Методы управления качеством продукции
При оценке качества технического обслуживания и ремонта подвижного состава учитывают четыре основных фактора:
- качество технической документации на изготовление, эксплуатацию и ремонт, которое характеризуется уровнем стандартизации, унификации, прогрессивностью технологических решений, простотой конструктивных форм, обоснованностью выбора технологического процесса, режимов обработки и другими показателями;
- качество оборудования, приспособлений, инструмента, измерительных приборов, которое характеризуется уровнем технических характеристик и технологическими возможностями;
- качество материалов, запасных частей, комплектующих изделий, применяемых при ремонте;
- качество труда исполнителей – один из определяющих факторов, обеспечивающих высокий уровень работы подвижного состава.
Управлять качеством технического обслуживания и ремонта на предприятии – значит планомерно воздействовать на указанные соответствующие факторы, т. е. на все стороны деятельности: организационную, технологическую, экономическую, социальную и др. Построенную по таким принципам систему называют комплексной системой управления качеством продукции (КСУКП). При разработке КСУКП для предприятий, занимающихся техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, рассматривают следующие функции:
-функция анализа и планирования повышения качестваТО и ремонта.В этой функции предусматривают производство работ по анализу достигнутого уровня технологических процессов, качества труда, разработку путей и методов повышения качества ремонта;
-функция технологической подготовки производства.В нее включают: разработку прогрессивной технологической документации на ремонт подвижного состава, разработку и изготовление технологической оснастки и нестандартизированного оборудования, обеспечивающих высокий уровень качества ремонта.
-функция метрологического обеспечения качества ремонта. В нее входят: работы по совершенствованию организации метрологического обеспечения ремонтного процесса, направленного на соблюдение полноты, единства и требуемой точности измерений.
-функция контроля качества.В этой функции предусматривают работы по совершенствованию системы ступеней контроля качества: самоконтроля исполнителей; ведомственного контроля (контроль качества руководителями подразделений, аппаратом отдела технического контроля, инспекторами служб подвижного состава); контроля за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации (органами Госстандарта).
-функция стимулирования качества.Она включает : разработку методов оценки качества, форм материального и морального воздействия на исполнителей. Стержнем системы при этом считают полную ответственность непосредственного исполнителя за качество разработанной им документации или отремонтированной продукции.
-функция оперативного управления качеством.Здесь предусматривают совершенствование системы информации, оперативного анализа и оценки качества труда, технических процессов и изделий, организацию систематического контроля за качеством работы всех подразделений предприятия, соблюдением стандартов предприятия (СТП).
Рисунок 3.2.1 – Схема управлением качества на предприятии
Мероприятия КСУКП при ремонте подвижного состава реализуют по схеме (рисунок 3), имеющей контур прямого управления и обратной связи и позволяющей периодически корректировать управляющие воздействия.