Назначение, общее устройство трансмиссии танка
Трансмиссия гусеничной машины - совокупность агрегатов, соединяющих двигатель машины с ее движителем.
Трансмиссия предназначена для:
– передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса ходовой части машины;
– изменения крутящего момента на ведущих колесах (скорости движения машины) по величине и направлению;
– плавного трогания машины с места;
– поворота машины;
– торможения машины и удержания её в заторможенном состоянии на подъемах и спусках;
– отключения двигателя от ведущих колес во время его запуска, при его работе на холостом ходу и при переключении передач;
- отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.
Техническая характеристика:
- механическая,
- ступенчатая (семиступенчатая),
- с гидравлическим управлением,
- с повышающим редуктором (гитарой),
- двумя бортовыми коробками передач с соосными с ними бортовыми передачами
Трансмиссия состоит::
- входной редуктор (гитара);
- две бортовые коробки передач (БКП);
- две бортовые передачи (БП);
- система гидроуправления и смазки;
- приводы управления.
2.Топливо, масла, охлаждающие и специальные жидкости, применяемые при эксплуатации машин, их назначение, отличительные признаки, марки
Эффективность использования БТВТ в значительной мере зависит от эксплуатационных материалов. Под эксплуатационными материалами (ЭМ) принято понимать продукты, применяемые и расходуемые в процессе эксплуатации машин.
Типы эксплуатационных материалов:
-Топлива
-Смазочные материалы
-Специальные жидкости
-Разные продукты
Автомобильные бензины
Эксплуатационные качества бензинов характеризуются:
• испаряемостью;
• детонационной стойкостью;
• стабильностью;
• коррозионностью и токсичностью;
• наличием механических примесей и воды.
Дизельное топливо
Основными свойствами дизельного топлива являются:
прокачиваемость;
испаряемость;
воспламеняемость;
коррозионность.
Смазочные материалы- вещества, вводимые между трущимися поверхностями различных узлов трения агрегатов и механизмов для уменьшения трения и снижения износа трущихся деталей, отвода тепла от них, герметизации зазоров между деталями и предохранения их поверхностей от коррозии
Масла представляют собой вязкие жидкости, прозрачные и непрозрачные, окрашенные смолами и присадками в цвета от желтого до темно- коричневого и черного, легче воды и практически в ней не растворяющиеся
Наибольшее распространение в БТВТ имеют минеральные масла.
Растительные используются в качестве присадок.
Наиболее перспективные - синтетические.
По целевому назначению смазочные масла разделяют на:
Моторные;
Трансмиссионные.
Свойства моторных масел
Основными эксплуатационными свойствами моторных масел являются:
антифрикционные;
противоизносные и противозадирные;
противоокислительные свойства и склонность к лакообразованию;
защитные и коррозионные.
Примеры обозначения масел:
М-8-В1:
М – моторное;
8 - класс кинематической вязкости;
В - по эксплуатационным свойствам относится к группе В (среднефорсированные двигатели);
индекс 1 – предназначено для бензиновых двигателей;
М-10-Г2к:
М – моторное;
10 - класс кинематической вязкости;
Г - по эксплуатационным свойствам относится к группе Г (высокофорсированные двигатели);
индекс 2 –предназначено для дизелей;
индекс «к» - масло предназначено для двигателей КамАЗ;
М-6з/10-В:
М – моторное;
6 и 10 - класс кинематической вязкости;
буква «з» означает, что масло имеет загущающую присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства, и предназначено для всесезонного или зимнего применения;
В (без индекса) – масло универсальное и предназначено как для бензиновых двигателей, так и для дизелей.
Классификация и марки смазок, применяемых при эксплуатации БТВТ.
Пластичные смазки представляют собой мазеподобные продукты. По общим свойствам они находятся между жидкими маслами и твердыми смазочными материалами, так как сочетают свойства жидкости и твердого тела.
По сравнению с маслами пластичные смазки имеют преимущества:
удерживаются на наклонных и вертикальных поверхностях;
не вытекают и не выдавливаются под действием значительных нагрузок;
лучше защищают металлические поверхности от коррозии;
обеспечивают лучшую герметизацию узлов трения и предохраняют их от загрязнения;
меньшая зависимость вязкости от температуры;
большая эффективность в жестких условиях эксплуатации;
экономичность за счет большего ресурса работоспособности и меньшего расхода.
Специальные жидкости применяют в качестве теплоносителей, рабочих жидкостей в гидравлических системах, для разделения агрессивных сред и т.д.
В зависимости от назначения СЖ, применяемые в БТВТ, подразделяются на две группы:
охлаждающие;
рабочие жидкости для
гидравлических систем.
Амортизаторные жидкости, их марки и применение
Применяются для заправки амортизаторов. Режим работы характеризуется многократным сжатием в условиях резкого приложения усилий и широким диапазоном изменения температур (от -50 до 120-140 градусов).
АЖ-12т (ГОСТ 23008-78) - основная марка общего назначения. Работоспособна при температурах от -50 до +140 градусов.
Жидкость 7-50с-3 (ГОСТ 20734-75) - высокотемпературная, представляет собой смесь синтетических продуктов. Рекомендуется в качестве амортизационной жидкости в телескопических амортизаторах. Работоспособна в интервале температур от -60 до +175 градусов в контакте с воздухом.
Тормозные жидкости
Жидкость БСК (ТУ 6-101553-75 )
Жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6-01787-75). Состав: 65% гликоля + 35% эфиры с присадками.
Жидкость ГТЖА-2 ("Нева") (ТУ 6-011163-78)
Гидравлические жидкости, их марки и применение
Большинство гидравлических жидкостей получают из минеральных масляных дистиллятов с добавлением присадок.
Гидравлическое масло МГЕ-10А (ОСТ 38 01281 -82) - основная марка гидравлической жидкости общего назначения. Обладает хорошей термоокислительной стабильностью, низкотемпературными свойствами. Работоспособна в течении длительного времени от -55 до +90 градусов.
Используется в гидроприводах стабилизатора и механизма заряжения танков.
Противооткатная жидкость ПОЖ-70 (ТУ 601815-75) готовят на водногликогеновой основе. Она содержит антикоррозионные и антипенную присадки. Заправляется в противооткатные устройства орудий. Работоспособна при интервале температур от -60 до +50 градусов, сохраняет работоспособность до +100 градусов.