Синхронные машины продольно-поперечного возбуждения. Асинхронизированные синхронные машины

Эффективное регулирование активной и реактивной мощностей, гене­рируемых СГ, может быть достигнуто применением СМ с двумя взаимно перпендикулярными обмотками ротора. Питание этих обмоток осущест­вляется переменным током, тогда синхронные машины называются асин-хронизированными (АСТГ). Наличие двух обмоток позволяет переме­щать магнитное поле ротора относительно тела ротора, достигая высоких показателей в отношении устойчивости и управляемости СГ не только в статических, но и динамических режимах.

В нашей стране были разработаны и введены в эксплуатацию первые в мире асинхронизированные СГ мощностью 200 МВт. Работают два АСТГ мощностью 200 МВт каждый, головной образец АСТГ, мощностью 110 МВт; разработана серия АСТГ на мощности 110, 220, 320 МВт, есть асинхрони­зированные двигатели 315—2000 кВт. Спроектированы и создаются в настоящее время АСТГ на базе серийного турбогенератора ТГВ-300М с водородно-водяным охлаждением.

Синхронные компенсаторы продольно-поперечного возбуждения (КСП-320-2) напряжением 20 кВ представляют собой мощные регулируе­мые источники реактивной мощности реверсивного действия. Эти ком­пенсаторы предназначены для использования в сетях сверхвысокого напряжения с целью обеспечения требуемых уровней напряжения в узлах их присоединения, уменьшения потерь электроэнергии, повышения про­пускной способности и устойчивости линий электропередачи.

Асинхронизированные синхронные генераторы применяются для установок с турбинами непостоянной частоты вращения. Два АСТГ мощ­ностью 50 МВт с 1961 г. действуют на электростанции Кольского полуострова. Асинхронизированный генератор-двигатель мощностью 400 кВт установлен в 1972 г. на электростанции, использующей энергию морских приливов. Машина работает в генераторном и двигательном режимах с частотами вращения, отличающимися от синхронной на +30 %. Схема регулирования и реверсивная система возбуждения обмоток ротора обес­печивают возбуждение машины переменными токами частоты скольже­ния, благодаря чему в обмотке статора при переменной частоте ротора индуктируются ЭДС постоянной синхронной частоты.

Аналогичный принцип положен в основу ветроэлектрических генера­торов, когда частота, амплитуда и фаза токов, протекающих в обмотках возбуждения, определяются программой, формируемой системой регули­рования. При этом постоянство частоты ЭДС обмотки статора обеспечи­вается в широком диапазоне частот вращения ветроколеса.

В системе ОАО «Мосэнерго» в настоящее время вводится в действие АСТГ с индексом ТЗФА-110-2УЗ мощностью ПО МВт, напряжением 10,5 кВ, способный генерировать реактивную мощность 36 200 кВ • А при КПД 98,1 %, в номинальном режиме с коэффициентом мощности 0,95. В режиме с выдачей реактивной мощности и коэффициентом мощ­ности 0,91 АСТГ генерирует реактивную мощность 45 500 кВ • А. В режиме потребления реактивной мощности и коэффициенте мощности 0,84 АСТГ потребляет реактивную мощность 63 000 кВ • А. Обмотки ротора АСТГ имеют две фазы, выполненные со сдвигом 90°, число кон­тактных колец ротора 4.

Асинхронные двигатели

Успешная работа электрических станций может быть обеспечена только при надежном функционировании многочисленных механизмов собственных нужд (МСН). Основные видом привода для МСН служат электродвигатели, главным образом асинхронные. Асинхронные двига­тели (АД), часто называемые в зарубежной литературе индукционными, отличаются от синхронных двигателей тем, что частота вращения их роторов непостоянна, т.е. зависит от нагрузки. С возрастанием нагрузки частота вращения АД уменьшается. Предельный допустимый момент механической нагрузки достигает двух- трехкратного номинального зна­чения, частота вращения при этом снижается по сравнению с синхрон­ными двигателями на 10—15 %.

Особенно многочисленными являются двигатели собственных нужд тепловых электростанций (ТЭС), приводящие в движение механизмы подготовки и транспортировки топлива, мельницы, грохоты, дробилки, конвейеры. Обширно хозяйство тягодутьевых механизмов (дымососов, вентиляторов), различных компрессоров, насосов, используемых в систе­мах водоснабжения, смазки и других устройств технологического обеспечения. Следует отметить также приводные устройства клапанов задви­жек, заслонок, подъемно-транспортной техники.

Аналогичное оборудование применяется и на гидроэлектростанциях (ГЭС), хотя и в существенно меньших масштабах, так как на ГЭС, очевидно, нет необходимости в комплексе, отвечающем за подготовку топлива.

Большая часть МСН относится к устройствам высокой ответственно­сти, остановка которых может привести к повреждениям и авариям основного оборудования, производящего энергию, т.е. турбо- и гидро­генераторов. В первую очередь к этой группе относятся питательные и бустерныенасосы, тягодутьевые механизмы. Например, прекращение подачи воды в котел ТЭС требует принятия практически немедленных мер к снижению его нагрузки, а в дальнейшем — к останову.

При остановке дутьевых вентиляторов или дымососов ТЭС требуется снижение производительности котлов. К ответственному оборудованию, непосредственно влияющему на работу блоков ТЭС, относятся также конденсатные, циркуляционные и сетевые насосы, мельницы, вентиля­торы, насосы смазки и системы охлаждения генераторов, трансформато­ров, приводы задвижек и другие устройства.

К условно «неответственным» механизмам относятся такие, прекра­щение которых не приводит к существенному изменению нагрузки основного оборудования, однако основное оборудование ТЭС и ГЭС, а также вспомогательные устройства жестко связаны в едином технологи­ческом цикле. Нарушения работы большинства МСН оказывают воздей­ствие на работу основного оборудования. Взаимосвязь между работой основного оборудования и МСН обеспечивается действием устройств регулирования, реализуемым при сложном характере управления привод­ными двигателями.

Основным видом привода для МСН служат электродвигатели, глав­ным образом асинхронные с короткозамкнутой обмоткой ротора. Относи­тельно небольшую зону занимают синхронные двигатели, а для некото­рых механизмов, в том числе и резервных, применяют и двигатели постоянного тока.

Система питания асинхронных двигателей (АД) включает в себя источники электроснабжения, распределительные устройства (РУ) и сети 6,3—10,5 кВ, понижающие трансформаторы, РУ и сети 0,4 кВ, выпрями­тельные установки, сети постоянного тока.

Применяемые АД для привода ответственных МСН энергоблоков ТЭС мощностью от 200 до 8000 кВт частотой вращения (300—3000) 1/мин напряжением 6 кВ устанавливаются непосредственно на площадке ТЭС, а напряжением 10 кВ — на удаленных объектах (например, на береговых насосных станциях). По мере развития регулируемого по частоте враще­ния привода находят применение и двигатели с фазным ротором, в кото­рых обмотка ротора не короткозамкнутая типа «беличьей клетки», а сходна с трехфазной обмоткой статора. Такие двигатели применяются для привода мельниц-вентиляторов и тягодутьевых механизмов.

До недавнего времени комплектация МСН осуществлялась АД обще­промышленного назначения. Частые пуски, необходимость регулирова­ния частоты вращения, определяемой режимом нагрузки ТЭС, повышен­ные моменты инерции многих механизмов потребовали создания новых вариантов двигателей и качественно иных типов приводов, предназначен­ных для эксплуатации в условиях электростанций. Работа значительного числа энергоблоков при меняющихся и неполных нагрузках, т.е. сущест­венное возрастание доли времени работы станций в регулировании нагрузки приводят к необходимости внедрения регулируемого электро­привода МСН. Применение двухскоростных АД, нередко используемых на станциях, не дает полного решения проблемы.

Частые пуски АД и переключения схем обмоток статоров с целью изменения числа их полюсов снижают уровень надежности как самих приводных двигателей, так и коммутирующей аппаратуры, рассчитанной на ограниченное число прямых пусков.

Регулируемый электропривод представляет собой комплексную систему, состоящую из АД, преобразователя частоты (ПЧ) напряжения и управ­ляющих цепей автоматического управления режимами.

Такой привод получил название частотно-регулируемого, где для раз­личных ПЧ используются тиристорные и транзисторные полупроводни­ковые ключи. Во всем диапазоне нагрузок КПД преобразователя частоты с асинхронными двигателями весьма высок (96-—99 %).

Применение этого типа привода позволяет существенно снизить энер­гопотребление МСН, улучшить условия их эксплуатации, увеличить надежность, снизить расходы на ремонт, облегчить условия весьма тяже­лых пусков мощных механизмов. Расчеты и исследования показывают, что эффективность применения регулируемых приводов переменного тока дает экономию энергии в 8—14 %, а также уменьшает удельный рас­ход топлива на ТЭС.

Опыт практического использования частотно-регулируемого привода представляется весьма перспективным при небольших сроках окупаемо­сти и масштабы его применения будут возрастать, особенно с интенсив­ным внедрением новых элементов силовой полупроводниковой техники, унифицированных систем управления, защиты и диагностики с использо­ванием микропроцессорной техники, а также новых высоконадежных синхронных вентильно-реактивных двигателей.

Контрольные вопросы

1. В чем состоит принцип обратимости электрических машин?

2. Опишите конструкцию синхронной машины (СМ).

3. Каково чередование полюсов СМ?

4. От чего зависит частота генерируемого напряжения СМ? Назовите частоты вращения СМ в Европе и США.

5. Объясните принцип действия СМ.

6. Что такое угонная частота вращения синхронных генерагоров?

7. Объясните особенности способов охлаждения турбо- и гидрогенераторов.

8. Охарактеризуйте задачи и структуру систем возбуждения СМ.

9. Изобразите характеристики СГ, работающих на автономную нагрузку.

10. Как правильно включить СГ на параллельную работу с сетью?

11. Что означает статическая устойчивость СГ?

12. В чем назначение синхронных компенсаторов?

13. Каковы преимущества и особенности АСТГ?

14. Классифицируйте типы асинхронных двигателей (АД) в системе механизмов собст­венных нужд (МСН).

15. В чем достоинства электропривода, питаемого от преобразователей частоты (ПЧ)?

Литература для самостоятельного изучения

7.1.ТокаревБ.Ф. Электрические машины. Т. 1, 2 : учеб. пособие для вузов. М.: Эперго-атомиздат, 1990.

7.2. Иванов-Смоленский А.В.Электрические машины. Т. 1, 2: учебник для вузов. М.: Издательство МЭИ, 2004.

Глава восьмая

Наши рекомендации