Глава 1. основные положения технической эксплуатации
Буквенные коды наиболее распространенных видов элементов электрических схем
Первая, обязательная буква кола группы видов элементов | Двухбуквенный код некоторых элементов | ||
А | - устройство, общее обозначение | АК | - блок реле |
В | - преобразователи неэлектрических величин в электрические (кроме генераторов и источников питания) или наоборот | ВА | - громкоговоритель |
BF | - телефон (капсюль) | ||
ВЕ | - сельсин-приемник | ||
ВС | - сельсин-датчик | ||
ВК | - тепловой датчик | ||
BL | - фотоэлемент | ||
ВМ | - микрофон | ||
ВР | - датчик давления | ||
BR | - тахогенератор | ||
С | - конденсаторы | -- | |
D | - интегральные схемы | DA | - интегральная схема аналоговая |
DD | - то же, цифровая; логический элемент | ||
Е | - элементы разные | ЕК | - нагревательный элемент |
EL | - лампа осветительная | ||
F | - разрядники, предохранители, устройства защитные | FU | - предохранитель плавкий |
- генераторы, источник питания | GB | - батарея аккумуляторов | |
н | - устройства индикационные и сигнальные | НА HL | - прибор сигнализации звуковой - то же, световой |
к | - реле, контакторы, пускатели | КА | - реле токовое |
кн | - реле указательное | ||
КК | - реле электротепловое | ||
км | - контактор, магнитный пуска- | ||
кт | - реле времени | ||
KV | - реле напряжения | ||
L | -катушки индуктивности, дроссели | LG | обмотка возбуждения генератора |
LM | - то же, двигателя | ||
м | - двигатели | -- | |
Первая, обязательная буква кола группы видов элементов | Двухбуквенный код некоторых элементов | ||
Р | - приборы, измерительное оборудование | РА | - амперметр |
PF | - частотомер | ||
рI | - счетчик активной энергии | ||
РК | - счетчик реактивной энергии | ||
PR | - омметр | ||
РТ | - часы, измеритель времени | ||
PS | - регистрирующий прибор | ||
PV | - вольтметр | ||
PW | - ваттметр | ||
Q | - выключатели и разъединители в силовых цепях (электроснабжения, питания электрооборудования и т.д.) | QF | - выключатель автоматический |
QS | - разъединитель | ||
R | - резисторы | RK | - терморезистор |
RP | - потенциометр | ||
RS | - шунт измерительный | ||
S | - устройства коммутационные в цепях управления, сигнализации и измерительных | SA | - выключатель или переключатель |
SF | - выключатель автоматический | ||
SB | - выключатель кнопочный | ||
Примечание: обозначение при меняют для аппаратов, не имеющих контактов в силовых цепях | SQ | - выключатель, срабатывающий от положения (путевой) | |
SR | - то же, срабатывающий от частоты вращения | ||
Т | - трансформаторы, автотрансформаторы | ТА | -трансформатор тока |
ТУ | - то же, напряжения | ||
U | - преобразователи электрических величин в электрические | UD | - выпрямитель |
UZ | - инвертор | ||
UF | - преобразователь частоты | ||
W | - линии и элементы СВЧ, линии электропередачи | WE | - ответвитель |
V | - приборы электровакуумные, полупроводниковые | VD | - диод, стабилитрон |
VT | - транзистор | ||
VS | - тиристор | ||
X | - соединения контактные | ХА | - токосъемник, контакт скользящий |
ХР | - штырь | ||
XS | - гнездо | ||
XT | - соединение разборное | ||
Y | - устройства механические с электромагнитным приводом | YA | - электромагнит |
YB | - тормоз с электромагнитным приводом | ||
Z | - устройства оконечные; фильтры, ограничители | ZL | - ограничитель |
ZQ | - фильтр кварцевый |
стояния, а затем проанализировать режимы при различных положениях коммутационных аппаратов по отдельным цепям.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое техническая эксплуатация, техническое обслуживание, техническое использование и ремонт СЭО и ЭСА?
2. Какие существуют виды ремонта и режимы эксплуатации СЭО и ЭСА?
3. Дайте определения видов и групп технических состояний.
4. В чем проявляется взаимосвязь технических состояний с процессом технической эксплуатации?
5. Каковы общие требования Правила Регистра к условиям эксплуатации и исполнению СЭО и ЭСА?
6. Каковы общие требования ПТЭ к техническому использованию и техническому обслуживанию СЭО и ЭСА?
7. Какие учетные и отчетные документы по технической эксплуатации СЭО и ЭСА используются на судне?
8. Дайте характеристику электрических схем, используемых в процессе эксплуатации СЭО и ЭСА.
9. Проведите примеры использования в графических обозначениях простейших геометрических образов: точки, прямой линии, окружности, прямоугольника, квадратной скобки, стрелки.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
1.1. Основные понятия и определения технической эксплуатации
Общие задачи, содержание, систему технической эксплуатации и требования к техническому состоянию судов, судовых конструкций и технических средств определяют ГОСТ 18322-78, ГОСТ 23346-78 и Положение о технической эксплуатации морского флота. Общие требования по технической эксплуатации СЭО, включая электрические средства автоматизации энергетических установок, вспомогательных механизмов и систем, установленного на судах морского флота, определяют ПТЭ СТС и Комплексная система ТО и ремонта судов.
В соответствии с этими документами под технической эксплуатацией СЭО и ЭСА понимается совокупность мероприятий по техническому использованию, техническому обслуживанию и ремонту. Техническая эксплуатация СЭО и ЭСА представляет собой производственную, организационную и научно-техническую деятельность судовых экипажей, береговых предприятий и организаций, обеспечивающую эффективное использование и исправное состояние СЭО и ЭСА (рис.1.1).
Начало эксплуатации устанавливается в нормативно-технической документации на СЭО и ЭСА или договорах о поставке и может исчисляться: с момента отгрузки, с момента получения потребителем или с момента окончания монтажа и наладки после установки СЭО и ЭСА на судне.
Окончание эксплуатации определяется переходом в предельное состояние соответствующего вида, при котором предполагается окончательное прекращение применения СЭО или ЭСА по назначению.
Управление технической эксплуатацией включает в себя планирование, создание организационных структур, регулирование, контроль, учет и анализ результатов эксплуатации. Оно должно обеспечивать выполнение основных задач технической эксплуатации.
Рис.1.1. Структурная схема системы технической эксплуатации
Техническое использование — использование СЭО и ЭСА по назначению с технико-экономическими показателями, предусмотренными приемо-сдаточными документами или заданными судовладельцем. Техническое использование СЭО и ЭСА осуществляется судовым экипажем и заключается в контроле, и учете технического состояния, проверке готовности к действию, вводе и выводе из действия, обеспечении, изменении и поддержании режимов работы, сопоставлении заданных и фактических характеристик, оценке и регистрации отклонений.
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций или операцию по поддержанию работоспособности или исправности СЭО и ЭСА при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. ТО содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности СЭО и ЭСА в течение их срока службы. Под операцией ТО понимается законченный этап ТО составной части изделия, выполняемый на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.
В ТО СЭО и ЭСА могут входить контроль технического состояния, регулировка, очистка, смазка, выявление и устранение неисправностей, замена некоторых составных частей, изношенных или вышедших из строя, и т. д. ТО СЭО и ЭСА осуществляется электрогруппой судна, ремонтными бригадами и берего выми подразделениями и предприятиями (базами технического обслуживания, судоремонтными заводами и др.).
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности СЭО и ЭСА и восстановлению ресурсов СЭО и ЭСА или их составных частей. Под операцией ремонта понимается законченная часть ремонта, выполняемая на одном рабочем месте исполнителями определенной специальности. В ремонт могут входить разборка, дефектация, контроль технического состояния СЭО и ЭСА, восстановление деталей, сборка и т. д. Содержание части операций ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций ТО. Ремонт может выполняться заменой или восстановлением отдельных деталей, блоков. Ремонт, как правило, сопровождается выдачей определенных гарантий на последующий срок эксплуатации или наработку СЭО и ЭСА.
В зависимости от характера неисправностей и сложности и объема работ, необходимых для приведения СЭО и ЭСА в исправное или работоспособное состояние, ремонт разделяют на плановый и неплановый, текущий, средний, капитальный, регламентированный ремонт и ремонт по техническому состоянию.
Плановый ремонт — это ремонт, постановка на который осуществляется в соответствии с требованиями нормативно-технической документации; постановка на неплановый ремонт осуществляется без предварительного назначения.
Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности СЭО и ЭСА и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей (переборка СЭО, восстановление зазоров, регулировка, устранение мелких неисправностей электросетей, приборов, ЭСА).
Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса оборудования с заменой или восстановлением деталей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном нормативно-технической документацией.
Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
Для судовых технических средств установлено два вида ремонта: текущий и капитальный.
Регламентированный ремонт - плановый ремонт, выполняемый с периодичностью и в объеме, установленными в эксплуатационной документации, независимо от технического состояния оборудования к моменту начала ремонта.
Ремонт по техническому состоянию - плановый ремонт, при котором контроль технического состояния выполняется с периодичностью и объемом, установленными в нормативно-технической документации, а объем и момент начала ремонта определяются техническим состоянием СЭО и ЭСА.
Различают следующие характерные временные режимы эксплуатации: непрерывный Н, циклический Ц, оперативный ОП и общий ОБ, определяемые чередованием периодов ожидания (по условиям эксплуатации от объекта не требуется функционирование, он не создает полезного эффекта, но готов к немедленному приведению в действие) и действия (от объекта требуется функционирование).
При непрерывном режиме эксплуатации период действия объекта длится непрерывно, при циклическом режиме определенные периоды действия и ожидания чередуются с постоянной цикличностью, при оперативном режиме неопределенный период ожидания сменяется периодом действия заданной продолжительности, а при общем режиме периоды действия и ожидания чередуются случайным образом.
Совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и ремонта, исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества СЭО и ЭСА, составляет систему ТО и ремонта СЭО и ЭСА.
Показатели системы ТО и ремонта позволяют оценить затраты, обусловленные конструкцией и техническим состоянием СЭО и ЭСА (оперативные затраты), и затраты, обусловленные организацией, технологией выполнения ТО и ремонтов, материально-техническим обеспечением, квалификацией персонала, условиями окружающей среды и т. д. Такими показателями являются средняя продолжительность ТО (ремонта), средняя трудоемкость ТО (ремонта), средняя стоимость ТО (ремонта) и др.
Техническое обслуживание и ремонт СТС на водном транспорте проводят по планово-предупредительной системе.