Выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза

Выбор тягового электрического двигателя (ТЭД) для проектируемого локомотива будем производить из числа ТЭД постоянного тока, установленных на отечественных тепловозах. Предварительно серию ТЭД можно задать такой же, как и на тепловозе-прототипе. Основные технические параметры тепловозных ТЭД приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Технические параметры тяговых электрических двигателей тепловозов [5]

Тип двигателя ЭД-108 ЭД-118 ЭД-120 ЭД-121 ЭД-125 ЭД-126 ЭД-127 ЭДУ-133
Серия тепловоза ТЭП60 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ116, 2М62, ТЭМ2 ТЭМ7 ТЭП70 2ТЭ116, 2ТЭ10У 2ТЭ121, ТЭ136 ТЭП75 2ТЭ10МК, 2М62К, 2ТЭ116К, ТЭП70БС, ТЭП80
Класс изоляции якорной обмотки F F H H H H H Н
Диаметр сердечника якоря, мм
Длина сердечника якоря, мм 400 (380)
Число главных полюсов
Число коллекторных пластин
Развиваемая мощность, кВт -
Толщина миканита между коллекторными пластинами, мм 1,2 1,2 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5

Примечание: тяговый электродвигатель ЭД-127 тепловоза ТЭП75 оборудован компенсационной обмоткой

2.1. Электрическая мощность тягового электрического двигателя

В продолжительном режиме работы ТЭД его электрическая мощность Рд∞ (кВт) составляет

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (31)

где Nк – номинальная касательная мощность секции тепловоза, кВт;

nос – число движущих осей секции;

ηтэд – к.п.д. тягового электрического двигателя на номинальном режиме;

ηтзр – к.п.д. тягового зубчатого редуктора на номинальном режиме.

2.2. Линейная скорость на поверхности якоря тягового двигателя при движении тепловоза с конструкционной скоростью

По условию механической прочности элементов якоря, для ТЭД постоянного тока принимают выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru м/с [6]. При расчетах в первом приближении можно задать Va max = 60 м/с.

2.3. Линейная скорость на поверхности якоря тягового двигателя при движении тепловоза с расчетной скоростью

Линейная скорость на поверхности якоря ТЭД в продолжительном режиме работы Vа∞ (м/с) зависит от диапазона рабочих скоростей проектируемого локомотива:

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (32)

где δ – диапазон рабочих скоростей тепловоза.

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (33)

где Vк – конструкционная (максимальная) скорость движения локомотива, указанная в индивидуальном задании на выполнение курсового проекта.

2.4. Линейная токовая нагрузка тягового двигателя в продолжительном режиме работы

Допустимая линейная токовая нагрузка А зависит от класса изоляции якорной обмотки ТЭД, а также скорости вращения якоря. Значения А (А/м), возможные по условию тепловой напряженности якорной обмотки, для тепловозных ТЭД постоянного тока можно оценить по эмпирическим формулам:

Ø для двигателей с изоляцией якорной обмотки класса F

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (34)

Ø для двигателей с изоляцией якорной обмотки класса Н

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (35)

Примечание: выбранное значение линейной токовой нагрузки не должно превышать 55000 А/м для ТЭД с изоляцией якорной обмотки класса F и 68500 А/м для ТЭД с изоляцией якорной обмотки класса Н.

2.5. Коэффициент регулирования напряжения тягового двигателя

Коэффициент регулирования напряжения Кд показывает кратность изменения напряжения ТЭД, которая необходима для возможности полного использования номинальной мощности тепловоза во всем диапазоне рабочих скоростей.

Требуемое для проектируемого тепловоза значение коэффициента Кд можно оценить по эмпирической формуле

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (36)

где δ – диапазон рабочих скоростей проектируемого тепловоза;

αmin – минимальная степень ослабления возбуждения ТЭД;

К – числовой коэффициент.

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (37)

Для обеспечения нормальной коммутации значение αmin должно составлять не менее 0,25 для некомпенсированных ТЭД и не менее 0,20 для компенсированных ТЭД.В первом приближении можно задать αmin≥0,35 для магистральных и αmin≥0,25 для маневровых тепловозов.

Примечание: по опыту отечественного тепловозостроения, полученное значение коэффициента регулирования напряжения ТЭД может составлять 1,3 ≤ Кд ≤ 1,8.

2.6. Магнитная индукция в воздушном зазоре тягового двигателя при продолжительном режиме работы

Величину магнитной индукции в воздушном зазоре ТЭД Вδ∞ (Тл) определяют по формуле [6]

выбор тягового электрического двигателя проектируемого тепловоза - student2.ru (38)

где γ - коэффициент, зависящий от конструкции электрической машины (для тепловозных ТЭД γ ≈ 0,90-0,92);

ατ – коэффициент полюсного перекрытия ТЭД;

Da – диаметр сердечника якоря ТЭД, м;

Lа – длина сердечника якоря ТЭД, м.

Значение коэффициента полюсного перекрытия можно задать на уровне:

Ø ατ=0,65-0,68 для некомпенсированных ТЭД;

Ø ατ=0,68-0,74 для компенсированных ТЭД.

По условию насыщения магнитной системы ТЭД должна выполняться следующая проверка:

Вδ∞ ≤ [Вδ∞],

где [Вδ∞] – предельная допустимая величина магнитной индукции в воздушном зазоре ТЭД при продолжительном режиме работы.

Для тепловозных тяговых двигателей [Вδ∞]=0,95-1,11 Тл.

2.7. Напряжение между коллекторными пластинами тягового двигателя при движении тепловоза с конструкционной скоростью

При выборе ТЭД необходимо определить среднее и максимальное значения напряжений между коллекторными пластинами (межламельных напряжений), уровень которых возрастает с увеличением скорости движения тепловоза вплоть до конструкционной. Оценить значения напряжений можно по формулам [7]:

Наши рекомендации