Гидравлический гаситель колебаний
НАЗНАЧЕНИЕ: предназначен для гашения колебаний кузова при работе пружин люлечного подвешивания, так как в узлах люлечного подвешивания нет трения, а после сжатия или растяжения пружин возникают долго незатухающие колебания кузова.
УСТРОЙСТВО: состоит из круглого корпуса 18 в который вварена головка с отверстием и установленными в ней резиновой 11 и стальной 12 втулками. В корпус устанавливают цилиндр 10, который снизу закрыт крышкой 13. В цилиндре находится поршень 6 с резиновым уплотнительным кольцом 10, шток которого проходит через направляющую втулку или буксу 21 и каркасное сальниковое устройство 2. Втулка и сальники зажимаются специальной гайкой 4, которая вворачивается в корпус.
На шток поршня 6 наворачивается верхняя головка 1 и фиксируется винтом 25. На верхней головке с помощью винта 24 крепится кожух 3. В крышке 13 и в поршне установлены плоские перепускные клапаны 14, которые прижимаются к корпусу пружиной, между корпусом и клапаном образуются щелевые каналы, а также шариковый предохранительный клапан 16 рассчитанный на давление 45 кгс/см². Внутри гасителя колебаний образуется три камеры: в цилиндре – надпоршневая 8 и подпоршневая 17, между корпусом и цилиндром – запасная 9. В корпус заливают 0,9 л приборного масла. Нижняя головка гасителя при помощи валика крепится к кронштейну рамы тележки, а верхняя головка к кронштейну рамы кузова.
РАБОТА: основана на преобразовании механической энергии упругих пружин в тепловую энергию, когда при жидкостном трении, проходя по узким каналам, масло перетекает из одной камеры в другую.
При растяжении гасителя, поршень поднимается вверх, увеличивая давление масла над собой, и масло через перепускной клапан в поршне узкими щелевыми каналами перетекает под поршень, образуя жидкостное трение, и движение поршня замедляется. Масло, перетекающее под поршень, при увеличении скорости движения поршня, не успевает заполнить пространство под поршнем, в результате чего образуется разряженное пространство под поршнем, и масло начинает засасываться из запасной камеры через перепускной клапан в крышке цилиндра. При быстром передвижении поршня вверх давление масла над поршнем увеличивается и достигает 45 кгс/см², тогда предохранительный шариковый клапан отожмется, и масло быстро перетечет под поршень, давление над поршнем уменьшится и предохранительный клапан закроется.
При сжатии поршень передвигается вниз, давление под поршнем увеличивается, и масло через щелевые каналы перепускного клапана в крышке перетекает с трением в запасную камеру – движение поршня замедляется. При увеличении давления под поршнем масло начинает перетекать через клапан в поршне в камеру над поршнем. При быстром передвижении поршня вниз давление масла под поршнем увеличивается и достигает 45 кгс/см², тогда предохранительный шариковый клапан в крышке цилиндра отожмется, и масло быстро перетечет из под поршня в запасную камеру, давление под поршнем уменьшится и предохранительный клапан закроется.
Таким образом, при движении поршня вверх или вниз масло перетекает из одной камеры в другую через узкие каналы перепускных клапанов, образуя трение. Движение поршня замедляется, и за счет этого гасятся колебания кузова.