Мотор-компрессор предназначен для создания сжатого воздуха
Установлен под вагоном ближе ко второй тележки, крепится 3 болтами на специальных кронштейнах с резиновыми амортизаторами, он относится к горизонтальным, двухцилиндровым, одноступенчагого сжатия, низкого давления и малой производительностью.
Состоит из четырёх частей:
Электродвигатель ДК-408 Предназначен для создания крутящего момента на коленчатом валу компрессора. Его узел состоит из следующих элементов: электродвигателя, прессшпановой прокладки, малой (ведущей) шестерни, которая фиксируется на валу электродвигателя с помощью шпонки, упорной шайбы и пластинчатой шайбы, а также двух болтов.
Электродвигатель ДК-408В представляет собой четырёхполюсную коллекторную машину постоянного тока с напряжением питания 750 В мощностью 4,5 кВт и частотой вращения якоря (вала двигателя) 1500 об/мин.
Редуктор Предназначен для уменьшения частоты вращения коленчатого вала компрессора при передаче на него крутящего момента с вала электродвигателя при одновременном увеличении крутящего момента на коленчатом валу. Состоит из двух пар косозубых шестерёнок с передаточным числом 3,9
Компрессор
Включает в себя картер, в котором в шариковых подшипниках вращается коленчатый вал. Он при помощи шатунов связан с поршнями. Каждый поршень помещён в свой цилиндр и имеет два компрессионных кольца и два маслосъёмных из чугуна или из капрона.
Клапанная коробка
Состоит из двух стальных пластин между которыми в углублениях под прорезями установлены 12 стальных пластинчатых клапанов по 6 на каждый цилиндр.( 3 нагнетательные, 3 всасывающих). Смазка осуществляется разбрызгиванием при вращении коленчатого вала. Масло заливается в картер, уровень измеряется щупом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ МК
Производительностью называется способность МК производить определённое количество сжатого воздуха в единицу времени (1 минута)
ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
- Излом пластинчатых клапанов;
- Неплотная посадка пластинчатых клапанов(нагар) на сёдлах;
- Износ компрессионных колец на поршнях;
- Неисправность прокладки клапанной коробки;
- Наличие противодавления в магистрали
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
1. В эксплуатации:
При работающих компрессорах засечь 1 минуту и отметить прирост давления НМ по манометру, а затем посчитать производительность по формуле:
Q = Vнм(Pк-Pн)
t
Vнм- объём напорной магистрали
Pк- давление в НМ конечное
Pн- давление в НМ начальное
2. Замер в депо на вагоне:
Делают после ремонта, после установки МК на вагон и в ТР1, ТР2, ТР3. Перед замером проверяют общую плотность НМ (утечки) вагона, затем, при пустом вагоне закрывают концевые краны, все магистрали соединяют, включают МК и засекают время работы от 0 до 8 атм. Норма не более 8 минут.
3. Методом 2-х резервуаров – делают на заводе, после ремонта.
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МК.
1. теоретическая производительность 700 л/мин
2. эффективная производительность (при противодавлении 8 атм) не менее 420 л/мин.
3. вес 313 кг
4. число оборотов коленчатого вала 382 об/мин
5. передаточное число редуктора
6. нагрев клапанной коробки не более 190
7. мощность 3,7 кВт
8. режим работы повторно-кратковременный. При 10 минутном цикле работает 50% времени
При постановке состава в депо, машинист обязан проверить нагрев картера компрессора рукой и качество подвески.
ВОЗДУШНЫЕ РЕЗЕРВУАРЫ
1. Главный 300 л. Служит для питания всех пневматических устройств и приборов после остановки МК.
2. Запасный Е-2 по 55 литров, Еж и 81 100 литров. Служит для питания ТЦ при торможении и МУ. Запас необходим при не пополняемой утечки воздуха из главного резервуара.
3. Уравнительный 9,5 литров ,служит для увеличения объёма над поршневой камерой крана машиниста с целью получения ступенчатого торможения.
Установлены под вагоном крепятся при помощи хомутов к кронштейнам рамы кузова с применением деревянных подкладок.
УСТРОЙСТВО
К обечайке (центральная часть резервуара) приварены два штампованных сферических днища. При сварке используются центрирующие кольца . в корпус вварены штуцера для трубопровода и сливного краника.
На металлической паспортной табличке наносится:
- номер
- завод изготовитель
- дата изготовления
- ёмкость в литрах
- рабочее давление
- клеймо ОТК
На случай утери таблички, на торце штуцера для сливного краника наносится год и место изготовления. Каждый резервуар проходит следующие виды технического освидетельствования:
1. Наружный осмотр
(качество подвески, покраску, что бы не касался оборудования, , трещины в швах, срез резьбы на штуцерах не более 20%)
2. Наружный и внутренний осмотр с гидравлическим испытанием не реже одного раза в 4 года + 6 месяцев. Для этого наполняют его тёплой водой и испытывают на 5 атм. больше рабочего давления, затем наносят белой краской место испытания, дату, давление при испытании
3. Рентген сварных швов. Делают при новом изготовлении и раз в 15 лет.
На каждый резервуар заводится технический паспорт в который заносятся все данные о нём.
Обратный клапан пропускает воздух только в одном направлении, на вагоне 2 штуки.
1. Э-155 перед главным резервуаром, предотвращает утечку воздуха из главного резервуара в случае неплотности клапанной коробки МК. Так же облегчает повторный пуск МК так как разгружает его клапанную коробку от давления главного резервуара.
2. Э-175 перед запасным резервуаром и предотвращает утечку воздуха из него в случае непополняемой утечки из НМ.
УСТРОЙСТВО
В корпусе установлен латунный стакан на котором имеется вертикальная лыска и поэтому между ним и корпусом зазор до 0,8 мм. Сверху крышка с прокладкой. Стакан внутри полый, закрыт заглушкой сверху на Э-175 стакан притёрт к седлу.
РАБОТА
При включении МК стакан поднимается давлением снизу и всё время работы МК находится в верхнем положении из за разрежения над ним, а после остановки МК плавно садится в седло так как разряжение ликвидируется через лыску (0,8 мм). Если зазор велик или нет заглушки на стакане - он служит во время работы МК. Для проверки плотности посадки Э-155 можно открыть сливной краник на маслоотделителе. Перед ним ,для правильной установки прибора имеются стрелки.
РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ
Для автоматического включения и выключения МК, поддерживая давление в НМ в пределах 6,3-8,2 Ат. Установлен на Е в кабине за машинистом, на Еж и 81в салоне под первым левым сиденьем.
Устройство: Неподвижный контакт(7), упорный винт(9), стойка(8),шунт(10), рычаг(4), контактная пружина(5), упор(13), пружина регулировочная(14), поршень(15), клапан, резиновая диафрагма(3)
Работа:
При повышении давления в НМ увеличивается сила воздуха под диафрагмой и она прогибается вверх, при этом поднимает текстолитовый поршень сжимая регулировочную пружину. При этом рычаг связанный с поршнем поворачивается и пройдя «мёртвую точку» подвижный контакт отбрасывается на упорный винт под действием контактной пружины. МК отключается. При понижении давления в НМ диафрагма прогибается вниз, рычаг поворачивается в обратную сторону и пройдя мёртвую точку контакты замыкаются.
Регулировка:
1.Момент размыкания зависит от степени сжатия пружины и устанавливается вращением регулировочного винта:
-по часовой стрелке - усилия уменьшаются
-против - усилия усиливаются
2. момент замыкания зависит от положения упорного винта , чем выше винт тем позже включится МК.
Неисправности:
-излом пружин
-разрыв диафрагмы
-подгар контактов
-приварились контакты
-обрыв шунта