Системы защиты от токов короткого замыкания
Для защиты СЭС применяются самые различные аппараты — предохранители, автоматы защиты сети, различные реле, трансформаторы тока.
Основные типы тепловых автоматов защиты:
• АЗС — автомат защиты сети, выпускаются на токи от 1 до 40 А;
• АЗР — автомат защиты с расцепителем, выпускаются на токи от 30 до 150 А;
• АЗ3 — автомат защиты трёхфазный.
• АЗК — автомат защиты кнопочный. Выпускаются на токи от 1 до 150 А.
Генераторы и выпрямительные устройства защищаются при помощи реле — от обратного тока и короткого замыкания в линии от источника до РУ. Из защитных реле наиболее распространены поляризованные реле для цепей постоянного тока — дифференциально-минимальные реле, аппарат защиты и управления.
ПОС самолета: механические тепловые
Противообледенительная система (ПОС) летательного аппарата предназначена для удаления нарастающего в полёте льда, утяжеляющего летательный аппарат и ухудшающего обтекаемость.
Механическая — противообледенительная система, принцип действия которой основан на деформации обшивки, под которую закачан сжатый воздух. При этом образовавшийся лёд раскалывается и уносится скоростным напором.
Воздушно-тепловая работает за счёт растапливания льда теплом отобранного от двигателей горячего воздуха. Чаще всего ВТ ПОС применяется для обогрева неподвижных в полёте элементов конструкции самолёта (оперения, дверей, отсека ВСУ, носков крыла), а также лопаток входных направляющих аппаратов (ВНА) самих двигателей.
Сигнализаторы обледенения
Сигнализатор обледенения — устройство, предназначенное для непрерывного измерения интенсивности обледенения Применяются преимущественно для контроля обледенения летательных аппаратов и лопаток турбин в промышленных установках.
Устройство и классификация сигнализаторов обледенения
В состав сигнализаторов обледенения входят: датчик, вырабатывающий сигнал о степени обледенения, электронные блоки для усиления сигнала и его обработки по заданным критериям и устройство выдачи информации оператору.
В датчиках могут использоваться разные физические принципы, в соответствии с принципом работы датчика различаются несколько видов сигнализаторов.
Тепломерные сигнализаторы — температура датчика поддерживается постоянной за счёт изменения мощности нагревателя, и в зависимости от мощности, затрачиваемой на поддержание температуры, и температуры окрущающего воздуха вычисляется — находится датчик непосредственно в воздухе или обрастает льдом;
Вибрационные сигнализаторы — в них происходит замер частоты колебаний мембраны, размах колебаний которой уменьшается при обрастании льдом, в связи с чем увеличивается их частота. На таком принципе работают, в частности, СО-121 и EW-164;
Радиоизотопные сигнализаторы;
Оптические (оптоэлектронные) сигнализаторы;
Акустические сигнализаторы;
Конденсаторные сигнализаторы.
В качестве датчиков обледенения на отечественных ВС широкое применение нашли радиоизотопные сигнализаторы типа РИО-3. Принцип работы сигнализатора основан на ослаблении бета-излучения радиоактивного изотопа (стронций-90 + иттрий-90) слоем льда, нарастающего на чувствительной поверхности штыря датчика в полёте. Мощность излучения регистрируется галогенным счётчиком типа СТС-5, и при её уменьшении до заранее заданного порога срабатывания электронный блок выдаёт сигнал «ОБЛЕДЕНЕНИЕ». Для уменьшения инерционности схемы штырь датчика при входе в зону обледенения непрерывно подогревается встроенным нагревательным элементом. В связи с относительно высокой радиоактивностью датчика на земле на него надевается красная свинцовая заглушка.
Противопожарная система самолета
Противопожарное оборудование предназначена для обнаружения и ликвидации очагов пожара в отсеках крыла, гондолах двигателей и внутри двигателей.
1. противопожарную систему самолёта, включающую:
- систему сигнализации о пожаре самолёта ССП-2А;
- систему пожаротушения самолёта;
2. противопожарную систему двигателей, включающую:
- систему сигнализации о пожаре двигателей ССП-7;
- системы пожаротушения внутри двигателей;
3. переносные огнетушители;
4.систему нейтрального газа.
Органы управления и контроля противопожарной системы самолёта и противопожарной системы двигателей находятся на щитке управления системой пожаротушения и на щитке проверки исправности противопожарной системы.
Система предназначена для ликвидации пожара в:
-отсеке левого (правого) полукрыла (носок СЧК и хвостовая часть СЧК);
-отсеке гондолы левого (правого) двигателя (передняя, средняя и задняя части гондолы).
Система пожаротушения самолёта обеспечивает:
-автоматическое и ручное тушение пожара в защищаемых отсеках;
-автоматическое включение подачи огнегасящего состава во все защищаемые отсеки при аварийной посадке на фюзеляж.
Состав системы пожаротушения самолёта.
Огнетушители
Блоки ЭМКр
Концевые выключатели