Применение шаблона до-1
(допусковый отбраковочный).
Шаблон ДО-1 предназначен для отбраковки изношенных бандажей колесных пар, только по опасной форме гребня.
Шаблон ДО-1 не измеряет численно параметр крутизны гребня, а только оценивает предельную его величину (опасная или безопасная форма гребня). Шаблон представляет из себя металлическую пластинку. Для измерения шаблон устанавливается своим выступом с радиусом 15 мм в выемку у гребня (Рис.29.) и поворачивается до соприкосновения
его с вершиной гребня.
Рис.29. Измерение параметра крутизны гребня q
шаблоном ДО-1.
Бандаж бракуется, если выступ шаблона высотой 2 мм и длиной 6,5 мм касается вершины гребня.
Проверка шаблонов УТ-1 и ДО-1 производится один раз в четыре месяца.
ОСМОТР И ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР.
В эксплуатации колесные пары подвергаются осмотру под электровозом и обыкновенному и полному освидетельствованиям.
Осмотр производится:
- на всех видах ТО и ТР;
- при переподкатке колесной пары, не связанной с неисправностью и ремонтом. Если после предыдущего полного или обыкновенного освидетельствования прошло не более одного года, то произвести обмер бандажей и замерить расстояние 1440 мм. Если более одного года, то произвести обыкновенное освидетельствование;
- при первой подкатке новой колесной пары (после формирования) или после производства полного освидетельствования, если после них прошло не более 2 лет. При этом проверить даты формирования и данного освидетельствования по клеймам на правом и левом торцах оси;
- после крушений, аварий, схода с рельсов при отсутствии повреждений, требующих замены элементов колесной пары;
Осмотр производят: ТО1 - машинист, ТО2 -мастер, ТР - мастер и
приемщик МПС.
При осмотре убедится в отсутствии нагрева буксовых шеек, ползунов, вмятин, отколов, выщербин, уширений бандажа, проворота, предельной его толщины и проката, вертикального подреза, остроконечного наката, опасной формы гребня и ослабления бандажного кольца. На колесных центрах убедится в отсутствии трещин в спицах, ступице, ободе, а также в отсутствии признаков ослабления или сдвига ступиц на оси. На открытых частях оси убедится в отсутствии поперечных, косых и продольных трещин, протертых мест, электроожога и др. дефектов.
Обыкновенное освидетельствование производится во всех случаях подкатки колесной пары под электровоз, если после формирования или после последнего полного освидетельствования прошло более двух лет. При этом дополнительно к осмотру производится:
- очистка колесной пары от грязи и смазки или обмывка в моечной машине;
- проверка установленных клеим и знаков;
- проверка размеров элементов колесной пары, проверка магнитным дефектоскопом открытых частей оси и зубьев зубчатых колес;
- проверка ультразвуковым дефектоскопом (УЗД) удлиненных ступиц колесных центров у электровозов ВЛ11, ВЛ11м, ЧС2;
- проверка пружинных пакетов и заклепок зубчатых колес (электровоз ВЛ22м), плотности посадки косозубых венцов (электровоз ВЛ8) и крепление призонных болтов зубчатых венцов (электровоз ЧС2)
- покраска открытых мест оси;
- ревизия узлов с подшипниками качения в случаях, когда это предусмотрено Инструкцией по содержанию этих узлов;
Клейма и знаки данного освидетельствования не ставятся.
Освидетельствование производят мастер, приемщик и дефектоскопист с записью в журнал ТУ-21 и в паспорт колесной пары.
Полное освидетельствование производится:
-при ремонтах на заводах или в депо, выполняющих ремонт со сменой
элементов;
- при неясности клейм и знаков последнего полного освидетельствования;
- при наличии повреждений колесной пары после крушения, аварий столкновения или схода, а также выявленных при осмотре, кроме устраняемых обточкой;
Дополнительно к обыкновенному освидетельствованию производится:
- очистка колесной пары от краски;
- осмотр пружинных пакетов и пазов для них в венцах со снятием
боковых шайб, (электровоз ВЛ22м).
- проверка призонных болтов зубчатых венцов магнитным дефектоскопом перед их постановкой (электровоз ЧС2), а также плотности их посадки без гаек;
- проверка УЗД закрытых частей оси и удлиненных ступиц колесных центров;
- постановка клеим и знаков полного освидетельствования на левом торце оси;
ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ.
Назначение: зубчатая передача на электровозе ВЛ11 служит для передачи вращающего момента от вала якоря тягового двигателя непосредственно к колесной паре, а на электровозе ЧС2 - через карданную передачу.
Рис.30. Зубчатые передачи:
(а)- прямозубая зубчатая передача с упругой посадкой венца;
(б)- косозубая зубчатая передача с жесткой посадкой венца;
1 - центр зубчатого колеса, 2 - боковая шайба, 3 - отверстия для осмотра состояния пакетов, 4 - заклепка, 5 - прямозубый венец, 6 - пакет пружинных стельных пластин, 7 - фасонная прокладка, 8 - штифт.