Электродвигатели переменного тока
1.8.15. Электродвигатели переменного тока до 1 кВ испытываются по пп. 2, 4, 6, 10, 11.
Электродвигатели переменного тока выше 1 кВ испытываются по пп. 1 - 4, 7, 9 - 11.
По пп. 5, 6, 8 испытываются электродвигатели, поступающие на монтаж в разобранном виде.
1. Определение возможности включения без сушки электродвигателей напряжением выше 1 кВ. Следует производить в соответствии с разд. 3 «Электрические машины» СНиП 3.05.06-85. «Электротехнические устройства» Госстроя России.
2.Измерение сопротивления изоляции. Допустимые значения сопротивления изоляции электродвигателей напряжением выше 1 кВ должны соответствовать требованиям инструкции, указанной в п. 1. В остальных случаях сопротивление изоляции должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.8.8.
Таблица 1.8.8. Допустимое сопротивление изоляции электродвигателей переменного тока
Испытуемый объект | Напряжение мегаомметра, кВ | Сопротивление изоляции |
Обмотка статора напряжением до 1 кВ | Не менее 0,5 МОм при температуре 10 - 30 °С | |
Обмотка ротора синхронного электродвигателя и электродвигателя с фазным ротором | 0,5 | Не менее 0,2 МОм при температуре 10 - 30 °С (допускается не ниже 2 кОм при +75 °С или 20 кОм при +20 °С для неявнополюсных роторов) |
Термоиндикатор | 0,25 | Не нормируется |
Подшипники синхронных электродвигателей напряжением выше 1 кВ | Не нормируется (измерение производится относительно фундаментной плиты при полностью собранных маслопроводах) |
3.Испытание повышенным напряжением промышленной частоты.Производится на полностью собранном электродвигателе.
Испытание обмотки статора производится для каждой фазы в отдельности относительно корпуса при двух других, соединенных с корпусом. У двигателей, не имеющих выводов каждой фазы в отдельности, допускается производить испытание всей обмотки относительно корпуса.
Значения испытательных напряжений приведены в табл. 1.8.9. Продолжительность приложения нормированного испытательного напряжения 1 мин.
4. Измерение сопротивления постоянному току:
а) обмоток статора и ротора. Производится при мощности электродвигателей 300 кВт и более.
Измеренные сопротивления обмоток различных фаз должны отличатся друг от друга или от заводских данных не более чем на 2 %;
б) реостатов и пускорегулировочных резисторов. Измеряется общее сопротивление и проверяется целость отпаек. Значение сопротивления должно отличаться от паспортных данных не более чем на 10 %.
5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора. Размеры воздушных зазоров в диаметрально противоположных точках или точках, сдвинутых относительно оси ротора на 90°, должны отличаться не более чем на 10 % среднего размера.
6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения. Размеры зазоров приведены в табл. 1.8.10.
Таблица 1.8.9. Испытательное напряжение промышленной частоты для электродвигателей переменного тока
Испытуемый объект | Характеристика электродвигателя | Испытательное напряжение, к В |
Обмотка статора | Мощность до 1 МВт, номинальное напряжение выше 1 кВ | 1,6 Uном + 0,8 |
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение до 3,3 кВ | 1,6 Uном + 0,8 | |
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 3,3 до 6,6 кВ | 2 Uном | |
Мощность выше 1 МВт, номинальное напряжение выше 6,6 кВ | 1,6 Uном + 2,4 | |
Обмотка ротора синхронного электродвигателя | - | 8 Uном системы возбуждения, но не менее 1,2 |
Обмотка ротора электродвигателя с фазным ротором | - | |
Реостат и пускорегулировочный резистор | - | |
Резистор гашения поля синхронного электродвигателя | - |
7. Измерение вибрации подшипников электродвигателя. Значения вибрации, измеренной на каждом подшипнике, должны быть не более значений, приведенных ниже:
Синхронная частота вращения
электродвигателя, Гц ................... 50 25 16,7 12,5 и ниже
Допустимая вибрация, мкм ........ 50 100 130 160
8. Измерение разбега ротора в осевом направлении. Производится для электродвигателей, имеющих подшипники скольжения. Осевой разбег не должен превышать 2 - 4 мм.
9.Испытание воздухоохладителя гидравлическим давлением. Производится избыточным гидравлическим давлением 0,2 - 0,25 МПа (2 - 2,5 кгс/см2). Продолжительность испытания 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижение давления или утечки жидкости, применяемой при испытании.
10. Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом. Продолжительность проверки не менее 1 ч.
11. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой. Производится при нагрузке, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи в эксплуатацию. При этом для электродвигателя с регулируемой частотой вращения определяются пределы регулирования.
Таблица 1.8.10. Наибольший допустимый зазор в подшипниках скольжения электродвигателей
Номинальный диаметр вала, мм | Зазор, мм, при частоте вращения, Гц | ||
Менее 16,7 | 16,7 - 25 | более 25 | |
18-30 | 0,040-0,093 | 0,060-0,130 | 0,140-0,280 |
30-50 | 0,050-0,112 | 0,075-0,160 | 0,170-0,340 |
50-80 | 0,065-0,135 | 0,095-0,195 | 0,200-0,400 |
80-120 | 0,080-0,160 | 0,120-0,235 | 0,230-0,460 |
120-180 | 0,100-0,195 | 0,150-0,285 | 0,260-0,580 |
180-260 | 0,120-0,225 | 0,180-0,300 | 0,300-0,600 |
260-360 | 0,140-0,250 | 0,210-0,380 | 0,340-0,680 |
360-500 | 0,170-0,305 | 0,250-0,440 | 0,380-0,760 |