(c)+(p)1999 Exotica EXO 99110 (CD duration 75`19) 1. ГОЛОВА-ГОЛОВУШКА (3`55) (Вторая половина XIX в., Смоленская обл., из собраний В.И.Дворцовой) 2. ВЕСНЯНКА (6`12) (Первая половина XIX в., Белгородская обл., В.С.Бармин "Песни крестьян XVIII-XIX вв., изд.1970 г.) 3. ДОЖДЬ ИДЕТ (5`39) (Береста, примерно XI-XII в., Псковская обл., из собраний Н.В.Кулиной) 4. КУПАЛЕНКА (4`38) (Архангельская обл., из собраний О.С.Федосовой) 5. СВЯТ ВЕЧОР (6`30) (Вторая половина XIX в., Белгородская обл., В.С.Бармин "Песни крестьян XVIII-XIX вв., изд.1970 г.) 6. ТАУСЕНЬ (3`43) (Вольная версия древнерусских обрядовых напевов) 7. СОЛОВЕЮШКА (6`59) (А.В.Манукян, текст и мелодия) 8. ДРЕМА (8`31) (Вятская область, из собраний М.И.Мишиной) 9. КИСЕЛЬ (4`50) (Архангельская обл., из собраний О.С.Федосовой) 10. ПО ЗАРЕЧЬЮ (3`33) (Вторая половина XIX в., Смоленкая обл., из собраний В.И.Дворцовой) 11. ВОЛГА-МАТЬ (4`31) (инструментал) 12. ЛЕЛИ-ЛЕЛИ (5`50) (Вятская область, из собраний М.И.Мишиной, интерпретация Олега Литвишко и Владимира Рацкевича) 13. ТРИ СТАКАНА (5`05) (танцевальная версия) 14. ВОРОН (5`16) (Текст: А.С.Пушкин, муз.обр. Б.Б.Шульга, ремикс Lazy Fish, Борисов, Манукян) Angela Manukjan - vocals Alexei Borisov - electronics, guitar, special effects Roman Lebedev - electronics, keyboards, guitar Uri Balashov - tibetian cup, vargan, root Nicolai Nebogatov - electronics, acoustic percussion Nick Artamonov - soundengineering, special effects additional voices: on #5 by "Sirin" chorus, on #8 by Anton Nikkila and Nikolai Nebogatov Recorded and mixed at Nick Artamonov` Studio, Moscow 1997-98 track #12 was recorded at N`muzic Studio, Moscow 1998 track #14 was recorded at Lazy Fish studio, Moscow, 1998 Mastering - Igor "Boatsman" Gotsmanov (Parallax Studio, Moscow 1998) Art-work: Uri Balashov (Yellow Point Studio) Produced by Alexei Borisov & Angela Manukjan Special thanks to Sergey Starostin Executive producers: Andrey Borisov & Igor Sharankov http://www.exoticamusic.ru Очередной проект Алексея Борисова издан (сюрприз, сюрприз!) на Exotica Records псевдо-братом Андреем, и, как и всё наследие данного автора, неоднозначен. На мой взгляд, все проекты Алексея до странности хороши собой и вроде не к чему придраться - всё, начиная ещё с НОЧНОГО ПРОСПЕКТА - и "прогрессивно", и профессионально, т.е. с формальной точки зрения, "должно нравиться". Но, каждый раз после знакомства с его творчеством, чувствуется некоторое неудовлетворение, нет чего-то такого, что цепляло бы привередливые (уж какие есть...) струнки моего восприятия. В подобных случаях всегда вспоминается фраза Аркадия Петровича Гайдара из глубинного советского мифа о Мальчише-Кибальчише: "И всё вроде хорошо, НО ЧТО-ТО НЕХОРОШО". Очередной проект (до чего же, кстати, характерное словосочетание привязалось) Алексея Борисова - этнические игры с Анжелой Манукян, которая сама по себе - очень неплохой интерпретатор аутентичного фолка, но уж слишком амбициозно всё это мероприятие внешне. Не знаю, почему, но писать эти строки мне как-то очень неприятно - может быть, из-за того, что, в принципе, ВОЛГА - совсем неплохой пример использования традиционного материала, и пример, кстати, один из немногочисленных сам по себе - и всё же... Для меня всё это как-то безжизненно звучит, а ведь это на самом деле - полный нонсенс, - фольк без эмоций, фольк фоновый. Хотя, как раз как фоновая музыка ВОЛГА - опять же, как и другие проекты Алексея Борисова, - воспринимается нормально, если конечно, автора устраивает отношение к его музыке как к НОРМАЛЬНОЙ и не больше того. Из всего материала запоминается, пожалуй, только "Лели-Лели", "Дождь идет" и "Соловеюшка" - последняя, кстати, пример собственного творчества Анжелы, может быть именно поэтому данный трек наиболее прочувствованно исполнен? И всё-таки главные претензии - к электронной составляющей проекта - безликий профессионализм и холодный рационализм, что ещё можно сказать... Все остальные тут - случайные прохожие, или действительно простой расчет на "нормально"? Мне посчастливилось видеть (и слышать) ВОЛГУ живьём на вечеринке "Священная Почва" в московском клубе "Край", там они произвели чуть более приятное впечатление, но, как и в случае с компактом всё слилось в одну бесконечную само-медитацию музыкантов. Видимо, я действительно очень уж привередлив, и всё-таки для меня ВОЛГА - лишь русский народный псевдо-COIL. Стареют душой верераны, - в отличие от вечно юного настоящего фолька, который до сих пор носится где-то по лесам и полям, стесняясь крутых студий и заезжих собирателей. АШ (январь 2000 г.) С идеей проекта ВОЛГА я познакомился ещё в 1997 году, когда Андрей Борисов проиграл в одну из наших московских встреч две пьесы - "Соловеюшка" и "Три стакана". Название ВОЛГА было тогда ещё не придумано и потому запись была представлена как "одна московская молодая певица - Анжела Манукян". Мне здорово понравилось. Для демо-записи обе пьесы звучали более чем удовлетворительно. То есть, я воспринимал этот материал, как исходный к дальнейшей последовательной работе. Компакт-диск ВОЛГИ был выпущен весной 1999 года, но, по стечению обстоятельств, послушать его я смог только на днях - вместе с появлением вышеприведенной рецензии Алексея Шептунова. Честно говоря - лучше бы я этого не делал. После давнишнего знакомства с демо-записью в душе оставалась надежда на что-то большее... А оказалось, что даже два трека с того самого демо использованы в альбоме совершенно без изменений. Хотя, конечно, этот факт к недостаткам альбома относить совершенно несправедливо. Леша прав - получилось совершенно холодное, безэмоциональное технократичное НЕЧТО, имеющее с заявленной на обложке "реинкарнацией древне-русского фольклора" очень мало общего. Правильнее бедет сказать не "реинкарнация", а "кислотная мутация". В звучании ВОЛГИ напрочь убита воздушная легкость истинного фольклора, его эмоциональность и непосредственность. Вернее это банально заменено на обычное электричество. Впрочем, здесь я предвзят. Последнее время я терпеть не могу никаких "стилизаций", будь то исполнение классической музыки рок-группами (и наоборот), либо различные рэйв-ремиксы (способные опошлить любое хорошее дело), равно как и "переосмысление" фольклорного наследия. В отношении к нему (фольклору) нужен какой-то другой подход. А вот какой - не знаю. Но, оценивая на уровне "нравится-не нравится" могу сказать, что точно также мне не по душе заигрывания с народной музыкой со стороны любого жанра: джаза, рока, и т.д. Ибо каждый раз (за очень редким исключением) получается ВСЁ неправильно. Леша Шептунов судит об этом ещё и с другой стороны. Уже несколько лет он является участником архангельского фольклорного коллектива "Славутница" и поэтому имеет право на свой взгляд по сути вопроса как бы изнутри. Кроме этого в настоящее время в его голове активно зреет идея нового альбома MOON FAR AWAY, в котором этот самый фольк будет играть далеко не последнюю роль. Ну и возвращаясь к ВОЛГЕ. Не стоит так уж сурово оценивать этот проект. В конце концов - не нравится, так выключи и больше никогда не включай. Так? Пластинка была записана для иностранных иностранцев из-за границы, название выбрано тоже соответствующее - чтоб было им, болванам, ясно, что это компакт записан в России, а не где-нибудь в Китае, например. А для убедительности приведены фактические данные о том, откуда взят конкретный текст каждой песни. Электрическая же основа использована в двух целях: во-первых: с точки зрения чисто технической - гораздо проще организовать запись, во вторых: с точки зрения нынешнего клубно-молодежного концептуализма - всё, что сыграно на электрическом синтезаторе (с конкретным ритмом) звучит современно и модно. Поэтому ПРОКАТИТ и ТАК, будет пользоваться спросом в московских клубах, будет продаваться в московских магазинах, будет хвалебно рецензироваться московскими критиками (которым Борисовы подарят компакты), и в конечном итоге просто окупит затраченные деньги (и принесет прибыль). Чего же ещё больше требовать.? А о фольклоре, вобщем, никакой заботы. АТ | |