q номинальное разрядное – то количество ампер-часов, которое выработал аккумулятор за время пятичасового или десятичасового режима разряда.
Саморазряд – потери ёмкости аккумулятором из-за самопроизвольно протекающей химических процессов. Он оценивает потери ёмкости аккумулятором за сутки: , где – емкость аккумулятора после снятия с хранения, - емкость аккумулятора при постановке его на хранение.
Аккумулятор с пластинами кадмия и никеля и электролитом – водный раствор серной кислоты относятся к кислотным.
Аккумулятор с пластинами кадмия и никеля и электролитом – водного раствора едкого калия относятся к щелочным.
Кислотные аккумуляторные батареи представляют собой корпус из электроизоляционного материала, в котором установлены банки (кислотные). Щелочные аккумуляторы устанавливаются в корпусах, которые выполнены из нержавеющей стали, при этом банки изолируют от корпусов электроизоляционными прокладками.
Аккумуляторная батарея подразделяются на самолётные и аэродромные.
Самолётные аккумуляторные батареи предназначены: 1. Для питания важных потребителей; без работы которых не возможен безопасный полёт самолёта; 2. Для питания стартеров, которые используются для запуска АД; 3. Для питания радиостанции в случае вынужденной посадки самолёта; 4. Для проверки работоспособности электрооборудования самолёта.
Аэродромные аккумуляторные батареи применяются для: запуска АД при помощи стартеров-генераторов; питания ряда потребителей на стоянке самолёта; проверки работоспособности электроприборов самолёта.