Изоляторы, конструкции и выбор
Токоведущие части аппаратов РУ, провода воздушных линий электропередачи имеют различные потенциалы и поэтому для исключения КЗ их удаляют друг от друга и от заземленных металлоконструкций на определенные расстояния, т. е. изолируют воздушными промежутками. В местах крепления токоведущие проводники изолируют от заземленных опорных конструкций при помощи изоляторов.
Конструкция изоляторов должна обладать электрической и механической прочностью и противостоять неблагоприятным атмосферным воздействиям. Наилучшими характеристиками обладают изоляторы из фарфора и закаленного стекла.
По назначению и конструкции изоляторы разделяют на опорные, проходные и подвесные, а по роду установки различают изоляторы для внутренней и наружной установки (рис. 3.5).
Рис. 3.5. Опорные изоляторы.
Все изоляторы конструируют так, чтобы их пробивное напряжение было выше напряжения перекрытия (разряда по поверхности). В этом случае при повышениях напряжения изолятор не разрушается, а перекрывается и при быстром отключении остается неповрежденным. При наружной установке поверхность изоляторов подвержена воздействию атмосферных осадков, загрязнению, поэтому они имеют развитую ребристую поверхность, улучшающую условия работы изоляции. Для работы в особо загрязненных районах (вблизи металлургических и химических заводов, морей и т. п.) конструируют специальные изоляторы с сильно развитыми поверхностями и в некоторых случаях с подогревом поверхности для быстрого испарения влаги, осушения поверхности, т. е. для уменьшения загрязнения и повышения разрядных напряжений.
Опорные изоляторы предназначены для крепления проводов воздушных линий, токоведущих шин в РУ и токоведущих частей электрических аппаратов.
Для внутренней установки 10 кВ:
· ОА-10 с наружной заделкой арматуры;
· ОМА-10 с внутренней заделкой арматуры.
Для наружной установки 35 кВ:
· ШТ-35 - штыревого типа; СО-35
· (СТ-35) - стержневого типа.
Элементы конструкции: фарфоровый корпус, фланец, колпачок.
Опорные изоляторы бывают стержневые и штыревые.
Стержневые изоляторы имеют фарфоровый корпус с гладкой или развитой ребристой поверхностью, к которому с помощью цементной заделки прикреплены элементы арматуры: чугунный фланец для закрепления изолятора на опоре и шапка (колпачок) для крепления шины к изолятору. Стержневые изоляторы для внутренней установки на напряжение 3-10 кВ изготовляются двух серий: серии О (опорные) с наружной заделкой арматуры и серии ОМ (опорные, малогабаритные) с внутренней заделкой арматуры. Для наружной установки на напряжение 35 кВ применяют стержневые изоляторы типа СТ-35. Стержневые изоляторы на напряжение 110-220 кВ и выше представляют собой колонны из нескольких изоляторов меньшего напряжения, соединенных между собой металлической арматурой.
Штыревые изоляторы предназначены для наружной установки на напряжение 3-35 кВ и выше. Они имеют фарфоровый корпус, состоящий из одного или нескольких фигурных элементов, соединенных цементной замазкой и укрепленных на стальном штыре. В верхней части фарфорового корпуса армируется шапка.
|
|
|
|
Рис. 3.6. Проходные изоляторы
Проходные изоляторы (рис. 3.6) предназначены для изоляции проводников, проходящих через стены зданий или через заземленные кожухи аппаратов. Они состоят из диэлектрического (фарфор, бакелизированная бумага и др.) корпуса цилиндрической или веретенообразной формы, внутри которого проходит токоведущий стержень прямоугольного или круглого сечения. В средней части корпуса устанавливают металлический фланец для крепления изолятора в стене или аппарате. При номинальных напряжениях 3-10 кВ диэлектрический корпус выполняют из фарфора или бакелизированной бумаги, а при напряжениях 35 кВ и выше корпус представляет собой сложную изоляционную конструкцию, состоящую из фарфора, картона, бумаги, трансформаторного масла.
Сечение токоведущего стержня определяется номинальным током проходного изолятора. При больших номинальных токах (2000 А и более) проходные изоляторы изготовляют без токоведущих частей. Через такие изоляторы (шинного типа) при монтаже пропускают жесткие шины распределительного устройства.
Подвесные изоляторы применяют для подвески к опорам проводов воздушных линий электропередачи. Они бывают тарелочного и стержневого типов. Наибольшее распространение получили подвесные изоляторы тарелочного типа, из которых собирают гирлянды изоляторов, рис. 3.7.
В зависимости от взаимного расположения шин и изоляторов последние подвергаются воздействию электродинамических сил, работая на изгиб или растяжение (сжатие) или одновременно на изгиб и растяжение (сжатие).
Рис. 3.7. Подвесной изолятор
Допустимые нагрузки на изоляторы при изгибе (Fдоп.изг) и растяжении (Fдоп.р) в ньютонах в этих случаях следует принимать соответственно равными:
где Fразр.изг и Fразр.р - задаваемые заводом-изготовителем минимальные разрушающие нагрузки соответственно при изгибе и растяжении (сжатии) изолятора, Н.
Допустимую нагрузку на спаренные изоляторы (опоры) следует принимать равной 50 % от суммарного разрушающего усилия изоляторов (опор):
Fдоп = 0,5 FразрS,
где FразрS - суммарное разрушающее усилие спаренных изоляторов (опор), Н.
Допустимую нагрузку при изгибе опорного изолятора (Fдоп) в ньютонах следует определять по формуле
,
где N - коэффициент допустимой нагрузки, равный 0,5; h и Н - расстояния от опасного сечения изолятора соответственно до его вершины и центра тяжести поперечного сечения шины.
Опасное сечение опорно-стержневых изоляторов с внутренним креплением арматуры следует принимать у опорного фланца, опорно-стержневых изоляторов с внешним креплением арматуры - у кромки нижнего фланца, а опорно-штыревых изоляторов - на границе контакта штыря с фарфоровым телом изолятора.
Допустимую нагрузку при изгибе многоярусных изоляционных опор следует принимать равной допустимой нагрузке наименее прочного яруса.
Максимальную силу в ньютонах (эквивалентную равномерно распределенной по длине пролета нагрузки), действующую в трехфазной системе проводников на расчетную фазу при трехфазном КЗ, следует определять по формуле
,
где - ударный ток трехфазного КЗ, А;
Kрасп - коэффициент, зависящий от взаимного расположения проводников;
а - расстояние между осями проводников, м;
l - длина пролета, м.
Условие электродинамической стойкости изолятора записывается как