Выбор силовых трансформаторов
3.1. Выбор блочных трансформаторов (рис. 2)
Выбор трансформаторов включает в себя определение числа, типа и номинальной мощности. При блочной схеме соединения генератора с трансформатором последний должен обеспечить выдачу мощности генератора в сеть повышенного напряжения за вычетом мощности нагрузки собственных нужд, подключенной на отпайке от генератора:
Sном. т ≥ ,
где Р сн - нагрузка на собственные нужды.
Нагрузка на собственные нужды зависит от типа электроустановки, вида топлива, мощности генератора и определяется исходя из условия
Р сн = Р ном. г · К,
где Р ном. г– номинальная мощность генератора, МВт,
К – нагрузка на собственные нужды, %. Определяется по [2] с. 369, табл. 5.1; [10], с. 20.
Тип трансформатора выбираем по [9], с. 200; [10], с. 113-165.
Данные трансформаторы приведены в табл. 2.
Таблица 2
Параметры силовых трансформаторов
Тип трансформатора | S, МВА | Uн ,кВ | Потери, кВт | Uк, % | ||
ВН | НН | Рхх | Ркз | |||
Примечание: (расшифровка обозначения типа трансформатора).
На станциях с укрупненными блоками расчет мощности блочных трансформаторов производится по вышеприведенной формуле с учетом мощности двух генераторов, подключенных к трансформатору. Подключение собственных нужд отпайкой к каждому генератору необходимо обосновать.
3.2. Выбор трансформаторов, имеющих нагрузку на генераторном напряжении (рис. 1, в)
Для ТЭЦ, имеющих на ответвлении к блоку присоединение нагрузки собственных нужд и местную нагрузку на генераторном напряжении, которая имеет свой график нагрузки,
Sном. т ≥ ,
где РМН min – минимальная местная нагрузка на генераторном напряжении.
3.3. Выбор трансформаторов связи (рис. 1, а, б)
Для ТЭЦ, имеющих генераторное распределительное устройство (ГРУ), выбор трансформаторов связи определяется по максимальному перетоку между ГРУ и РУ ВН. Максимальный переток определяется по наиболее тяжелому режиму:
Sном. т ≥
Значения РМН подставляются в соответствии с графиками местной нагрузки для зимнего и летнего периодов.
Рассматриваются режимы работы:
– нормальный режим зимой (вместо номинальной мощности генераторов подставляется значение вырабатываемой мощности по зимнему графику генераторами, подключенными к ГРУ);
– нормальный режим летом (вместо номинальной мощности генераторов подставляется значение вырабатываемой мощности по летнему графику генераторами, подключенными к ГРУ);
– аварийный режим зимой, когда происходит отключение одного генератора, подключенного к ГРУ (оставшиеся генераторы работают с номинальной мощностью);
– аварийный режим летом, когда генераторы вырабатывают номинальную мощность в течении суток до устранения аварии;
(например, турбина ПТ-80/100 при аварии в системе зимой и летом работает с мощностью 80 МВт 24 часа в сутки до устранения аварии).
Для выбора трансформаторов берется наибольшая мощность в этих режимах.
3.4. Выбор автотрансформаторов связи (рис. 2, б)
Выбор автотрансформаторов связи, включенных между РУ высокого и среднего напряжения, осуществляется на основе расчета перетоков между этими РУ в нормальном и аварийных режимах.
Мощность автотрансформаторов выбирается по максимальному перетоку между РУ ВН и РУ СН, который определяется по наиболее тяжелому режиму
Sном. т ≥ ,
где Σ Рном. г – суммарная мощность генераторов, покдлюченных к РУ СН; Р сн – мощность собственных нужд генераторов, подключенных к РУ СН; Р нагр – мощность нагрузки на среднем напряжении (для ТЭЦ на среднем и на генераторном напряжении); n – число автотрансформаторов.
При выборе числа АТС учитывают, во-первых, требуемую надежность электроснабжения потребителей сети СН, а во-вторых, допустимость изолированной работы блоков на РУ СН.
Если нарушение связи на РУ высшего и среднего напряжений влечет за собой недоотпуск электроэнергии потребителям или окажется, что минимальная нагрузка сети СН ниже технологического минимума по мощности отделившихся блоков, то предусматривают два АТС.
Установка двух АТС обязательна в следующих случаях:
– если АТС работает в реверсивном режиме в течение суток;
– если с РУ СН на РУ ВН передается мощность, превышающая мощность резерва системы;
– если потеря одного АТС приведет к отключению блока, подключенного к РУ СН, из-за избытка мощности.
В нормальном режиме вместо ΣРг подставляются значения вырабатываемой мощности генераторов, подключенных по блочной схеме к РУ СН по летнему и зимнему графику выработки электроэнергии генераторов.
В качестве аварийных режимов рассматривается авария в системе летом, когда генераторы вырабатывают номинальную мощность в течение суток до устранения аварии и отключение одного из генераторов зимой, подключенного к РУСН. В этих режимах все рассуждения относительно значения мощностей генераторов, подставляемых в формулу аналогичные, как для трансформаторов связи.
Значения РМН подставляют из графиков местной нагрузки для зимнего и летнего периодов (для КЭС значения равняются 0).
Если генераторы подключены к обмоткам низшего напряжения (третичным обмоткам) автотрансформаторов (рис. 2, в) и существуют перетоки мощности между РУ СН и РУ ВН, то в этом случае возникают комбинированные режимы работы автотрансформаторов. Автотрансформаторы в этом случае называют блочными (БАТ). В этом случае мощность автотрансформаторов рассчитывается по максимальной нагрузке одной из обмоток: третичной (обмотка низшего напряжения), последовательной или общей:
Sном. т ≥ ; Sном. т ≥ ; Sном. т ≥ ,
где Sном. т – номинальная мощность автотрансформатора; Sп– мощность последовательной обмотки автотрансформатора; Sо– мощность общей обмотки автотрансформатора; Sн.н- мощность третичной обмотки (обмотки низшего напряжения) автотрансформатора; Квыг – коэффициент выгодности автотрансформатора.
Коэффициент выгодности Квыг определяется по формуле
Квыг = ,
где UВН и UСН – напряжения на РУВН и РУСН.
По наибольшей мощности, определенной из расчетов по трем режимам, находим номинальную мощность автотрансформатора. Данные выбранных автотрансформаторов приводятся в табличной форме. Пример выбора силовых трансформаторов приведен в приложении 3.
4. Технико-экономическое сравнение вариантов структурных схем
Экономическая целесообразность схемы определяется минимальными приведенными затратами:
З= рн·К+И+У,
где: рн – нормативный коэффициент экономической эффективности, равный 0,12, 1/год; К – капиталовложения на сооружение электроустановки, тыс. руб.; И – годовые эксплуатационные издержки, тыс. руб./год; У – ущерб от недоотпуска электроэнергии, тыс. руб./год.
Капиталовложения Кпри выборе оптимальных схем выдачи электроэнергии определяют по укрупненным показателям стоимости элементов схемы (силовых трансформаторов, ячеек РУ) [9].
И – годовые эксплуатационные издержки на амортизацию и обслуживание электроустановки и потери в силовых трансформаторах, определяются по формуле
,
где ро , ра – отчисления на амортизацию и обслуживание, % , [10] , с. 549; β– стоимость 1 кВт∙ч потерь электроэнергии, коп/(кВт∙ч); ∆W- потери электроэнергии в силовых трансформаторах, кВт∙ч.
Расчет потерь электрической энергии в трансформаторах и автотрансформаторах.
Годовые потери энергиив двухобмоточном трансформаторе, работающем по многоступенчатому графику, определяют следующим образом:
где: Рх , Рк – потери холостого хода и короткого замыкания трансформатора;
Nз , Nл – число рабочих суток в зимнем и летнем сезонах года;
Si , Sj – нагрузка i-й и j-й ступеней соответственно зимнего и летнего графика нагрузки;
Δ ti , Δ tj – длительности ступеней;
n , m – количество ступеней в зимнем и летнем графиках.
Потери электроэнергии в нескольких параллельно работающих трансформаторах равны сумме потерь в каждом трансформаторе: ΔW = ΣΔW.
Потери электроэнергии в трехфазных автотрансформаторах при условии, что мощность обмотки НН составляет , определяются по формуле, где потери в обмотках ВН, СН, НН отнесены к номинальной мощности автотрансформатора: