Обмотка статора, 2 - станина, 3 - сердечник статора, 4 - сердечник ротора, 5 - обмотка ротора

Подшипниковый щит, 7 - сердечник ротора в увеличенном виде, 8 - стержни, 9 -

Короткозамкнутые кольца, 10 - лопасти вентилятора.

8 9

Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru

Синхронные электродвигатели:

Статор синхронного электродвигателя конструктивно выполнен аналогично статору асин-

Рисунок 4. Устройство явнополюсной синхронной машины.

Корпус, 2 - сердечник статора, 3 - обмотка статора, 4 - ротор, 5 - вентилятор, 6 -

Выводы обмотки статора, 7 - контактные кольца, 8 - щётки, 9 - возбудитель.

Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru

хронного электродвигателя. Ротор синхронного электродвигателя кардинально отличается по кон-

струкции от ротора асинхронного электродвигателя с его замкнутой беличьей клеткой (электродви-

гатель с короткозамкнутым ротором). Обмотка ротора, которая питается от источника постоянного

тока, называют обмоткой возбуждения. Вращающуюся обмотку ротора соединяют с внешним ис-

точником тока (возбудителем) посредством контактных колец и щёток, в этом синхронный элек-

тродвигатель схож с асинхронным электродвигателем с фазным ротором. Кроме ротора с контакт-

ными кольцами синхронные электродвигатели могут снабжаться безщёточными возбудительными

устройствами (БВУ). Внешний вид синхронного электродвигателя с БВУ представлен на рисунке

4.1. Принцип работы электродвигателя от конструкции возбудительного устройства не меняется.

БВУ представляет собой небольшой по мощности генератор, который служит для питания ро-

тора электродвигателя постоянным током – током возбуждения. Таким образом, выработанная ге-

нератором БВУ электроэнергия используется только для возбуждения синхронного электродвига-

теля.

Синхронный электродвигатель является обращаемой машиной и может работать и как элек-

тродвигатель и как генератор. В режиме генератора генерируемое напряжение снимается с обмотки

статора машины, при этом обмотка возбуждения выполняет одну и туже функцию (как для двига-

теля, так и для генератора). Частота вращения ротора синхронного электродвигателя жестко привя-

зана к частоте питающей сети, что является важнейшим эксплуатационным свойством данного ти-

па машин.

Определяемые характеристики.

Проверка правильности маркировки выводов и полярности обмотокэлектродвигателя произ-

водится для определения возможных заводских ошибок в соединении обмоток в звезду или в тре-

угольник, а также для сверки маркировки обмоток с паспортными данными (при наличии указаний

Рисунок 4.1 Синхронный электродвигатель с БВУ (безщёточным возбудительным устройством)

Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru

в паспорте электродвигателя).

Соединение обмоток электродвигателя должно соответствовать схеме соединения – не долж-

но быть встречного включения обмоток (что может привести к повреждению электродвигателя при

включениив сеть). Маркировка выводов обмоток может быть любой: ранее в большинстве элек-

тродвигателей использовалась маркировка С1-С4 и С2-С5 и С3-С6, но в настоящее время с внедре-

нием большого числа электродвигателей иностранного производства маркировка выводов может

быть различной.

Сопротивление изоляции Rиз является основным показателем состояния изоляции статора и

ротора электродвигателя.

Одновременно с измерением сопротивления изоляции обмотки статора определяют коэффи-

циент абсорбции. Измерение сопротивления изоляции ротора проводится у синхронных электро-

двигателей и электродвигателей с фазным ротором на напряжение 3кВ и выше или мощностью бо-

лее 1МВт. Сопротивление изоляции ротора должно быть не ниже 0,2МОм.

Коэффициент абсорбции в эксплуатации обязательноопределять только для электродвигате-

лей напряжением выше 3кВ или мощностью более 1МВт.

Значение сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции указаны в таблице 1.

Таблица 1. Допустимые значения сопротивления изоляции и коэффициента абсорбции для

Обмоток статора электродвигателей.

Критерии оценки состояния изоляции Мощность, номинальное на- обмотки статора

Пряжение электродвигателя,

Вид изоляции

Значение сопротивления

Изоляции (МОм)

Значение коэффициента аб-

Сорбции

Мощность 5МВт и ниже, напря-

жение выше 1кВ, термореактив-

ная изоляция

Не ниже 10МОм на кило-

Вольт номинального линей-

Ного напряжения

Не менее 1,3

Двигатели с микалентной ком- Т(оС) 3кВ 6кВ 10кВ

паудированной изоляцией, на-

пряжением 1кВ, мощность от 1

до 5МВт включительно, а также

двигатели меньшей мощности

наружной установки с такой же

изоляцией напряжением свыше

1кВ

Не менее 1,2

Напряжением ниже 1кВ, все ви-

ды изоляции Не ниже 1МОм -

Измерение сопротивления обмоток постоянному токупроизводится у электродвигателей для

сравнения различных фаз обмоток между собой, с заводскими данными (указаны в паспорте элек-

тродвигателя), или с данными предыдущих испытаний, а обмотки возбуждения синхронных элек-

тродвигателей– для сравнения с данными предыдущих испытаний, или заводскими данными. По-

лученные данные не должны отличаться друг от друга (одна фаза или группа обмоток от другой

фазы или группы) и от исходных данных больше чем на 2%.

Измеренные значения должны быть приведены к температуре заводских измерений.

Для реостатов и пусковых резисторов, установленных на электродвигателях напряжением 3кВ

и выше, сопротивление измеряется на всех ответвлениях. Для электродвигателей ниже 3кВ измеря-

ется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

Измерение сопротивления обмоток постоянному току небольших по мощности электродвига-

телей номинальным напряжением 0,4кВ проводится для оценки общего состояния электродвигате-

Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru

ля. В электродвигателях данного типа расхождение по сопротивлению может быть выше 2%. Мак-

симальное различие в сопротивлении не должно превышать 4%. Это не относится к электродвига-

телям с номинальным напряжением 0,4кВ и мощностью от 30кВт и выше.

Испытание повышенным напряжением промышленной частотыпроизводится в течение1

минуты. Значения испытательного напряжения приведено в таблице 2.

Измерение воздушного зазора между сталью ротора и статорадолжно производиться, если

позволяет конструкция электродвигателя. При этом у электродвигателей мощностью 100кВт и бо-

лее, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносны-

ми подшипниками и подшипниками скольжения величины воздушных зазоров в местах, располо-

женных по окружности ротора и сдвинутых друг относительно друга на угол 900, или в местах,

специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться больше

чем на 10% от среднего значения.

Измерение _________Xф8____зазоров в подшипниках скольжения. Увеличение зазоров в подшипниках скольже-

ния более значений, приведённых в таблице 3, указывает на необходимость перезаливки вкладыша.

Проверка работы электродвигателя на холостом ходу или с ненагруженным механизмом

производится у электродвигателей напряжением 3кВ и выше. Значение тока ХХ для вновь вводи-

мых электродвигателей не нормируется.

Значение тока ХХ после капитального ремонта электродвигателя не должно отличаться

больше чем на 10% от значения тока, измеренного перед его ремонтом, при одинаковом напряже-

нии на выводах статора.

У синхронных электродвигателей необходимо учитывать ток возбуждения в момент проведе-

ния опыта холостого хода – ток возбуждения должен быть таким же, как и при предыдущих испы-

таниях. При проведении испытания необходимо периодически прослушивать работу электродвигате-

ля на предмет появления посторонних шумов, увеличения вибрации и т.п.

Продолжительность проверки электродвигателей должна быть не менее 1 часа.

Если проверка производится у электродвигателей малой мощности, то обычно ток ХХ не пре-

вышает 30% номинала. Чаще всего для маломощных электродвигателей низкого напряжения про-

верка работы на холостом ходу не проводится.

Измерение вибрации подшипников электродвигателяпроизводится у электродвигателей на-

пряжением 3кВ и выше, а также у электродвигателей ответственных механизмов.

При отсутствии заводских данных вибрация не должна превышать следующих значений: 30

при частоте вращения 3000, 60 при 1500, 80 при 1000 и 95 при 750 оборотах/минуту.

Проверка работы электродвигателя под нагрузкойпроизводится при неизменной мощности,

потребляемой электродвигателем из сети, величиной не менее чем при 50% номинальной мощно-

сти электродвигателя. Проверяется тепловое и вибрационное состояние электродвигателя, прослу-

шивается работа (отсутствие посторонних шумов).

Проверка исправности стержней короткозамкнутыхроторов производится у асинхронных

электродвигателей при капитальных ремонтах осмотром вынутого ротора или специальными испы-

таниями, а в эксплуатации – по пульсациям рабочего или пускового тока статора.

Автор: Янсюкевич Виктор Александрович – yanviktor.narod.ru

Таблица 2. Значения испытательного напряжения промышленной частоты для обмоток

Наши рекомендации