Когда защита не срабатывает.
Цепь катушки РЗ и резистора СРЗ шунтируется переходным сопротивлением локальной зоной корпусного замыкания (ЛЗКЗ). При определенной его величине РЗ может не среагировать на короткое замыкание в минусовой цепи, например при круговом огне на коллекторе ГГ.
1. Особо опасно второе замыкание на корпус в минусовой цепи, не обнаруживаемые реле РЗ, Если, например, одно замыкание возникает в цепи шунта 104, а другое – в цепи обмотки дополнительных полюсов ТЭД или ГГ, то под влиянием разности потенциалов через оба места замыкания проходит ток, величина которого ограничена переходным сопротивлением обоих ЛЗКЗ в минусовой цепи. Этот ток может достигнуть величины 25 А, что приводит к возникновению пожара, которым быстро распространяется на всю секцию. К тому же могут привести замыкание на. корпус и в минусовом цепи.
2. В эксплуатации тепловозов типа ТЭ10 наблюдаются случаи, когда из-за вибрации или иных причин нарушается контакт в соединении между проводами 517 с корпусом или резистором СРЗ, а также в рубильнике ВРЗ. В этом случае при круговом огне на коллекторе ТЭД или ГГ РЗ не срабатывает, что приводит к тяжелым повреждениям ТЭД и ГГ вплоть до возгорания.
3. Повышенную опасность представляет случай, когда после пробоя на корпус изоляции якоря ТЭД продолжается движение тепловоза до ближайшего депо. Силовая цепь этого двигателя отключается отключателем ОМ только со стороны "плюсовых щеток". Если же замыкание на корпус появилось с минусовой цепи, то образуется путь для прохождения тока через зоны пробоя изоляции якоря ТЭД и корпусного замыкания в минусовой цепи (показано стрелкой и пунктирной линией на рисунка). Из-за влияния остаточного магнитного потока ТЭД в этом случае работает в режиме своеобразного генератора пульсирующего тока. При вращении якоря в режиме двойного замыкания во время движения локомотива ток, проходящий через- обе зоны замыкания, может достигнуть величины 4-6 А, что приводит к нагреву листов, стали якоря ТЭД и прогоранию изоляции вплоть до возгорания. Для устранения такого явления необходимо отключить ТЭД с пробоем изоляции якоря нетолько со стороны плюсовых, но и минусовых щеток. Для этого, соблюдая правила электробезопасности, устанавливают между соответствующими силовыми контактами реверсора в цепи поврежденного: ТЭД изоляционную прокладку толщиной 3-5 мм и продолжают движение до ближайшего депо.
4. В отдельных случаях наблюдалось перегорание резистора СРЗ, когда через него протекает ток до 5А, а реле РЗ не срабатывало, т.к. оно регулируется на ток срабатывания 10А. Резистор СРЗ нагревается и возгорается, продукты горения попадают на пол аппаратной камеры, на изоляцию проводов, из-за чего может возникнуть очаг пожара в правой аппаратной камере тепловоза 2ТЭ10М.
5. Реостатные испытания тепловозов типа ТЭ10 выполняются обычно при разомкнутом ВРЗ. Случайные замыкания между кабелями разной полярности, а также пластинами водяного реостата, некачественный, ремонт тягового генератора могут быть причинами кругового огня на его коллекторе-,. Бывали отдельные случаи тяжелых повреждений генераторов при реостатных испытаниях.
6.Цзпь катушки РЗ должна быть всегда в исправном состоянии, обрывы проводов и нарушения контакта s рубильнике ВРЗ недопустимы, Полы в аппаратной камере, изоляция проводов должны быть чистыми, без натеков масла и топлива.
В эксплуатации следует помнить, что колебания тока, м напряжения ГГ, определяемые по приборам на пульте "звонковая". работа контакторов ВШ1, ВШ2, неустойчивая работа реле буксования (несмотря на. подсыпку песка и снижения мощности дизель-генераторной установки контроллером) могут быть обусловлены возникновением изломов, обрывов или замыкай в цепях ТЭД я ГГ. В этих случаях необходимо без промедления осмотреть резисторы СИЗ, СШ1-СШ6, катушки реле РЗ, реле буксования, блок БДС, подводящие к ним кабеля и провода.
Наличие запаха горелой изоляции, ненормальный нагрев силовых контактов реверсора, групповых и силовых контакторов, а особенно резисторов СШ1-СШ6, СРЗ указывают на возможность развития очага пожара. Одним из тумблеров ОМ1-ОМ.6 следует выключить поврежденный ТЭД, а со стороны соответствующего силового контакта реверсора поставить между губками изоляционную прокладку. Выключить рубильник ВРЗ не рекомендуется, ибо его размыкание оставляет остальные двигатели, а также генератор незащищенным от действия возможного кругового огня и корпусных замыканий в плюсовой цели. При нагреве резисторов СШ1-СШ6 и СРЗ целесообразно выключить тумблер УП для работы ТЭД на полном поле.