Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1

Содержание

Введение
Практическое занятие 1. Расчет баланса активной и реактивной мощности
Практическое занятие 2. Выбор и расстановка компенсирующих устройств
Практическое занятие 3. Выбор номинального напряжения линий
Практическое занятие 4. Выбор сечений линий электропередачи по экономическим интервалам тока
Практическое занятие 5. Проверка сечений линий по нагреву
Практическое занятие 6. Выбор номинальной мощности и числа трансформаторов на подстанции
Практическое занятие 7. Расчет потерь электроэнергии по времени наибольших потерь
Практическое занятие 8. Определение капитальных вложений
Практическое занятие 9. Технико-экономическое сравнение вариантов
Список рекомендуемой литературы

Введение

Задача проектирования энергосистем состоит в разработке и технико-экономическом обосновании решений, определяющих развитие энергосистем, обеспечивающих при наименьших затратах снабжение потребителей электрической и тепловой энергией при выполнении технических ограничений по надежности электроснабжения и качеству электроэнергии.

На различных этапах проектирования электрических сетей решаются разные по составу и объему задачи, которые имеют следующее примерное содержание:

анализ существующей сети рассматриваемой энергосистемы (района, города, объекта), включающий ее рассмотрение с точки зрения загрузки, условий регулирования напряжения, выявления «узких мест» в работе;

определение электрических нагрузок потребителей и составление балансов активной мощности по отдельным подстанциям и энергоузлам, обоснование сооружения новых понижающих подстанций;

выбор расчетных режимов работы электростанций (если к рассматриваемой сети присоединены электростанции) и определение загрузки проектируемой электрической сети;

электрические расчеты различных режимов работы сети и обоснование схемы построения сети на рассматриваемые расчетные уровни;

составление баланса реактивной мощности и выявление условий регулирования напряжения в сети, обоснование пунктов размещения компенсирующих устройств, их типа и мощности;

сводные данные по намеченному объему развития электрической сети, натуральные и денежные показатели, очередность развития.

Практическое занятие 1

Расчет баланса активной и реактивной мощности.

Теоретическая часть

Потребление активной мощности в проектируемой сети в период наибольших нагрузок слагается из заданных нагрузок в пунктах потребления электроэнергии и потерь мощности в линиях, понижающих трансформаторах и автотрансформаторах.

Источниками активной мощности в электроэнергетических системах являются электрические станции. Установленная мощность генераторов-электростанций должна быть такой, чтобы покрыть все требуемые нагрузки с учетом потребителей собственных нужд станций и потерь мощности в элементах сети, а также обеспечить необходимый резерв мощности в системе.

Вся установленная активная мощность определяется по формуле:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (1.1)

Русэс – установленная активная мощность электростанции;

Ко (р) – коэффициент одновременности максимума нагрузки; в данном

Ко (р)=0,95¸0,96.

åРнб i – сумма всех активных мощностей нагрузок;

åDРсети – активные потери мощности в сети;

Рсн – мощность собственных нужд;

Ррез – оперативный резерв мощности электростанций.

Нагрузка собственных нужд зависит от типа электрической станции и может быть ориентировочно принята для КЭС – 3¸8 %, для ТЭЦ– 8¸11%, для АЭС– 5¸8% и для ГЭС 0,3¸3% от установленной мощности генераторов электрической станции и может быть принята

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (1.2)

Оперативный резерв обосновывается экономическим сопоставлением ущербов от вероятного недоотпуска электроэнергии при аварийном повреждении агрегатов на электростанции с дополнительными затратами на создание резерва мощности. Ориентировочно резервная мощность электростанций должна составлять 10¸12% от суммарной установленной мощности генераторов, но быть не менее минимальной мощности наиболее крупного из генераторов, питающих рассматриваемых потребителей, т.е. рассчитывается по выражению:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (1.3)

При проектировании электрических сетей баланс реактивной мощности составляют в два этапа.

На первом этапе находят общее потребление реактивной мощности сети с приближенной оценкой потерь реактивной мощности в сети по формуле:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (1.4)

Ko(Q) – коэффициент несовпадения максимумов реактивной мощности (принимают равным 0,98);

Qнб i –наибольшая реактивная нагрузка узла i;

åDQтрS –суммарные потери реактивной мощности в трансформаторах.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru –потери реактивной мощности в линии l напряжением 220-330 кВ;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – реактивная мощность генерируемая линией l напряжением 220-330 кВ;

l –номера линий в рассматриваемой сети (l=1,2,…,k)

Суммарная наибольшая реактивная нагрузка сетевого района определяется с учетом возможности несовпадения по времени суток реактивных нагрузок отдельных пунктов потребления электроэнергии ( Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ).

Суммарная реактивная нагрузка района определяется по следующему выражению:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , (1.5)

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru .

Для оценки потерь реактивной мощности в трансформаторах можно принять, что при каждой трансформации напряжения потери мощности составляют приблизительно 10% от передаваемой через трансформатор полной мощности.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (1.6)

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – количество трансформаций напряжения от источника до потребителей в i-ом пункте сети;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – полная мощность нагрузки.

Задание 1

На рисунке 1.1 показана схема варианта вновь проектируемой сети. Нагрузки подстанций равны: Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =36 МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru 39 МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =17 МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru 41 МВт. Рассчитать баланс активной и реактивной мощности в сети.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Рисунок 1.1 – Схема вновь проектируемой сети

Решение:

Определим суммарную нагрузку сети:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт.

По выражению (1.1) определим установленную мощность станций, где Ко (р) принимаем равным 0,95:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт.

Вычислим реактивную и полную мощность нагрузки подстанций:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА.

Суммарную реактивную и полную мощность нагрузки района рассчитаем по выражению (1.5):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар.

Общее потребление реактивной мощности в сети определим по выражению (1.4):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар.

Вопросы к практическому занятию

1. Какова связь между балансом активной мощности и регулированием частоты?

2. Что понимается под резервом мощности и энергии системы и каковы задачи этих резервов?

3. Какова связь между балансом реактивной мощности и регулированием напряжения?

Практическое занятие 2

Выбор и расстановка компенсирующих устройств

Теоретическая часть

Основным источником реактивной мощности в сети является электрическая станция. Установленная реактивная мощность станции определяется по формуле:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , (2.1)

где Qусэс – установленная реактивная мощность электрической станции;

tgj эс – определяется через заданный коэффициент мощности электростанции.

Полученное значение наибольшей потребляемой реактивной мощности сравнивается со значением Qусэс . В случае Qнб<Qусэс необходимость в установке компенсирующих устройств в узлах проектируемой сети отсутствует, т.к. системные источники мощности полностью покрывают всю потребность в ней.

При Qå>Qусэс в проектируемой сети должны быть установлены КУ, суммарная мощность которых определяется из выражения:

Qку = Qå – Qусэс (2.2)

Основным типом КУ являются конденсаторные батарей, подключаемые в электрических сетях 6-10кВ, питающихся от п/ст проектируемой сети. Вместе с тем, на крупных узловых п/ст с номинальным напряжением U=110-220кВ и более устанавливаются синхронные компенсаторы или статические тиристорные компенсаторы.

При незначительной разнице в электрической удаленности подстанций от источника питания в сети одного номинального напряжения расстановка КУ может производится по условию равенства коэффициентов мощности нагрузок на шинах 10 кВ, удовлетворяющему требованию баланса реактивной мощности в проектируемой сети

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (2.3)

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – число узлов в сети, в которых предполагается установка компенсирующих устройств.

Тогда мощность конденсаторной батареи в каждом из рассмотренных узлов определяется в соответствии с выражением

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (2.4)

Компенсация реактивной мощности оказывает существенное влияние на экономические показатели функционирования электрической сети, так как позволяет снизить потери активной мощности и электроэнергии в элементах сети.

В реальных сетях обычно используется нормативный метод. При выполнении норм экономически целесообразной компенсации реактивной мощности у потребителей Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , на шинах 10кВ подстанций должен быть доведен до значений представленных в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Нормативные коэффициенты Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

  Значение Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru на шинах 6-20 кВ при высшем напряжении подстанции, кВ
110-150 220-330
Северо-Запада, Центра, Средней Волги, Юга 0,25 0,3 0,4
Северного Кавказа, Урала, Сибири 0,3 0,37 0,49

Исходя из этого условия на каждой подстанции должны быть установлены конденсаторные батареи мощностью:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (2.5)

Число батарей БСК на шинах 6-10 кВ должно быть четным и определяется выражением:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (2.6)

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – мощность, выдаваемая батареей при напряжении Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , принимается по справочным данным.

Задание 2

По результатам задания 1 выбрать мощность компенсирующих устройств на подстанциях. Коэффициенты мощности нагрузок всех подстанций одинаковы и равны Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =0,8. Коэффициент мощности системы, в которую входит проектируемая сеть, равен Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =0,9.

Решение:

Определим установленную реактивную мощность станции по выражению (2.1):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар.

Суммарная мощность устанавливаемых КУ рассчитывается по (2.2):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар.

По таблице 2.1 для района Северного Кавказа найдем значение экономически обоснованного Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru .

Таким образом, для каждой п/ст вычислим необходимую мощность КУ по формуле (2.5):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар.

В соответствии с выражением (2.6) определим мощность и количество КУ на каждой п/ст. Мощность КУ возьмем из таблицы 5.4 [1.5].

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru .

На п/ст 2 устанавливаем 8 БК типа УК-10,5-1800;

на п/ст 3 устанавливаем 8 БК типа УК-10,5-1800;

на п/ст 4 устанавливаем 4 БК типа УК-10,5-2250;

на п/ст 5 устанавливаем 2 БК типа УК-10,5-3150;

на п/ст 6 устанавливаем 8 БК типа УК-10,5-1800.

Результаты расстановки компенсирующих устройств сведем в таблицу 2.1:

Таблица 2.1 – Результат расстановки КУ

№ п/ст Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , Мвар Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , Мвар Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , МВт Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , Мвар Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , Мвар Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru
13,68 14,4 12,6 0,94
14,82 14,4 29,25 14,85 0,93
8,36 16,5 7,5 0,95
6,46 6,3 12,75 6,45 0,93
15,58 14,4 30,75 16,35 0,93

Вопросы к практическому занятию

1. В чем состоят особенности выработки реактивной мощности на электростанциях?

2. Каково назначение батарей конденсаторов и синхронных компенсаторов в электрических сетях?

3. Каковы критерии расстановки КУ?

Практическое занятие 3

Выбор номинального напряжения линий

Теоретическая часть

Номинальное напряжение можно предварительно определить по известным передаваемой мощности Р, МВт, и длине линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , км, по формуле Стилла:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru . (3.1)

Эта формула приемлема для линий длиной до 250 км и передаваемых мощностей, не превышающих 60 МВт. В случае больших мощностей, передаваемых на расстояние до 1000 км, используется формула А. М. Залесского:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru . (3.2)

Г. А. Илларионов предложил для предварительного определения Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru следующее выражение:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru . (3.3)

В отличие от эмпирических выражений (3.1), (3.2) формула (3.3) дает удовлетворительные результаты для всей шкалы номинальных напряжений от 35 до 1150 кВ.

Задание 3

Для вновь проектируемой сети, рассмотренной в заданиях 1 и 2, определить ориентировочное значение номинального напряжения линий. На рисунке 1.1 показана схема варианта, где длины линий указаны в километрах. Нагрузки подстанций равны: Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =17 МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =36 МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru 39 МВт, Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =41 МВт.

Решение:

Найдем по первому закону Кирхгофа мощности в линиях, МВт:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 41 + 17 + 22 = 80;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =41+17=58; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =41; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 36 + 39 = 75;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 39.

Номинальное напряжение можно предварительно определить по эмпирическому выражению (3.1). Напряжения, кВ, определенные по этому выражению, для линий сети равны

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ,

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ,

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ,

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ,

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru .

Ближайшим стандартным напряжением является 150 кВ.

По кривым на рисунке 6.5 [2.1] получим, что значения Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru и Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru попадают в область выше кривой 7, для которой ориентировочное номинальное напряжение сети 150 кВ. По таблице 6.5 [2.1] также получим Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =150 кВ для сети на рисунке 6.5,е. Таким образом, эмпирическое выражение (3.1), кривые на рисунке 6.5 и таблица 6.5 [2.1] дают одну и ту же приближенную оценку значения Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru . Однако номинальное напряжение 150 кВ не рекомендуется применять во вновь проектируемых сетях. Поэтому надо сравнить по приведенным затратам варианты использования сетей с номинальным напряжением 110 и 220 кВ.

Вопросы к практическому занятию

1. От каких факторов зависит экономически целесообразное номинальное напряжение проектируемой сети?

2. Что понимается под средней дальностью передачи?

3. Каковы преимущества и недостатки применения более высокого номинального напряжения?

Практическое занятие 4

Выбор сечений линий электропередачи по экономическим интервалам тока

Теоретическая часть

При использовании экономических интервалов тока необходимо уточнение понятия наибольшего тока линии. Сечения проводов надо выбирать по расчетной токовой нагрузке линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , которая определяется по выражению

Ip=IНб·αi·αT , (4.1)

Где IНб – ток линии на пятый год ее эксплуатации в нормальном режиме, определяемый для системообразующих линий основной сети по расчетным длительным потокам мощности. Для линий распределительной сети Ip определяется расчетом потокораспределения при прохождении максимума нагрузки энергосистемы;

αi – коэффициент, учитывающий изменение нагрузки по годам эксплуатации линии. Для линий 110–220 кВ значение αi может быть принято равным 1,05, что соответствует математическому ожиданию этого коэффициента в зоне наиболее часто встречающихся темпов роста нагрузки.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – коэффициент, учитывающий число часов использования максимальной нагрузки линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru и коэффициент ее попадания в максимум энергосистем Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Усредненные значения коэффициента αT

Напряжение ВЛ, кВ Коэффициент участия в максимуме энергосистемы, Д, Значение коэффициента а, при числе часов использования максимума нагрузки линии, Tmax , час/год
до 4000 4000-6000 более 6000
35-330 1,0 0,8 1,0 1,3
0,8 0,9 1,2 1,6
0,6 1,1 1,5 2,2
1,0 0,7 0,9 1,1
0,8 0,8 1,0 1.4
0,6 0,9 1,4 1,9

Для линий с максимумом нагрузки летом или в часы снижения нагрузки энергосистемы (при Км < 0,5) IНб принимается по максимальной нагрузке линии, а αТ – равным 0,4.

Экономические интервалы тока для выбора сечений проводов воздушных линий 35–750 кВ приведены в [2.2, таблица 7.8] в зависимости от напряжения, расчетной токовой нагрузки, определенной по (4.1), района по гололеду, материала опор и количества цепей в линии. Таблица составлена для всех стандартных сечений проводов для четырех регионов нашей страны.

Задание 4

На рисунке 4.1, а и б показаны варианты схем проектируемой сети с номинальным напряжением 110 кВ. Длины линий в километрах указаны на рисунках. Нагрузки и коэффициенты мощности всех подстанций принять по результатам выбора компенсирующих устройств (задание 2).

Выбрать сечения сталеалюминиевых проводов по экономическим интервалам тока, принимая для всех подстанций одно и то же время наибольшей нагрузки Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =3800 ч.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru
Рисунок 4.1– варианты схемы сети

Решение:

Вариант 1. Определим распределение мощности в проектируемой сети по первому закону Кирхгофа:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 36 + 39 = 75 МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 39 МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 41 МВт.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 12,6 + 14,85 = 27,45 Мвар; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 14,85 Мвар; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Мвар; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 16,35 Мвар.

В нормальном режиме работы сети наибольший ток в каждой цепи линии равен

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Расчетную токовую нагрузку цепи определим по формуле (4.1), где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =1,05; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 0,8:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =176,1 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 92,0 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 188,6 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 137,4 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =97,3 А.

По [2.2, таблица 7.8] выбираем сечения сталеалюминиевых проводов: Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 185 мм2; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 120 мм2 ; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 185 мм2 ; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 120 мм2;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 120 мм2.

Вариант 2. Для кольца 1231 находим сначала активные мощности на головных участках по активным мощностям и длинам линий:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ;

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =23+50=73 км; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =50 км; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru 103 км;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =44,45 МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =30,55 МВт.

Правильность найденных значений Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru и Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru подтверждается следующей проверкой:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru + Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =44,45+30,55= Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =75 МВт.

Мощность в линии 23 определим в соответствии с первым законом Кирхгофа:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 44,45–36 = 8,45 МВт.

Аналогично активным мощностям рассчитаем реактивные потоки мощности.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =16,14 Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =11,31 Мвар;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 16,14–12,6 = 3,54 МВт.

Мощности в линиях 14, 45 и 56 те же, что и в варианте 1

Таблица 4.2 – Результаты расчета и выбора сечений для варианта 2

Линия
Расчетный наибольший ток цепи линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , А 248,2 48,1 171,0 224,5 163,5 115,8
Расчетная токовая нагрузка цепи линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , А 208,5 40,4 143,6 188,6 137,4 97,3
Сечение провода, мм2

Вопросы к практическому занятию

1. От каких факторов зависит расчетная токовая нагрузка?

2. В чем существо метода экономических интервалов для определения сечений проводов?

3. Каковы условия проверки выбранных проводов?

Практическое занятие 5

Проверка сечений линий по нагреву

Теоретическая часть

Выбранное сечение провода должно быть проверено по допустимой токовой нагрузке по нагреву Iдоп:

Iр.н. ≤ Iдоп. , (5.1)

где Iр.н. – расчетный ток для проверки проводов по нагреву (средняя токовая нагрузка за полчаса); при этом расчетными режимами могут являться нормальные или послеаварийные режимы, а также периоды ремонтов других элементов сети, возможных неравномерностей распределения нагрузки между линиями и т. п.

При практических расчетах определяют значение допустимого тока Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru по таблицам [2.1, таблица П.9; 2.2, таблица 7.12]. К этой величине вводят поправку на температуру окружающей среды Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru :

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru . (5.2)

Допустимые длительные токи и мощности для неизолированных проводов марок АС и АСК приведены в таблице 7.12 [2.2], а поправочные коэффициенты на температуру воздуха для неизолированных проводов – в таблице 7.13 [2.2].

Задание 5

Проверить по условиям нагрева выбранные в задании 4 сталеалюминиевые провода при фактической температуре среды +15 °С.

Решение:

Вариант 1. В нормальном режиме наибольшие токи в линиях равны Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =209,6 А; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru 109,5 А; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =224,5 А; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =163,5 А; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =115,8 А.

По таблице П.9 [2.1] находим длительный допустимый ток для неизолированных сталеалюминиевых проводов и определяем длительно допустимые токи по нагреву с учетом поправки на температуру воздуха (5.2):

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =1,11;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =510 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 566,1 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =390 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 432,9 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =510 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 566,1 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =390 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 432,9 А;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =390 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 432,9 А.

Для всех участков условие (5.1) выполняется, и, следовательно, выбранные провода удовлетворяют условиям нагрева в нормальном режиме.

Проверим выбранные провода по условию нагрева в послеаварийном режиме. Наибольшая токовая нагрузка в послеаварийном режиме будет иметь место при отключении одной цепи линии. В этом случае

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

При сравнении наибольшего тока в послеаварийном режиме с длительно допустимым током по нагреву выполняется неравенство Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru и, следовательно, выбранные провода удовлетворяют условию допустимого нагрева в послеаварийном режиме.

Вариант 2. Наибольшие токи в линиях 12, 23, 13 равны Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru 248,2 А; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =48,1 А; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru =171,0 А.

Наибольшие токи в линиях 14, 45, 56 в нормальном, послеаварийном режимах и длительно допустимые токи по нагреву те же, что и в варианте 1.

Определим наибольшие токи, протекающие по линиям 12, 13, 23 в послеаварийном режиме. Для этого определим потоки мощности в линиях при отключении участка 12:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 36 + 39 = 75 МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 36 МВт.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 12,6+ 14,85 = 27,75 МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 12,6 МВт.

Наибольшие токи в послеаварийном режиме:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

При отключении линии 13 распределение мощностей будет следующим:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 36 + 39 = 75 МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 39 МВт.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 12,6+ 14,85 = 27,75 МВт; Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru = 14,85 МВт.

Наибольшие токи в этом послеаварийном режиме равны

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Рассчитанные наибольшие токи нормального, послеаварийного режимов и длительно допустимые токи по нагреву имеют следующие значения представленные в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Проверка выбранных сечений проводов по нагреву

Линия
Наибольший ток линии в нормальном режиме, А 248,2 48,1 171,0 262,4 190,3 134,5
Наибольший ток линий в послеаварийном режиме, А 419,2 200,2 419,2 449,0 327,1 231,7
Длительно допустимый ток по нагреву, А. 566,1 294,2 499,5 566,1 432,9 432,9

При сравнении приведенных выше данных видно, что условие (5.1) выполняется как для нормального, так и для послеаварийного режимов и сечения выбранных проводов увеличивать не надо.

Вопросы к практическому занятию

1. Чем обусловлена допустимая температура для кабелей и проводов?

2. Какие режимы работы проводов должны проверяются по допустимому току?

3. Каким образом учитываются условия прокладки проводов и кабелей?

Практическое занятие 6

Выбор номинальной мощности и числа трансформаторов на подстанции

Теоретическая часть

Выбор числа трансформаторов на подстанции определяется категорийностью потребителя. Понизительные подстанции желательно выполнять с числом трансформаторов не более двух. Для потребителей третьей и частично второй категории возможно рассмотрение варианта установки одного трансформатора при наличии резервного питания от соседней трансформаторной подстанции.

В системах электроснабжения промышленных предприятий мощность силовых трансформаторов должна обеспечить в нормальных условиях питание всех приемников. При выборе мощности трансформаторов следует добиваться как экономически целесообразного режима работы, так и соответствующего обеспечения резервирования питания приемников при отключении одного из трансформаторов. При этом следует помнить, что на однотрансформаторной подстанции определяющим является нормальный режим работы, на двухтрансформаторной подстанции определяющий режим – послеаварийный.

Мощность трансформатора на двухтрансформаторной подстанции можно выбирать двумя способами: по заданной мощности подстанции; по графику нагрузки.

Мощность трансформатора на подстанции в соответствии с /1/ определяется:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (6.1)

где Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – номинальная мощность трансформатора;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – максимальная нагрузка подстанции с учетом компенсирующих устройств.

Расчетная мощность трансформаторов, полученная по (6.1), округляется до ближайшей стандартной мощности Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru .

Задание 6

Выбрать силовые трансформаторы для проектируемой сети по условиям задания 2. Состав потребителей по категориям на всех п/ст одинаков и составляет: 40% I категория, 40% II категория, 20% III категория.

Решение:

Так как в предлагаемых вариантах напряжения всех подстанций равны 110 кВ, в обоих вариантах предусматриваем установку на п/ст двух трансформаторов.

Рассчитаем необходимую мощность силовых трансформаторов:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВА.

При превышении допустимой аварийной перегрузки, которая согласно [1.6] составляет 40% в срок до 5 суток при продолжительности перегрузки не более 6 часов за каждые сутки, необходимо предусмотреть отключение части потребителей III категории.

Поэтому принимаем к установке следующие трансформаторы:

п/ст 2 – ТРДН-25000/110/10;

п/ст 3 – ТРДН-40000/110/10;

п/ст 4 – ТДН-16000/110/10;

п/ст 5 – ТДН-16000/110/10;

п/ст 6 – ТРДН-40000/110/10.

Вопросы к практическому занятию

1. Чем определяется выбор числа трансформаторов на подстанции?

2. Что такое перегрузочная способность трансформаторов?

3. От каких параметров работы трансформатора зависит его перегрузочная способность?

Практическое занятие 7

Расчет потерь электроэнергии по времени наибольших потерь

Теоретическая часть

Одним из наиболее простых методов определения потерь является расчет потерь электроэнергии по времени наибольших потерь. Из всех режимов выбирается режим, в котором потери мощности наибольшие. Рассчитывая этот режим, определяем потери мощности в этом режиме Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru . Потери энергии за год получаем, умножая эти потери мощности на время наибольших потерь t :

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (7.1)

Время наибольших потерь - это время, за которое при работе с наибольшей нагрузкой потери электроэнергии были бы те же, что и при работе по действительному графику нагрузки.

Время наибольшей нагрузки Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru - это время в часах, за которое при работе с наибольшей нагрузкой потребитель получил бы то же количество электроэнергии, что и при работе по реальному графику.

Для графиков пиковой формы величина t определяется по следующей эмпирической формуле:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru (7.2)

Формула (7.2) может применяться только для года.

Задание 7

Рассчитать потери электроэнергии в вариантах проектируемой сети по результатам задания 4.

Решение:

Вариант 1. Рассчитаем сопротивления линий:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом.

Далее найдем потери мощности в линиях:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт.

По выражению (7.2) определим время наибольших потерь:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru ч.

Окончательно получаем потери активной энергии за год по (7.1):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт×ч.

Проведем аналогично расчет для второго варианта.

Вариант 2. Потери в линиях 14, 45, 56 те же, что и в варианте 1. Определим сопротивления линий 12, 23 и 13:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Ом.

Далее найдем потери мощности в линиях:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт.

Окончательно получаем потери активной энергии за год по (7.1):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru МВт×ч.

Вопросы к практическому занятию

1. Дайте определение времени наибольших нагрузок?

2. Что такое время наибольших потерь?

3. Для каких расчетных периодов может применятся метод времени наибольших потерь?

Практическое занятие 8

Определение капитальных вложений

Теоретическая часть

Суммарные капитальные затраты определяются по выражению:

К=Клп/ст (8.1)

где: Кл – капитальные вложения идущие на сооружение ЛЭП;

Кп/ст – капитальные вложения на сооружение подстанций.

Кл0l, (8.2)

где: К0 – удельная стоимость сооружения ЛЭП (таблица 9.5 [1.3]);

l – длина ЛЭП.

Кп/стпосторувыктр , (8.3)

где: Кпост – постоянная часть затрат на сооружение подстанции (таблица 9.35 [1.3]);

Кору – стоимость сооружения ОРУ (таблица 9.14 [1.3]);

Квык – стоимость ячейки с выключателем (таблица 9.15 [1.3]).

Ктр – стоимость трансформаторов (таблица 9.19 [1.3]).

Задание 8

Рассчитать капитальные вложения для двух вариантов проектируемой сети по результатам задания 5.

Решение:

1 Вариант.

Таблица 8.1 – Исходные данные для технико-экономического расчета варианта 1

№ линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , А Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , Ом Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , мм2 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , км Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , тыс.руб/км
209,6 4,86 23,6
109,5 5,73 20,4
224,5 3,65 22,5 23,6
163,5 5,60 22,5 20,4
115,8 7,47 20,4

Определим капитальные вложения в ЛЭП в соответствии с (8.3), при расчете учтем поправочный коэффициент удорожания:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

При расчете капитальных вложений на подстанциях в данном задании не будем учитывать стоимость трансформаторов, так как в обоих вариантах установлены одинаковые трансформаторы.

По рисунку 4.8 [3] для разомкнутой сети принимаем схему 4Н “два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой со стороны линии”, стоимость которой составляет:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru тыс. руб.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru тыс. руб.

А также стоимость ячейки ОРУ с элегазовым на напряжение 110кВ составляет Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru тыс. руб.

Таким образом, можем найти капитальные вложения на подстанции по (8.4):

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Суммарные капвложения:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Аналогично проведем расчет для варианта 2.

Вариант 2.

Таблица 8.2– Исходные данные для технико-экономического расчета варианта 2

№ линии Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , А Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , Ом Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , мм2 Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , км Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , тыс.руб/км
248,2 4,86 13,8
48,1 9,87 14,6
171,0 9,90 13,2
224,5 3,65 22,5 23,6
163,5 5,60 22,5 20,4
115,8 7,47 20,4

Определим капитальные вложения в ЛЭП в соответствии с (8.3), при расчете учтем поправочный коэффициент удорожания:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

По рисунку 4.8 [3] для замкнутой сети принимаем схему 5Н “ Мостик с выключателями в цепях линий и ремонтной перемычкой со стороны линий ”, стоимость которой составляет:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru тыс. руб.;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru тыс. руб.

Капитальные затраты на п/ст:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Суммарные капвложения:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Вопросы к практическому занятию

1. Каковы составные элементы капиталовложений на сооружение электрических сетей?

2. По каким параметрам определяется удельная стоимость линий?

3. Из каких частей состоят капитальные вложения на подстанциях ?

Практическое занятие 9

Технико-экономическое сравнение вариантов

Теоретическая часть

Основным критерием сравнения служат приведенные затраты:

З=ИåнК+У, (9.1)

где: З – приведенные затраты;

Иå – суммарные ежегодные издержки;

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К – суммарные капитальные затраты;

У– ущерб от недоотпуска электроэнергии.

Иåаэлаэп/стDw , (9.2)

где: Иаэл – ежегодные издержки на амортизацию, ремонт, обслуживание линий, составляющие 3,5% от Кл;

Иаэп/ст – ежегодные издержки на амортизацию, ремонт, обслуживание оборудования подстанций, составляющие 9,0% от Кп/ст;

ИDw – стоимость годовых потерь электроэнергии в сети.

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru , (9.3)

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru – плата за каждый кВт×час потерь энергии в сети;

DW – потери за год в кВт×ч.

Задание 9

Выбрать наиболее экономичный вариант по результатам заданий 5 и 8.

Решение:

1 Вариант.

На данном этапе расчета необходимо вычислить издержки на амортизацию, ремонт, обслуживание сети по (9.2)-(9.3):

для линий Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.;

для подстанций Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.;

издержки на потери ЭЭ в сети Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Суммарные издержки:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Приведенные затраты по 1 варианту:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Аналогично проведем расчет для варианта 2.

Вариант 2.

Рассчитаем суммарные издержки:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.;

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Приведенные затраты по 2 варианту:

Список основной литературы. Содержание Введение Практическое занятие 1 - student2.ru млн. руб.

Так как и приведенные затраты и издержки по 2 варианту получили больше, считаем, что 1 вариант наиболее экономичен.

Вопросы к практическому занятию

1. Что такое приведенные затраты и какие вопросы в проектах электрических сетей решаются на основе этого критерия?

2. Как охарактеризовать ежегодные эксплуатационные расходы?

3. Что характеризует нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений?

Список рекомендуемой литературы

Список основной литературы

1.1 Веников В.А. Электрические системы. Электрические сети: учеб. для электроэнергетических специальностей вузов/ В.А. Веников, А.А. Глазунов, Л.А. Жуков и др.; под ред. В.А. Веникова, В.А. Строева. – 2-е изд. М.: Высшая школа, 1998.

1.2 Передача и распределение электрической энергии: учеб. пособие/ А.А. Герасименко, В.Ф. Федин. – Красноярск: ИПЦ КГТУ; Минск: БНТУ, 2006. – 808 с.

1.3 Справочник по проектированию электрических сетей/ Под редакцией Д. Л. Файбисовича. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006 – 320 с.

1.4 Электротехнический справочник: В 4 т. Т. 3. Производство, передача и распределение электрической энергии/ под общ. ред. Л.И. Попова (гл. ред.) и др. – 9-е изд. – М.: Издательство МЭИ, 2004. –964 с.

1.5 Справочник электрика/ Под ред. Э.А. Киреевой и С.А. Цырука. – М.: Колос, 2007. – 464 с.

1.6 ГОСТ 14209-97. Трансформаторы силовые масляные общего назначения. Допустимые нагрузки. - Введ. с 01.07.97 – М.: Изд-во стандартов, 1997. - 30 с.

Наши рекомендации