Системы электроснабжения летательных аппаратов
Цель р а б о т ы: получить основные сведения о системах электроснабжении ЛА, ее структуре, классификации источников электроэнергии; ознакомиться с типами, применением и характеристиками защитной аппаратуры, изучить конструкцию и выполнить экспериментальное исследование характеристик теплового автомата защиты сети.
Общие сведения о системах электроснабжения ЛА
Электрооборудование современного ЛА можно рассматривать как сложный электротехнический комплекс, состоящий из систем генерирования, распределения, коммутации и защиты.
Система генерирования электрической энергии, как правило, разделена на несколько независимых каналов, каждый из которых включает: привод генератора, генератор, регулирующую, защитную и коммутирующую аппаратуру и участок сети от генератора до центрального распределительного устройства (ЦРУ). Системой распределения электрической энергии называется совокупность устройств, используемых при передаче электрической энергии от ЦРУ к распределительным устройствам (РУ) и от них к потребителям.
Система генерирования электрической энергии в первую очередь характеризуется установленной мощностью, т.е. мощностью всех лоточников электрической энергии на борту.
Бортовые системы электроснабжения ЛА разделяют на первичные, вторичные и резервные (аварийные). Система электроснабжения называется первичной, если источники преобразуют любой (отличный от электрического) вид энергии в электрическую (например, химическую в электрическую - в аккумуляторе); вторичной, если электрическая энергия в ней получается преобразованием электрической энергии первичной системы. Резервной (аварийной) системой электроснабжения называется такая, в которой электрическая энергия получается от резервных источников: аккумуляторных батареи, генераторов с приводом от вспомогательной силовой установки и т.п.
Системы электроснабжения разделяют на следующие виды: постоянного тока, переменного трехфазного тока постоянной частоты, переменного однофазного тока постоянной частоты. Выбор той или иной системы обусловлен многими факторами: назначением ЛА, требованиями к качеству электрической энергии, требованиями по на-дежности, удобством эксплуатации, технико-экономическими показателями и др.
Упрощенная схема бортовой системы электроснабжения представлена на рис. 3.1.
Первичный источник Вторичный источник
Источник энергии | Источник электроэнергии | Преобразователь электроэнергии (вторичный источник) | |||||||||||||
Коммутационное устройство | Регулирующее устройство | ||||||||||||||
Рис. 3.1. Состав системы электроснабжения летательного аппарата
Источники электроэнергии
Химическая | Солнечная | ||||||||||||||||||
Тепловая | |||||||||||||||||||
Механическая | |||||||||||||||||||
Аккумулятор | Топливный элемент | Термоэлектрмческий | Термоэмиссионный | Магнитогидродина-мический | Электромеханический | Ядерный | |||||||||||||
Р и с. 3.2. Классификация источников электроэнергии