Тема 1.9 Электрические машины постоянного тока
Студент должен:
знать: принцип работы двигателей постоянного тока с параллельным или смешанным возбуждением;
уметь: проводить расчет характеристик двигателя постоянного тока.
Назначение машин постоянного тока и их классификация. Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машины постоянного тока: электродвижущая сила обмотки якоря, реакция якоря, коммутация. Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и коэффициент полезного действия машин постоянного тока [1, С.239-281].
Методические указания
В целях лучшего освоения данной темы необходимо предварительно изучить тему 1.2. Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: неподвижной части и вращающейся.
Индуктор состоит из станины цилиндрической формы, изготовленной из ферромагнитного материала, и полюсов с обмоткой возбуждения, закрепленных на станине. Обмотка возбуждения создает основной магнитный поток.
Магнитный поток может создаваться постоянными магнитами, укрепленными на станине.
Якорь состоит из следующих элементов: сердечника, обмотки, уложенной в пазы сердечника, коллектора.
Сердечник якоря для уменьшения потерь на вихревые точки набирается из изолированных друг от друга листов электротехнической стали.
В реальных электрических машинах постоянного тока используется специальное контактное устройство - коллектор. Коллектор устанавливается на одном валу с сердечником якоря и состоит из отдельных изолированных друг от друга и от вала якоря медных пластин. Каждая из пластин соединена с одним или несколькими проводниками якорной обмотки. На коллектор накладываются неподвижные контактные щетки. С помощью контактных щеток вращающаяся якорная обмотка соединяется с сетью постоянного тока или с нагрузкой.
Любая электрическая машина обладает свойством обратимости, т.е. может работать в режиме генератора или двигателя. Если к зажимам приведенного во вращение якоря генератора присоединить сопротивление нагрузки, то под действием ЭДС якорной обмотки в цепи возникает ток.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные части машины постоянного тока и укажите их назначение.
2. Каково устройство и назначение коллектора у генераторов постоянного тока?
3. Какие бывают типы обмоток якоря?
4. Как устроен генератор с независимым возбуждением? Указать его свойства, преимущества, недостатки. Как включить генератор с параллельным возбуждением на параллельную работу?
5. Почему нельзя включить двигатель постоянного тока в сеть без пускового реостата?
6. Как можно регулировать скорость вращения двигателя постоянного тока?
Тема 1.10 Основы электропривода
Студент должен:
знать: знать основные параметры электропривода, правила эксплуатации электрооборудования
уметь: строить для выбранного двигателя реальную нагрузочную диаграмму, проводить расчет мощности двигателя при различных режимах работы.
Понятие об электроприводе. Уравнение движения электропривода. Механические характеристики нагрузочных устройств. Расчет мощности и выбор двигателя при продолжительном, кратковременном и повторно кратковременном режимах. Аппаратура для управления электроприводом [1, С.281-317].
Методические указания
Электрический привод представляет собой электромеханичёское устройство, предназначенное для приведения в движение рабочего органа машины и управления ее технологическим процессом. Он состоит из трех частей: электрического двигателя, осуществляющего электромеханическое преобразование энергии, механической части, передающей механическую энергию рабочему органу машины, и системы управления, обеспечивающей оптимальное по тем или иным критериям управление технологическим процессом.
Все режимы в электроприводе делятся на установившиеся и переходные.
Установившийся режим работы электропривода определяется из условия равенства нулю динамического момента. Этот режим характеризуется работой двигателя с неизменной угловой скоростью, постоянными во времени и равными по величине моментом двигателя и моментом сопротивления.
Установившийся режим описывается статическими характеристиками.
Переходным режимом электропривода называют режим работы при переходе от одного установившегося состояния к другому, когда изменяются скорость, момент и ток.
Характер переходного режима электропривода зависит от свойств рабочей машины, типа примененного двигателя и механической передачи, принципа действия и свойств аппаратуры управления, а также от режима работы двигателя (пуск, торможение, прием и сброс нагрузки и т. д.).
Переходные режимы описываются динамическими характеристиками.
Вопросы для самоконтроля
1. Структура и состав электропривода.
2. Технический прогресс составляющих электропривода.
3. Базовая модель механики электропривода.
4. Механические характеристики и их типы.
5. Установившийся режим в механике электропривода. Устойчивые и неустойчивые режимы.
6. Электроприводы постоянного тока. Конструкция двигателя. Основные уравнения, характеристики.