Функциональному назначению

Назначение и классификация подъемно-транспортного оборудования

Торговля — одна из наиболее трудоемких отраслей народного хозяйства. Предприятия торговли принимают огромное количество грузов, значительная часть которых поступает в ящиках, мешках, бочках и других видах тары (упаковки). Большая часть грузов перемещается вручную, в связи с чем погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы являются наиболее трудоемкими. Во многих торговых предприятиях штабелируют грузы в подсобных помещениях и доставляют их в торговый зал вручную из-за его небольшой площади.

Подъемно-транспортное оборудование предприятий розничной торговли представляет собой совокупность различных приспособлений, механизмов и машин, предназначенных для разгрузки транспортных средств и внутримагазинных перемещений грузов.

Применение даже простейших видов подъемно-транспортного оборудования способствует:

· облегчению трудоемких и тяжелых работ по перемещению грузов;

· повышению производительности и культуры труда;

· ускорению погрузочно-разгрузрчяых работ и сокращению длительности простоя транспорта.

Замена тяжелого ручного труда механизмами и машинами обеспечивает сохранность грузов и тары, а также правильное и более полное использование подсобных помещений.

В розничной торговле наиболее экономичное решение проблемы погрузочно-разгрузочных работ дает использование тары-оборудования, т.е. перемещение товаров в подготовленном к продаже виде в специальных торговых контейнерах и продажа товаров непосредственно из них в торговом зале. Товары, подготовленные к продаже на оптовом торговом предприятии или предприятии-производителе, загружают в специальный контейнер (тару-оборудование) и доставляют в торговый зал магазина. Внедрение тары-оборудования позволяет повысить производительность труда работников в 7... 10 раз, сократить длительность простоя транспорта под разгрузкой с 80 до 30%.

Подъемно-транспортное оборудование классифицируют по следующим основным признакам:

функциональному назначению

· на грузоподъемные механизмы и машины (лифты, подъемники, краны и др.),

Краны предназначены для перемещения грузов в вертикальном и горизонтальном направлениях. Их подразделяют на мостовые и консольные, козловые и автомобильные, краны-штабелеры.

Грузовой лифт представляет собой грузоподъемное устройство прерывистого действия для подъема и спуска грузов. Грузоподъемность -
от 150 кг до 5 т.

Лебедки используются для вертикального (подъемные лебедки) и горизонтального (тяговые лебедки) перемещения грузов. Выпускаются с ручным и электрическим приводами. Могут иметь тяговые усилия от 1 до 10 т.

Электрическая таль - механизм с электроприводом для вертикального и горизонтального перемещения груза, подвешенного на крюк. Горизонтальное перемещение осуществляется вдоль подвесного однорельсового пути. Управляют ею с помощью кнопочного механизма. Выпускается грузоподъемностью 0,5; 1; 5 и 10 т. Рассчитана на высоту подъема груза от 4 до 30 м.

· транспортирующие машины и механизмы (конвейеры, монорельсы, тележки и др.),

Конвейеры (транспортеры) - транспортирующие машины непрерывного действия. В зависимости от конструктивных особенностей они бывают ленточные, пластинчатые и роликовые. Применяются для горизонтального и слабонаклонного перемещения сыпучих и штучных грузов.

К гравитационным устройствам относятся гравитационные конвейеры и вертикальные спуски. Груз при помощи этих устройств перемещается под действием своей силы тяжести.

Грузовые транспортные тележки используются для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов. Они бывают электрические и ручные. Электротележки применяют для перемещения грузов на расстояние до 1 км. Их грузоподъемность - 500, 750, 1000 и 2000 кг. Ручные тележки выпускают на трех-четырех колесах, грузоподъемностью 0,25... 1 т. Грузовые транспортные тележки грузоподъемно-стью до 50 кг применяют для перемещения отдельных легковесных грузов.

Тележки-штабелеры с ручным гидравлическим рычажным приводом подъема груза позволяют производить многоярусное складирование, укладку в стеллажи и перемещение грузов в производственной таре. Тележки могут иметь подъемную платформу или подъемные вилы.

Электротягачи применяют для горизонтального перемещения прицепных тележек и тары- оборудования на колесах. Общая масса перевозимых грузов составляет до 1500 кг.

· погрузочно-разгрузочные машины (вилочные погрузчики: авто- и электропогрузчики, штабелеукладчики (штаблеры));

Электропогрузчики - машины напольного безрельсового электрифицированного транспорта, приводимые в движение электродвигателем с питанием от аккумуляторных батарей. Основным рабочим органом являются вилы, служащие для подхвата груза, его подъема, транспортирования и укладки. Выпускаются грузоподъемностью от 0,5 до 5 т, высота подъема груза - от 2,0 до 5,6 м. Электропогрузчики обладают высокой маневрен
ностью.

Автопогрузчики приводятся в действие при помощи двигателя внутреннего сгорания, в связи с чем применяются для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на открытых площадках. Выпускаются грузоподъемностью от 3,2 до 10 т, высота подъема груза - до 8,2 м.

Электроштабелеры также относятся к машинам напольного безрельсового транспорта. Служат для выполнения складских работ в закрытых помещениях с твердым и ровным покрытием пола. Их используют для работы в стесненных условиях при штабелировании грузов в высокие ярусы стеллажей. Выпускаются грузоподъемностью 0,8; 1; 1,25; 1,6 и 2 т.
При оснащении складов подъемно-транспортным оборудованием учитывают: устройство складов; ассортимент и габариты подлежащих переработке грузов; объем погрузочно-разгрузочных и складских работ; производительность механизмов; режим работы складов.

2. направлению перемещения грузов

· на машины для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов,

· для вертикального и резко наклонного перемещения грузов

· для смешанного перемещения грузов (горизонтального и вертикального);

3. принципу действия

· машины периодического действия (блоки, лифт, подъемники)

· машины непрерывного действия (конвейеры);

4. типу привода

· на машины ручного привода,

· машины с механическим приводом (электрическим или двигателем внутреннего сгорания)

· гравитационные машины, т.е. машины, использующие действие силы тяжести — наклонные спуски, роликовые дорожки;

5. конструктивным признакам

· на передвижное

· стационарное;

6. основным техническим параметрам — по габаритным размерам, массе, грузоподъемности, мощности привода.

Для предупреждения аварий и травм во время эксплуатации подъемно-транспортного оборудования его оснащают предохранительными и блокировочными устройствами.

К ним относятся:

· ограничители грузоподъемности, автоматически отключающие двигатели механизма подъема при перегрузке его более чем на 10%;

· концевые выключатели для автоматического выключения электродвигателя при подходе крюка, грейфера или другого захватного устройства к крайнему верхнему положению на расстояние 200 мм от упора;

· концевые упоры для предотвращения перехода тельферов, двигающихся с рабочим грузом, за пределы рельсового пути;

· сигнальные приборы (звонок, гудок, сирена);

· тормоза, применяемые для механизма подъема и передвижения;

· ограждения для зубчатых колес, валов, барабанов и т.д.

На всех подъемно-транспортных устройствах должны быть указаны предельная рабочая нагрузка и номер, за которым данное устройство зарегистрировано, очередная дата освидетельствования.

Правила эксплуатации

Устройство и эксплуатация грузоподъемных машин регламентируются «Правилами устройства и эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г.,и «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов», утвержденными Госгортехнадзором СССР 26 января 1971 г.[ ...]

Правила эксплуатации подъемно-транспортного оборудования включают следующие операции: подготовку к работе, работу на оборудовании и заключительные операции. К управлению подъемно-транспортным оборудованием допускаются лица не моложе 18 лет, обученные безопасным методам труда и имеющие удостоверение на право управления указанным оборудованием.

К эксплуатации допускается только исправное оборудование. Около конвейеров, лифтов, подъемников должны бьгть вывешены правила пользования ими и предупреждающие таблички.

Ежедневно перед началом работы проверяют исправность оборудования. На неисправном оборудовании работать категорически запрещается. Безопасность работы на подъемно-транспортном оборудовании обеспечивается своевременными осмотрами, ремонтом и испытанием. Испытание и техническое освидетельствование оборудо-, вания (лифтов и подъемников) проводит государственный инспектор не реже 1 раза в год.

На каждый вид оборудования в магазине должны быть паспорт и инструкция по эксплуатации. В паспорте отражают все сведения о проводимых ремонтах и осмотрах.

При эксплуатации подъемно-транспортного оборудования запрещается работать без ограждения опасных зон, при отсутствии или неисправности заземления, с неисправными электроприборами и приборами автоматики, световой и звуковой сигнализации, тормозами, колесами, рулевым управлением. Запрещается работать при появлении постороннего стука, запаха горящей изоляции. Нельзя допускать перегрузку оборудования, укладывать грузы при движении оборудования, перемещать грузы над площадками, где проходят люди, перевозить людей, если это не предусмотрено инструкциями, превышать установленные скорости движения оборудования, оставлять работающее оборудование без присмотра, загромождать подходы к оборудованию товарами и другими предметами.

По окончании работы на всех видах подъемно-транспортного оборудования следует освободиться от грузов, кабину (платформу) лифтов и подъемников опустить на первый этаж, двери шахты и машинного отделения закрыть на ключ.

Наши рекомендации