Основные источники электроэнергии на борту Ту-154
От основной системы электроснабжения путем трансформирования получают питание вторичные системы:
- система переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц через два понижающих трансформатора 200/36, один из них – рабочий, другой – резервный;
- система постоянного тока напряжением 27В±10% обеспечивается тремя выпрямительными устройствами ВУ-6А, из них два рабочих №1 и №2 и одно резервное №3.
Резервными источниками постоянного тока являются две аккумуляторные батареи 20НКБН-25 и стартер-генератор ГС-12ТО с приводом от ВСУ.
На земле аккумуляторные батареи 20НКБН-25 предназначены для запуска ВСУ при отсутствии аэродромных источников электроэнергии.
В полете аккумуляторные батареи сглаживают пульсации выпрямленного напряжения, воспринимают пиковые нагрузки при включении мощных потребителей, а также служат для питания аварийных потребителей при отказе системы электроснабжения.
Аварийными источниками переменного тока (используются) являются два преобразователя: МА-100М и ПТ-200Ц.
Для электропитания потребителей на самолете Ту-154 имеются следующие системы энергоснабжения:
-система переменного трехфазного тока напряжением 200/115 В частотой 400 Гц;
-система переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц;
-система постоянного тока напряжением 27 В±10%.
Основной (первичной) системой электроснабжения является система трехфазного переменного тока напряжением 200 В частотой
400 Гц. Источниками электроэнергии являются три генератора переменного тока ГТ-40ПЧ-6, установленные по одному на каждом авиадвигателе.
Резервным источником питания основной системы служит генератор ГТ-40ПЧ-6 № 4, установленный на вспомогательной силовой установке (ВСУ).
Эта система электроснабжения является наиболее надежной в эксплуатации и выгодной в отношении массы.
Генераторы работают раздельно каждый на свою сеть, от которой питается определенная группа потребителей.
При отказе одного из генераторов все основные потребители получают питание от двух оставшихся. Если включаются противообледенители предкрылков (оборудованы электронагревательными элементами) потребители бытового оборудования автоматически выключаются.
При отказе одновременно двух генераторов все потребители, кроме противообледенителей предкрылков и бытового оборудования, получают питание от 3-го генератора.
Переключение сетей с отказавшего генератора на работающий производится автоматически.
Каждый генератор работает в комплексе с аппаратурой регулирования, управления и защиты, которая обеспечивает включение генератора на сеть, стабилизацию напряжения и частоты, а также его защиту в аварийных случаях.
От основной системы электроснабжения путем трансформирования получают питание системы (вторичные):
-система переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц через два понижающих трансформатора 200/36, один из них рабочий, другой резервный. При отказе рабочего резервный включается автоматически или вручную переключателем на панели энергоузла, после чего должна загореться желтая лампа «Резервный работает»;
- система постоянного тока напряжением 27 В± 10% через три выпрямительных устройства ВУ-6А, из них два рабочих № 1 и 2 и одно резервное № 3. При отказе одного из рабочих ВУ-6А резервный включается в полете автоматически или вручную на панели энергоузла переключателями выпрямительных устройств, о чем будет сигнализировать желтая лампа «ВУ - резервный работает».
Резервными источниками системы постоянного тока являются две аккумуляторные батареи 20НКБН- 25 и стартер-генератор ГС-12ТО с приводом от ВСУ.
На земле аккумуляторные батареи 20НКБН- 25 предназначены для запуска ВСУ при отсутствии аэродромных источников электроэнергии. В полете аккумуляторные батареи сглаживают пульсации выпрямленного напряжения, воспринимают пиковые нагрузки при включении мощных потребителей, а также служат для питания аварийных потребителей при отказе системы электроснабжения. Аварийными источниками переменного тока являются два преобразователя: МА-100М и ПТ-200Ц.
Преобразователь МА-100М с выходным напряжением 115 В частотой 400 Гц однофазного переменного тока используется для питания обдува УКВ радиостанций «Ландыш – 20» и аппаратуры 2ИА-7А при отказе основной энергосистемы.
Преобразователь ПТ-200Ц с выходным напряжением 36 В частотой 400 Гц трехфазного переменного тока используется для автономного питания резервного авиагоризонта АГР-144 в нормальных условиях полета. При отказе системы переменного трехфазного тока напряжением 36 В частотой 400 Гц преобразователь ПТ-200Ц подключается автоматически на шину аварийного питания 36 В, от которой питаются следующие потребители: радиокомпас АРК-15 №1, индикатор ИКУ-1А №1 из комплекта КУРС-МП-2, выключатель коррекции ВК-90, 1-й подканал механизма МЭТ-4Б (У) системы АБСУ и манометры гидросистемы.
Для подключения аэродромных источников электроэнергии на самолете установлены бортовые штепсельные разъемы:
-ШРАП-400-3Ф для основной сети переменного тока;
-ШРАП-500К для сети постоянного тока (см. рис. 1).