Автосцепное устройство
НАЗНАЧЕНИЕ: служит для надежного сцепления вагонов и локомотива между собой и для передачи тяговых и тормозных усилий между ними, а также для амортизации и гашения толчков и ударов, возникающих при трогании и торможении поезда.
УСТРОЙСТВО: состоит из:
- Корпуса автосцепки с механизмом сцепления 1+25.
- Упряжного устройства 5+8+10+12.
- Центрирующего устройства 2+4+13.
- Расцепного привода 21-24.
Корпус автосцепки– стальной, литой, полой конструкции, условно делится на головку 7 и хвостовик 8. В хвостовике есть овальное отверстие 9 для клина тягового хомута. Головка СА-3 имеет малый зуб 4, большой зуб 1 и зев между ними. В зеве сделан карман, внутри которого имеются полочки, приливы и шипы для размещения механизма сцепления автосцепки. В головке автосцепки имеется ряд отверстий, самое нижнее из которых служит для слива влаги. К механизму сцепления относятся:
· Замок - служит для запирания автосцепок в сцепленном положении. Он имеет переднюю массивную часть 1, направляющий зуб 6, сигнальный отросток 4 и шип для навешивания предохранителя 2.
· Замкодержатель - служит для удержания замка, как в выпавшем, так и в утопленном положениях после сцепления или расцепления автосцепок. Замкодержатель имеет лапу 9, противовес 7, расцепной угол 8 и овальное отверстие 10.
· Предохранитель – предохраняет автосцепки от саморасцепа и имеет верхнее и нижнее фигурные плечи 15 и14, а также отверстие для навешивания на шип замка 16.
· Подъемник - служит для подъема предохранителя, замка и замкодержателя при расцеплении автосцепок, имеет отверстие квадратного сечения 11, а также узкий и широкий пальцы 12 и 13.
· Валик подъемника служит для поворота подъемника, имеет участок квадратного сечения под подъемник 19, противовес 20 с отверстием для цепочки расцепного привода 17 и полукольцевую канавку 18 под спецболт для фиксации положения валика подъемника в осевом направлении (защита от выпадения).
Упряжное устройствосостоит из:
- Тягового хомута – служит для передачи продольных растягивающих усилий и для установки поглощающего аппарата с ударной плитой. Литой, сверху и снизу при помощи полок 2 и 6 охватывает поглощающий аппарат и при помощи клина связан с хвостовиком автосцепки. Клин вставляется снизу, в трехгранные овальные отверстия 9 и опирается на два болта, которые снизу вставлены в отверстия 7 прилива 8 тягового хомута.
- Поглощающего аппарата – служит для смягчения и гашения ударов между единицами подвижного состава, которые возникают при растяжении и сжатии: при взятии поезда с места, торможении, а также во время движения на ломаном профиле пути, когда состав переходит из растянутого состояния в сжатое и наоборот. Поглощающий аппарат состоит из литого корпуса 3, на одном конце которого прямоугольное основание, а на другом 6-ти гранное отверстие. В корпус устанавливают монтажный болт 7, на котором собираются:
Ø Две пружины 5 и 6 разных диаметров – наружная и внутренняя.
Ø Шайба 8, в которую упираются пружины.
Ø Три двухгранных клина 2 с двумя наружными гранями и внутри наклонная и вертикальная плоскости под угол 60˚. Клинья вертикальной плоскостью упираются в шайбу.
Ø Трехгранный усеченный конус 1. наклонные плоскости которого совпадают с наклонными плоскостями клиньев и скользят по ним.
Ø Гайка 4, которая наворачивается на монтажный болт и удерживает все детали.
Сборка: В корпус устанавливают монтажный болт, на который одеваются две пружины наружная и внутренняя, шайба, в горловину устанавливают двухгранные клинья, которые упираются в шайбу и прижимаются гранями к горловине. На болт надевается нажимной конус и наворачивается гайка, притягивая корпус.
- Ударной плиты, установленной между хвостовиком автосцепки и поглощающим аппаратом.
- Переднего и заднего упоров буферной балки.
- Поддерживающей плиты
Центрирующее устройствоприменяется маятникового типа, возвращающее, и состоит из:
- Ударной розетки.
- Двух маятниковых подвесок 15.
- Центрирующей балочки 16 с крюкообразным выступом 17. На балочку ложится хвостовик автосцепки 18.
Расцепной привод состоит из:
- Двуплечего рычага 3, одно колено которого имеет плоскую часть 1, а другое 4 - кольцевой выступ. Также у рычага есть ограничитель перемещения 2 и рукоятка 5.
- Цепочки 24, связывающей рычаг с валиком подъемника 25 (стр.17).
- Державки 23 и кронштейна 21. Кронштейн имеет овальное отверстие, переходящее в круглое и горизонтальную полочку 13 для установки рычага в положение «На буфер».