Системы защиты от токов короткого замыкания

Для защиты СЭС применяются самые различные аппараты — предохранители, автоматы защиты сети, различные реле, трансформаторы тока.

Основные типы тепловых автоматов защиты:

• АЗС — автомат защиты сети, выпускаются на токи от 1 до 40 А;

• АЗР — автомат защиты с расцепителем, выпускаются на токи от 30 до 150 А;

• АЗ3 — автомат защиты трёхфазный.

• АЗК — автомат защиты кнопочный. Выпускаются на токи от 1 до 150 А.

Генераторы и выпрямительные устройства защищаются при помощи реле — от обратного тока и короткого замыкания в линии от источника до РУ. Из защитных реле наиболее распространены поляризованные реле для цепей постоянного тока — дифференциально-минимальные реле, аппарат защиты и управления.

ПОС самолета: механические тепловые

Противообледенительная система (ПОС) летательного аппарата предназначена для удаления нарастающего в полёте льда, утяжеляющего летательный аппарат и ухудшающего обтекаемость.

Механическая — противообледенительная система, принцип действия которой основан на деформации обшивки, под которую закачан сжатый воздух. При этом образовавшийся лёд раскалывается и уносится скоростным напором.

Воздушно-тепловая работает за счёт растапливания льда теплом отобранного от двигателей горячего воздуха. Чаще всего ВТ ПОС применяется для обогрева неподвижных в полёте элементов конструкции самолёта (оперения, дверей, отсека ВСУ, носков крыла), а также лопаток входных направляющих аппаратов (ВНА) самих двигателей.

Сигнализаторы обледенения

Сигнализатор обледенения — устройство, предназначенное для непрерывного измерения интенсивности обледенения Применяются преимущественно для контроля обледенения летательных аппаратов и лопаток турбин в промышленных установках.

Устройство и классификация сигнализаторов обледенения

В состав сигнализаторов обледенения входят: датчик, вырабатывающий сигнал о степени обледенения, электронные блоки для усиления сигнала и его обработки по заданным критериям и устройство выдачи информации оператору.

В датчиках могут использоваться разные физические принципы, в соответствии с принципом работы датчика различаются несколько видов сигнализаторов.

Тепломерные сигнализаторы — температура датчика поддерживается постоянной за счёт изменения мощности нагревателя, и в зависимости от мощности, затрачиваемой на поддержание температуры, и температуры окрущающего воздуха вычисляется — находится датчик непосредственно в воздухе или обрастает льдом;

Вибрационные сигнализаторы — в них происходит замер частоты колебаний мембраны, размах колебаний которой уменьшается при обрастании льдом, в связи с чем увеличивается их частота. На таком принципе работают, в частности, СО-121 и EW-164;

Радиоизотопные сигнализаторы;

Оптические (оптоэлектронные) сигнализаторы;

Акустические сигнализаторы;

Конденсаторные сигнализаторы.

В качестве датчиков обледенения на отечественных ВС широкое применение нашли радиоизотопные сигнализаторы типа РИО-3. Принцип работы сигнализатора основан на ослаблении бета-излучения радиоактивного изотопа (стронций-90 + иттрий-90) слоем льда, нарастающего на чувствительной поверхности штыря датчика в полёте. Мощность излучения регистрируется галогенным счётчиком типа СТС-5, и при её уменьшении до заранее заданного порога срабатывания электронный блок выдаёт сигнал «ОБЛЕДЕНЕНИЕ». Для уменьшения инерционности схемы штырь датчика при входе в зону обледенения непрерывно подогревается встроенным нагревательным элементом. В связи с относительно высокой радиоактивностью датчика на земле на него надевается красная свинцовая заглушка.

Противопожарная система самолета

Противопожарное оборудование предназначена для обнаружения и ликвидации очагов пожара в отсеках крыла, гондолах двигателей и внутри двигателей.

1. противопожарную систему самолёта, включающую:

  • систему сигнализации о пожаре самолёта ССП-2А;
  • систему пожаротушения самолёта;

2. противопожарную систему двигателей, включающую:

  • систему сигнализации о пожаре двигателей ССП-7;
  • системы пожаротушения внутри двигателей;

3. переносные огнетушители;

4.систему нейтрального газа.

Органы управления и контроля противопожарной системы самолёта и противопожарной системы двигателей находятся на щитке управления системой пожаротушения и на щитке проверки исправности противопожарной системы.

Система предназначена для ликвидации пожара в:
-отсеке левого (правого) полукрыла (носок СЧК и хвостовая часть СЧК);

-отсеке гондолы левого (правого) двигателя (передняя, средняя и задняя части гондолы).

Система пожаротушения самолёта обеспечивает:
-автоматическое и ручное тушение пожара в защищаемых отсеках;

-автоматическое включение подачи огнегасящего состава во все защищаемые отсеки при аварийной посадке на фюзеляж.

Состав системы пожаротушения самолёта.

Огнетушители

Блоки ЭМКр

Концевые выключатели

Наши рекомендации