Компенсация реактивной мощности

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Рисунок 9 – Схема для расчета компенсации реактивной мощности

Оптимальный выбор средств компенсации реактивной мощности является составной частью построения рациональной системы электроснабжения промышленного предприятия. Расчет проводим для одной секции сборных шин 10 кВ ГПП.

Таблица 26 - Исходные данные для расчета компенсации реактивной мощности

Трансформаторная подстанция Sт.нi, кВА Q1i кВар ΔQTi кВар Rтрi Ом Rлi Ом
ТП-1 166.87 16.79 3.43 1.08
ТП-2 269.13 13.66 1,9 0,39
ТП-3 52.41 1,22 0,13
ТП-4 51.03 6.71 10.7 0,46
ТП-5 113.65 16.79 3.43 0,17
ТП-6 203,6 52.41 0.91 0,13
ТП-7 203,6 52.41 0.91 0,11
ТП-8 203,6 52.41 0.91 0,28
ТП-9 203,6 52.41 0.91 0,21
ТП-10 203,6 52.41 0.91 0,22
итого:   368,4    

В таблице обозначено:

SНТi – номинальная мощность трансформатора i-й ТП;

Q1i и DQТi – реактивная нагрузка на трансформаторы i-й ТП и потери реактивной мощности в них;

RТРi – активное сопротивление трансформаторов i-й ТП;

RЛi – активное сопротивление i-й кабельной линии.

Активные сопротивления трансформаторов, приведенные к напряжению 10 кВ, определяются по формуле:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru , (8.1)

Активные сопротивления кабельных линий найдем по формуле:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru , (8.2)

где: ri – удельное сопротивление i-й линии, Ом/км;

li – длина i-й линии, км.

Также в составе электроприемников имеется 4 синхронных двигателя мощностью 800 кВт:

Таблица 27 - Номинальные данные синхронных двигателей

Обозначение в схеме Тип двигателя UНОМ, кВ РСД.Нi, кВт QСД.Нi, квар Ni, шт Д1i, Д2i,
кВт кВт
СД-1…СД-2 СДН 4,25 6,27
СД-3…СД-6 СДН 3.21 3.03

Синхронные двигатели имеют загрузку по активной мощности Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Располагаемая реактивная мощность синхронного двигателя:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru , (8.3)

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Удельная стоимость потерь активной мощности от протекания реактивной мощности:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru (8.4)

Наметим все возможные места установки дополнительных компенсирующих устройств – батарей конденсаторов: низковольтные СШ цеховых ТП (QСi); СШ РУ напряжением 10 кВ ГПП (Q0). Кроме того, реактивная мощность может быть получена из энергосистемы (Qэс).

Компенсация реактивной мощности - student2.ru (8.5)

Затраты на генерацию реактивной мощности:

-для низковольтных БК (0,4 кВ)

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

где: Е – нормативные отчисления от стоимости;

КБКН – удельная стоимость батарей конденсаторов, руб/Мвар;

БКН – удельные потери в конденсаторах, кВт/Мвар,

-для высоковольтных БК (10 кВ)


Компенсация реактивной мощности - student2.ru

-для синхронных двигателей:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru руб/Мвар; Компенсация реактивной мощности - student2.ru руб/Мвар2 (8.6)

Если синхронный двигатель имеет загрузку по активной мощности, то он может дополнительно генерировать мощность в сеть сверх номинальной, такую мощность называют располагаемой Компенсация реактивной мощности - student2.ru . Пусть все СД имеют загрузку по активной мощности 1, тогда Компенсация реактивной мощности - student2.ru = Компенсация реактивной мощности - student2.ru .

Определение эквивалентных активных сопротивлений ответвлений с ТП. Для расчета оптимальной реактивной мощности, генерируемой низковольтными БК, необходимо знать эквивалентные сопротивления соответствующих ТП.

Для ТП, питающихся по радиальным линиям:

RЭi=ri= RТРi+RЛi. (8.7)

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Рис. 10 - Схема замещения радиальной линии

ТП, питающиеся по магистральным линиям:

Введем обозначения:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Рис. 11 - Схема замещения магистральной линии

r01 = Rл21 r12 = Rл22

r1 = Rтр21 r2 = Rтр22

Эквивалентная проводимость точки 1 схемы

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

С учетом полученного эквивалентные сопротивления присоединений ТП2 и ТП1

Компенсация реактивной мощности - student2.ru Ом

Компенсация реактивной мощности - student2.ru Ом.

Результаты расчета представлены в таблице 28.

Определим реактивную мощность источников, подключенных к первой секции СШ 10 кВ ГПП.

Оптимальные реактивные мощности низковольтных БК, подключенных к ТП, определяем в предположении, что к шинам ГПП подключена высоковольтная БК (при этом коэффициент Лагранжа λ=З10):

Компенсация реактивной мощности - student2.ru , (8.8)

где:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru ; (8.9)

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

(8.10)

Результаты расчета мощностей QСi низковольтных БК сводим в таблицу 9.3.

Реактивную мощность, генерируемую синхронными двигателями определяем по формуле:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru (8.11)

где:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Расчетные данные по СД сведены в таблицу 29.

Таблица 28 - Расчет мощности БК

Трансформаторная подстанция Rэi Ом Qci расчетное, Мвар Qci принятое, Мвар Qкi , квар Qкi +Qci, квар Тип принятой стандартной БК Qст , квар
ТП-1 3.51 0,062 0.062 53.3 115.3 2УКЛН-0,38-100-УЗ 2х100
ТП-2 2.29 0,098 0,098 179.6 277.6 2УКЛН-0,38-200-УЗ 2х100
ТП-3 1.35 -0,224 682.5 682.5 2УКЛН-0,38-400-УЗ 2х400
ТП-4 11.16 0,019 0,019 56.21 87.21 2УКЛН-0,38-50-УЗ 2х50
ТП-5 3.6 0,012 0,012 116.88 128.88 2УКЛН-0,38-100-УЗ 2х100
ТП-6 1.04 -0,14 420.3 420,3 2УКЛН-0,38-300-УЗ 2х300
ТП-7 1.02 -0,16 420.3 420,3 2УКЛН-0,38-300-УЗ 2х300
ТП-8 1.19 -0,09 420.3 420.3 2УКЛН-0,38-300-УЗ 2х400
ТП-9 1.12 -0,11 420.3 420.3 2УКЛН-0,38-300-УЗ 2х300
ТП-10 1.13 -0,11 420.3 420.3 2УКЛН-0,38-300-УЗ 2х300
ГПП - -0,643 -0,643 - -    
ИТОГО: - - - 3392,9  

Таблица 29 - Расчет реактивной мощности синхронных двигателей

Обозначение в схеме Qсдм, Мвар З1гсд, руб/Мвар З2гсд, руб/Мвар2 Rэсд, Ом Qcд, Мвар
СД-1…СД-2 1,92 60,585 0,063 0.225 -0,016
СД-3…СД-6 2.46 63,882 0,029 0,41 -0,001

Определение мощности высоковольтной батареи производим из условия баланса реактивных мощностей на СШ 10 кВ ГПП:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru , (8.12)

где: DQТГПП – потери реактивной мощности в трансформаторе ГПП, квар;

QВ – реактивная мощность, потребляемая высоковольтной нагрузкой;

QЭС1 – экономически целесообразная реактивная мощность, передаваемая энергосистемой предприятию по одной линии, (QЭС1=QЭС/2; QЭС=5802 квар ).

После подстановки всех значений в выражение (9.12), получим:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru (8.13)

Выбираем комплектные конденсаторные установки, результаты в табл.9.3.

Баланс реактивной мощностей на сборных шинах 10 кВ главной понизительной подстанции проверятся как равенство генерируемых Qг и потребленных Qр реактивных мощностей:

Компенсация реактивной мощности - student2.ru
Компенсация реактивной мощности - student2.ru (8.14)

Расчетный коэффициент реактивной мощности на вводе ГПП (без учета мощности, поступающей от энергосистемы):


Компенсация реактивной мощности - student2.ru (8.15)

Резерв реактивной мощности:


(8.16)

Компенсация реактивной мощности - student2.ru

Наши рекомендации