Воздушные стрелки контактных подвесок
Основные требования к воздушным стрелкам:
- Воздушные стрелки должны обеспечивать плавный переход полоза токоприемника электроподвижного состава (далее - э.п.с.) с контактных проводов одного пути на контактные провода другого пути (съезда) без нарушения токосъема (без ударов и искрения) с установленными скоростями движения поездов.
- На главных путях воздушные стрелки должны быть фиксированными.
- На второстепенных путях по согласованию со службой электроснабжения железной дороги допускаются в эксплуатации нефиксированные воздушные стрелки.
- В месте пересечения контактных проводов провода главных путей или путей преимущественного направления движения поездов должны быть расположены снизу (рисунок 9.1).
- Пересечение контактных проводов, образующих воздушную стрелку на обыкновенном стрелочном переводе, должно отстоять от оси прямого и отклоненного пути на 360-400 мм и находиться в том месте, где расстояние между внутренними гранями головок соединительных рельсов крестовины составляет 730-800 мм (рисунок 9.2).
- При перекрестных стрелочных переводах контактные провода пересекаемых путей должны иметь двойное (ромбовидное) пересечение в том месте, где расстояние между внутренними гранями головок соединительных рельсов крестовины составляет 730-800 мм (рисунок 9.3).
- Допускается одинарное пересечение контактных проводов над центром пересечения осей путей.
- При глухих пересечениях контактные провода должны пересекаться над центром пересечения осей путей.
- Зона подхвата полозом токоприемника контактных проводов примы-каемого или пересекаемого пути должна быть расположена на расстоянии 630-1100 мм от оси данного пути.
- Для обеспечения одновременного подъема контактных проводов обоих путей (съезда) в месте их пересечения устанавливаются ограничительные накладки на каждый контактный провод главного пути длиной 1500 мм для стрелок 1/6 и 1/9, 1700 мм – для 1/11 и 2000 мм – для 1/8 и 1/22 (длина ограничительной накладки указана между валиками фиксирующих зажимов).
Расстояние между ограничительной накладкой и контактным проводом, на котором она установлена, должно быть 13-15 мм.
Головки болтов фиксирующих зажимов, крепящих ограничительную накладку, должны быть развернуты к контактному проводу примыкающего пути (съезда).
- Пересечение контактных проводов при среднем значении температуры окружающего воздуха данного климатического района должно располагаться в средней части ограничительной накладки.
- На расстоянии 800-1000 мм от зоны подхвата в сторону крестовины стрелочного перевода должны быть установлены двойные вертикальные звеньевые (рисунок 9.4) или скользящие струны (рисунок 9.5).
Скользящие струны устанавливаются при полукомпенсированной подвеске в соответствии с графиком на рисунке 9.6.
Вместо скользящих струн могут применяться устройства одновременного подъема контактных проводов воздушной стрелки (рисунки 9.7.1 и 9.7.2). Допускается применение перекрестных гибких струн (рисунок 9.8) и жестких распорок (рисунок 9.9).
- Контактные провода второстепенного пути (съезда) в зоне подхвата их токоприемником должны находиться на одном уровне с полозом токоприемника.
Контактные провода второстепенного пути (съезда) при примыкании к главному пути должны быть выше на 20-40 мм.
- Между ограничительной накладкой и звеньевыми струнами в сторону крестовины установка зажимов на контактных проводах не допускается.
- Нерабочие ветви контактных проводов, где они входят в зону прохода полоза токоприемника, должны быть закреплены двойными струнами на струновых зажимах к контактному проводу и несущему тросу и расположены по вертикали выше рабочего контактного провода на расстоянии не менее 150 мм (рисунок 9.10).
- Несущие тросы полукомпенсированных подвесок над точкой пересечения контактных проводов должны быть механически соединены между собой болтовым зажимом.
Допускается дополнительное соединение несущих тросов над зоной подхвата контактных проводов. При этом угол наклона звеньевых струн к вертикали в плоскости, перпендикулярной оси пути, не должен превышать 20°.
- При обыкновенном стрелочном переводе электрические соединители контактных подвесок устанавливаются на расстоянии 2-2,5 м от точки пересечения контактных проводов в сторону остряка стрелочного перевода. Дополнительные электрические соединители устанавливаются в сторону крестовины на расстоянии 2-2,5 м от зоны подхвата.
При перекрестных переводах и глухих пересечениях путей электрические соединители контактных подвесок размещают с обеих сторон воздушной стрелки на расстоянии 2-2,5 м от зоны подхвата в сторону крестовины.
- Фиксирующие устройства при обыкновенном стрелочном переводе располагают на расстоянии 1-2 м от точки пересечения контактных проводов в сторону остряка стрелки, где расстояние между внутренними гранями внутренних рельсов 0,8-1 м. (таблица 9.1).
Таблица 9.1 (рисунок 9.2)
Марка крестовины | Расстояние от фиксирующего устройства, м | ||
до остяка стрелки L1 | до центра перевода L2 | до геометрического центра крестовины L3 | |
1/22 | 39,5 | 12,5 | 21,0 |
1/18 | 32,5 | 10,8 | 17,5 |
1/11 | 17,5 | 7,5 | 9.5 |
1/9 | 17,0 | 6,0 | 8,0 |
1/6 | — | 3,5 | 5,5 |
- Расстояние между контактными проводами в плане в месте фиксации должно быть не менее 100 мм.
- Применение дополнительного стержня фиксатора длиной менее 1200 мм не допускается. Фиксатор должен иметь только растягивающее усилие.
- Воздушные стрелки не должны располагаться ближе двух пролетов от компенсированной анкеровки и максимально приближены к средней или жесткой анкеровке контактных проводов.
Рисунок 9.1 – Положение ограничительной накладки при среднем значении температуры воздуха: а - при пересечении одинарных контактных проводов; б -при пересечении одинарного провода с двойным:
1 - контактный провод прямого пути; 2 - контактный провод отклоненного пути (съезда); 3 - ограничительная накладка; 4 - головка болта фиксирующего зажима; l - длина ограничительной накладки
Рисунок 9.2 – Схема фиксированной воздушной стрелки при обыкновенном стрелочном переводе:
1 - зона прохода нерабочей части полоза токоприемника под нерабочей ветвью контактного провода; 2 - нерабочая ветвь контактного провода; 3 - электрический соединитель; 4 - область расположения фиксирующего устройства; 5 - зона подхвата токоприемника контактного провода; 6 - контактный провод прямого пути; 7 - контактный провод отклоненного пути (съезда); 8 -место пересечения контактных проводов; 11 - расстояние от фиксирующего устройства до остряка стрелки; l2 - расстояние от фиксирующего устройства до центра перевода; l3 - расстояние от фиксирующего устройства до геометрического центра крестовины
Рисунок 9.3 – Схемы воздушной стрелки:
а - фиксированной при перекрестном стрелочном переводе; б - нефиксированной при глухом пересечении путей; 1 - контактные провода пересекаемых путей; 2 - электрические соединители; 3 - зона подхвата контактных проводов;
4 - место пересечения контактных проводов; 5 - фиксирующее устройство
Рисунок 9.4 – Двойные вертикальные звеньевые струны между несущим тросом и контактным проводом:
1 - несущие тросы; 2 - звеньевая струна; 3 - зажим для троса КС-037 (КС-040); 4 - зажим струновой КС-046; 5 - зона подхвата контактных проводов; 6 - ось пути (съезда); 7 - ось прямого пути; 8 - контактные провода
Рисунок 9.5 – Скользящие струны на воздушной стрелке:
1 - несущий трос; 2 - скользящие струны; 3 - зажим для троса КС-037 (КС-040); 4 - скользун диаметром 12-14 мм; 5 - зона подхвата контактных проводов; 6 — контактные провода; 7 - ось пути (съезда); 8 - ограничительная накладка; 9 - ось прямого пути
Рисунок 9.6 – Область установки различных видов звеньевых струн на воздушных стрелках в зависимости от вертикального расстояния между несущим тросом и контактным проводом h и расстояния от воздушной стрелки до жесткой или средней анкеровки контактного провода L:
1 - область установки двойных вертикальных струн; 2 - область установки скользящих струн
Рисунок 9.7.1 – Устройство одновременного подъема контактных проводов на воздушной стрелке:
1 - несущие троса; 2 - противовес; 3 - соединительный элемент; 4 - основной рычаг; 5 - жесткие распорки; 6 - ось пути (съезда); 7 - ось прямого пути;
8 - контактные провода (разработка Свердловской ж.д.)
Рисунок 9.7.2 – Устройство для одновременного подъема контактных проводов на воздушной стрелке:
1 - верхняя распорка; 2 - рычажно-поворотная пластина; 3 - жесткие распорки; 4 - токоприемник; 5 - регулировочные стержни; 6 - контактные провода; 7 - болт с гайкой; 8 - шплинт; 9 - болт с ушком (разработка Московской ж.д.)
Рисунок 9.8 – Перекрестные гибкие струны на воздушной стрелке:
1 - несущие тросы; 2 - перекрестные гибкие звеньевые струны; 3 - звеньевая струна; 4 - зона подхвата контактных проводов; 5 - ось пути (съезда); 6 - ось прямого пути; 7 - контактные провода
Рисунок 9.9 – Жесткие распорки на воздушной стрелке:
1 - несущие тросы; 2 - гибкая звеньевая струна; 3 - жесткая распорка; 4 -зона подхвата контактных проводов; 5 - ось пути (съезда); 6 - контактные провода: 7 - ось прямого пути
Рисунок 9.10 – Зона подхвата и прохода токоприемника на воздушной стрелке:
1 - нерабочая ветвь контактных проводов; 2 - зона прохода нерабочей части полоза токоприемника под нерабочей ветвью контактных проводов; 3 - контактный провод отклоненного пути; 4 - контактный провод прямого пути; 5 - ось прямого пути; 6 - ограничительная накладка; 7 - полоз токоприемника; 8 - зона подхвата полозом токоприемника контактных проводов; 9 - ось отклоненного пути (съезда)