Методика выполнения лабораторной работы

1. На первом лабораторном занятии каждого семестра студенты про­ходят инструктаж по технике безопасности, в чем расписываются в кон­трольном листе.

2. Каждый студент обязан иметь оформленный отчет по предыдущей работе и подготовленные записи в рабочей тетради по очередной лабора­торной работе. Преподаватель проверяет готовность студентов к занятию на собеседовании или с помощью контролирующих тестов.

3. Перед сборкой схемы следует ознакомиться с лабораторным стен­дом, подобрать измерительные приборы и элементы схемы.

4. Сборку схемы начинают с определения расположения приборов и элементов, которое должно, по возможности, соответствовать схеме и обеспечивать безопасность выполнения работ, сохранность оборудования, удобство управлении схемой, быстрое и надежное снятие показаний при­боров.

5. Обозначение элементов схемы удобнее выполнять на листах бума­ги, которые закрепляют на соответствующих приборах.

6. Соединения между элементами схемы выполняют в следующей по­следовательности: выделяют основные токовые (последовательные) цепи и собирают их, затем подключают параллельные ветви и катушки напряжения ваттметров, вольтметры в цепь не включают.

7. К зажимам измерительных приборов, как правило, подключают один провод.

8. Запрещается включать источники питания без разрешения препода­вателя или дежурного лаборанта.

9. Включение источника питания производят в таком порядке:

- устанавливают движки реостатов, потенциометров или автотранс­форматоров так, чтобы ток в ветвях схемы был минимальным или равным нулю; – переключатель многопредельных амперметров устанавливают на максимальные значения;

- предупреждают всех членов бригады: «Внимание! Подаю напряже­ние!»;

- убедившись в том, что предупреждение всеми понято, включают источник, если амперметр показывает ток выше допустимого, источник немедленно отключают и проваряют схему испытаний.

10. При подключении постоянного напряжения, стрелки приборов мо­гут отклоняться за нулевые положения, в этом случае источник отключают и проверяют схему.

11. При наличии в схеме автотрансформаторов, потенциометров по­сле включения источников плавно увеличивают напряжение от нуля. Если ток возрастает скачком, источник отключают и проверяют схему.

12. Для построения графиков и характеристик делают, как правило, 5—10 отсчетов. Обязательно снимают показания при нормальных, пре­дельных и особых режимах (короткое замыкание, холостой ход, резонансы и т.д.).

13. Показания приборов записывают в таблицы, подготов­ленные заранее в рабочей тетради в соответствующих единицах, указанных на шкале прибо­ра.

14. Следует избегать ошибок, приводящих к порче приборов и обору­дования:

- неправильной установки переключателя предела измерения (начинать с большего предела измерения);

- подачи па прибор напряжения, превышающего номинальное (особен­но при использовании милливольтметров, гальванометров и других приборов для измерения весьма малых величин);

- неправильного положения движка реостата, при котором сопротив­ление последнего близко к нулю.

15. Неправильное определение показаний часто происходит по сле­дующим причинам:

- стрелки приборов не стоят на нулевых штрихах в обесточенном со­стоянии;

- неверно определена цена деления..

16. Студенты, нарушившие правила техники безопасности, отстраня­ются от работы в лаборатории для тщательного изучения правил и методи­ки выполнения лабораторных работ.

17. По окончании опыта источник питания отключают и производят предварительную обработку результатов опыта. В рабочей тетради на под­готовленные графики наносят точки, координаты которых соответствуют полученным цифровым значениям измеряемых величин. Точки соединяют плавной линией. Если полученный график не соответствует ожидаемому, выясняют причины, устраняют допущенные ошибки и повторяют опыт.

18. Результаты эксперимента и предварительной обработки данных опыта представляются преподавателю па подпись.

19. Запрещается разбирать рабочую установку испытаний без разрешения преподавате­ля.

20. После окончания занятия рабочее место приводится в порядок.

ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА

Отчет о выполненной работе составляется на основании методических указаний и записей в рабочей тетради. Отчет должен, быть оформлен с соблюдением требований ЕСКД и ГОСТ 1494-61 на бумаге форматом 210X297 мм, титульный лист—по представленному образцу.

Отчет должен содержать цель и программу работы, описание опытной установки, результаты опытов и измерений, краткие расчеты, выводы. Цель и программа работы приводятся из методических указаний.

Описание опытной установки производится для каждого пункта про­граммы работы таким образом, чтобы опыты и измерения можно было повторить в тех же условиях. Результаты опытов и измерений оформляются только в виде таблиц, графиков и диаграмм. Графики и диаграммы выполняются на миллимет­ровой бумаге простым карандашом с применением чертежных принад­лежностей и соблюдением масштабов'. Размер графика или диаграммы должен быть не менее 120X100 мм. Графики, отражающие закономерные зависимости электрических величин, обычно вычерчиваются плавными, а не зигзагообразными линиями. Для этого их проводят не точно по полу­ченным точкам, а так, чтобы они проходили по наибольшему числу точек или между ними. Расчеты производятся сначала в общем виде, а затем с подстановкой цифровых данных. Формулы обозначаются порядковыми числами, стоящими в круглых скобках. Желательны ссылки на литератур­ные источники.

По каждому опыту в отчете приводятся обобщения и выводы. В выво­дах подчеркиваются основные теоретические положения и практическое значение исследуемых явлений.

В конце отчета помещается список литературы, использованной при подготовке к работе и составлении отчета.

Отчет подписывается исполнителем.

СДАЧА ЗАЧЕТА

По каждой выполненной работе студенты сдают зачет. Предваритель­ная проверка отчета производится перед началом каждого занятия. Сту­денты, у которых нет отчета по предыдущей работе, к выполнению после­дующих работ не допускаются. Собеседование проводится в ходе занятия. Для сдачи зачета студенту необходимо знать теоретические положения курса, относящиеся к работе, методику и порядок проведения опыта, воз­можные источники ошибок при измерениях, а также уметь делать из на­блюдаемых опытов и явлений правильные теоретические и практические выводы. При своевременной и образцовой сдаче всех отчетов зачет по сле­дующей работе может быть принят по записям в рабочей тетради, без оформления отчета.

Титульный лист (Образец)

МИНистерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Самарский государственный технический университет»

__________________________

Наши рекомендации