Предложите и обоснуйте систему стимулирования для сотрудников с: а) инструментальным; б) хозяйским типами мотивации (по В. Герчикову).
***
Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
***
Компетенции и имидж менеджеров.
***
В менеджменте используются три группы методов управления: экономические (Э), организационно-распорядительные (О) и социально-психологические (С). Укажите соответствие каждого инструмента управления из приведенного перечня тому или иному методу менеджмента.
Инструменты управления:
а) приказы;
б) регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
в) убеждение;
г) инструктажи;
д) разрешение структурному подразделению использовать заранее оговоренную часть прибыли по своему усмотрению;
е) личный пример руководителя;
ж) применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.
***
В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что всем назначают одинаковую заработную плату вне зависимости от вклада каждого работника.
1. Какие теории мотивации необходимо изучить руководству для правильного понимания данной проблемы?
2. Каким образом можно убедиться в справедливости выводов продавцов-консультантов?
***
Проанализируйте качество приведенного ниже информационного сообщения.
Условия передачи: Отправитель – вице-президент компании. Получатель – начальник отдела продаж. Время получения – середина рабочего дня. Форма сообщения – устно (по телефону).
Содержание сообщения: «Сергей Иванович! Сегодня мы запускаем новую программу продаж. Она была утверждена руководством компании в прошлом месяце. Вы уже завтра должны выполнить первые пять пунктов программы. Сегодня же изучите ее основные параметры. Сейчас я их вам зачитаю…». Далее вице-президент зачитывает параметры программы.
***
Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
***
Понятие лидерства. Ситуационный подход. Основные положения теории Ф. Фидлера и ее практическая значимость.
***
Укажите, какие из приведенных ниже особенностей характеризуют типовую модель японского менеджмента (Я), а какие – американского (А).:
1. Оценка качества управления по уровню гармонии в коллективе и коллективному результату
2. Оплата труда по индивидуальным достижениям.
3. Замедленные оценка работы сотрудника и служебный рост.
4. Нестандартная, гибкая структура управления.
5. Личные неформальные отношения с подчиненными.
6. Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия.
7. Наем на работу на короткий период.
***
Прочитайте кейс, укажите, какая потребность (потребности) по классификации А. Маслоу, побуждали героя действовать описанным образом.
Николай, выпускник факультета менеджмента одного из престижных вузов, получил работу аналитика в успешной коммерческой компании. Работа требовала от него приложения знаний, сил и творческих способностей. Каждая новая ситуация предполагала неординарный подход и креативность. В целом Николай был доволен своей работой, понимая, что она дает ему не только высокую заработную плату, но и реализацию знаний, творческое развитие, а также гарантирует карьерный рост. Огорчало Николая только одно – ему приходилось работать уединенно в удобном одноместном офисном помещении. Общение с коллегами сводилось преимущественно к обмену электронными посланиями. Через полтора года Николай попросил перевести его на другую, менее оплачиваемую должность, требующую большую часть рабочего времени проводить в общении с коллегами, партнерами и клиентами.
***
Предложите и обоснуйте вариант PAEI-кода (по И. Адизесу), наиболее соответствующим следующим должностям менеджеров: а) генеральный директор компании; б) начальник отдела рекламаций; в) администратор в офисе.
***
Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей А. Маслоу и ее практическая значимость.
***
Властные полномочия менеджера. Формы власти и влияния. Понятие баланса власти в организации.
***
Приведите примеры коммуникационных потоков для различных организаций. В примерах укажите: а) отправителя и получателя, например; б) конкретное содержание информации; в) канал (носитель) информации.
№ | Организация | Вертикальные | Горизонтальные | |
восходящие | нисходящие | |||
Сеть магазинов | а, б, в | а, б, в | а, б, в | |
Автомобильный завод | а, б, в | а, б, в | а, б, в |
***
Прочитайте кейс.
Корпорация Oracle на протяжении тридцати лет является крупнейшим в мире поставщиком программного обеспечения для управления информацией, базами данных.
Брюс Скотт, один из архитекторов и соавторов первых трех версий Oracle Database:
– Я много думал над тем, что именно обеспечило успех Oracle. И я действительно считаю, что это был Ларри Эллисон. Мы одержали победу над множеством других поставщиков СУБД. И все это благодаря харизме, проницательности и упорству Ларри – за что бы он ни брался. У Ларри просто такой склад ума. Я могу привести пример того, как он мыслит. Однажды нам нужно было протянуть кабели от наших терминалов в соседний машинный зал. Я не представлял себе, как это сделать. Ларри взял молоток, проделал дыру в середине стены и сказал: «Тяните сюда». Именно такой у него стиль мышления: пробить дыру, так или иначе – но добиться результата.
О какой форме (формах) власти (влияния) говорит этот кейс? Объясните свое мнение.
***
Сформулируйте перечень качеств и компетенций, необходимых лидерам в разных областях деятельности: а) крупное промышленное предприятие, использующее новейшие технологии производства; б) университет; в) сеть отелей.
***
Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
***
Понятие мотивации. Основные положения двухфакторной теории Ф. Герцберга и ее практическая значимость.
***
Сформулируйте перечень качеств и компетенций, необходимых лидерам в разных областях деятельности:
- Крупное промышленное предприятие, использующее новейшие технологии производства.
- Негосударственное высшее учебное заведение – университет, ориентированный на инновационные методы обучения студентов.
- Спортивная детско-юношеская школа.
***
Представьте себе, что вы – генеральный директор крупного предприятия, производящего продукты питания. Контроль каких процессов вы будете осуществлять с помощью ваших менеджеров? Составьте и заполните таблицу.
Сфера | Содержание контрольных мероприятий | Комментарии |
Персонал | ||
Производство | ||
Продажи | ||
Другое _____ |
***
Существуют отраслевые и функциональные особенности менеджмента. Какие из перечисленных видов менеджмента являются функциональными, а какие – отраслевыми?
Виды менеджмента: а) управление персоналом; б) банковский менеджмент; в) стратегический менеджмент; г) менеджмент в торговле; д) управление финансами; е) менеджмент в сфере телевидения; ж) менеджмент в гостиничном бизнесе; з) управление проектами; и) менеджмент в социальной сфере; к) информационный менеджмент; л) менеджмент в ресторанном бизнесе; м) спортивный менеджмент; н) управление производством; о) менеджмент в девелопменте; п) инновационный менеджмент.
***
Понятие лидерства. Личностный подход. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
***
Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
***
Предложите пример какого-либо управленческого решения в соответствии с типовой схемой разработки рационального решения:
Формулировка управленческого решения: __________________________
№ | Название этапа разработки рационального решения | Содержание этапа |
***
Разработайте свою систему требований, предъявляемых к имиджу современного менеджера:
а) одежда и аксессуары;
б) манера поведения;
в) речь и манера общения;
г) другие качества.
***
Вспомните роли менеджеров в классификации Г. Минцберга. Запишите роли (по каждой из трех категорий), которые должны играть указанные ниже менеджеры:
1. Генеральный директор инновационной компании, разрабатывающей высокотехнологичное оборудование для космических станций.
2. Директор департамента, отвечающего в вузе за разработку и внедрение в учебный процесс Интернет-курсов и пособий, систем дистанционного обучения и т.п.
3. Старший продавец-консультант магазина электроники, контролирующий работу шести продавцов-консультантов.
Какие роли, на ваш взгляд, требуют наибольшей подготовки и опыта? Поясните ваше мнение.