Указания к решению задач № 2 и № 3

Эти задачи относятся к разветвленным и неразветвленным цепям переменного тока. Перед их решением изучите материал, ознакомьтесь с методикой построения векторных диаграмм, изложенной ниже.

Пример 2.Активное сопротивление катушки RK=6 Ом, индуктивность ее L=0,0318 Гн. Последовательно с катушкой включено активное сопротивление R=2 Ом и конденсатор емкостью С =795 мкФ (рис. 2а). К цепи приложено напряжение U=100 В (действующее значение). Определить: полное сопротивление цепи; коэффициент мощности; активную, реактивную и полную мощности; напряжения на каждом сопротивлении. Начертить в масштабе векторную диаграмму цепи. Частота тока в цепи f=50 Гц.

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Рис. 2

Решение.

1. Индуктивное сопротивление катушки и емкостное сопротивление конденсатора не заданы, поэтому определяем их по формулам 6-8 и 6-26 (учебник Попова и Николаева):

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

2. Полное сопротивление цепи

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

3. Сила тока

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

4. Коэффициент мощности

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

По таблице Брадиса находим φ = 36º50.

Определяя угол сдвига фаз через четную функцию косинус, мы теряем знак угла. Поэтому в тех случаях, где важен знак угла, следует пользоваться нечетными его функциями (синусом или тангенсом). В нашем примере

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Знак плюс у угла φ показывает, что напряжение опережает ток.

5. Активная мощность

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

или

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

6. Реактивная мощность

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

или

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

( sin 36º50`=0,6 )

7. Полная мощность

S = UI

S = 100 ·10=1000 B·А

или

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Напряжения на сопротивлениях цепи:

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Построение векторной диаграммы начинаем с выбора масштабов для тока и напряжения. Задаемся масштабом по току: в 1 см – 4 А и масштабом по напряжению: в 1 см – 20 В.

Построение векторной диаграммы (рис.2, б) начинаем построение с вектора тока, который откладываем по горизонтали в масштабе

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Вдоль вектора тока откладываем напряжения на активных сопротивлениях RK и R:

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Из конца вектора Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru откладываем в сторону опережения вектора тока на 90° вектор напряжения Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru на индуктивном сопротивлении. Длина вектора

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Из конца вектора Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru откладываем в сторону отставания вектора тока на 90° вектор напряжения на емкостном сопротивлении Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru . Длина вектора Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Геометрическая сумма векторов Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru представляет полное напряжение Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru приложенное к цепи. Так как длина вектора равна 5 см, то величина напряжения составит:

U = 5 см х 20 В/см = 100 В

Пример 3. Катушка с активным сопротивлением R=20 Ом и индуктивным сопротивлением Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru соединена параллельно с конденсатором, емкостное сопротивление которого Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru (рис. 3, а).

Определить: токи в ветвях и в неразветвленной части цепи, активные и реактивные мощности ветвей и всей цепи; начертить в масштабе векторную диаграмму. К цепи приложено напряжение U = 100 В.



Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Рис. 3

Решение

1. Токи в ветвях:

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

2. Углы сдвига фаз в ветвях будем находить по синусам во избежание потери знаков углов:

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

( φ1>0, т.е. напряжение опережает ток);

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

( φ2>0, т.е. напряжение опережает ток).

По таблице Брадиса находим: Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

3. Активные и реактивные составляющие токов ветвей:

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

4. Ток в переменной цепи

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

5. Коэффициент мощности всей цепи

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

6. Активные мощности ветвей и всей цепи:

Р1 = I12 R

P1 = 42 20 = 320 Вт

Р2 = 0

Р = Р1 + Р2 = 320 Вт

7. Реактивные мощности ветвей и всей цепи:

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Обращаем ваше внимание на то, что реактивная мощность конденсатора имеет обратный знак по сравнению с реактивной мощностью катушки.

8. Полная мощность цепи

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Внимание!Ток в неразветвленной части цепи можно определить проще, без разложения токов ветвей на активные и реактивные составляющие, пользуясь формулой S = UI.

Отсюда

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

9. Для построения векторной диаграммы задаемся масштабами: по току в 1 см – 1А, по напряжению в 1 см – 25 В.

Построение диаграммы начинаем с вектора напряжения Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru ( рис. 3б). Под углом φ1 по нему (в сторону отставания) откладываем в принятом масштабе вектор тока Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru под углом φ2 (в сторону опережения)– вектор тока Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru . Геометрическая сумма этих векторов представляет ток Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru в неразветвленной части цепи. Проекции токов ветвей на вектор напряжения являются активными составляющими Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru проекции этих токов на вектор перпендикулярный вектору напряжения – реактивными составляющими Указания к решению задач № 2 и № 3 - student2.ru

Наши рекомендации