Мощность потерь в трансформаторе

Отношение активной мощности Р2 на выходе трансформатора к активной мощности Р1 на входе

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru или Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

называется коэффициентом полезного действия трансформатора. Коэффициент полезного действия трансформатора зависит от режима работы.

При номинальных значениях напряжения Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и тока Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru на первичной обмотке трансформатора и коэффициенте мощности приемника Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru коэффициент полезного действия очень высок и у мощных электрических трансформаторов превышает 99 %.

По этой причине не применяется прямое определение коэффициента полезного действия трансформатора на основании непосредственного измерения мощностей Р1 и Р2, так как для получения удовлетворительных результатов нужно было бы измерять мощности Р1 и Р2с очень высокой точностью (свыше 1 %), что практически трудно получить.

Но относительно просто можно определить коэффициент полезного действия методом косвенного измерения, основанного на прямом измерении мощности потерь в трансформаторе.

Так как мощность потерь Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , то коэффициент полезного действия трансформатора

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru .

Мощность потерь в электрических трансформаторах равна сумме мощностей потерь в магнитопроводе Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru (потери в стали) и в проводах об- моток РМ (потери в меди).

При номинальных значениях первичных напряжений Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и тока Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru мощности потерь в магнитопроводе и проводах обмоток практически равны активным мощностям трансформатора в опытах холостого хода и короткого замыкания соответственно.

Автотрансформаторы

В ряде случаев при передаче электроэнергии требуется соединить через трансформатор электрические цепи, отношение номинальных напряжений которых не превышает два, например цепи высокого напряжения ПО и 220 кВ.

В подобных случаях экономически целесообразно вместо электротрансформатора применить автотрансформатор, так как его коэффициент полезного действия выше, а габариты меньше, чем у электротрансформатора той же номинальной мощности.

Автотрансформатор отличается от электротрансформатора тем, что имеет лишь одну обмотку – обмотку высшего напряжения, а обмоткой низшего напряжения служит часть обмотки высшего напряжения (рис. 6.6).

Обмотка высокого напряжения автотрансформатора может быть первичной (рис. 6.6,а) и вторичной (рис.6.6,б).

Напряжения и токи автотрансформатора связаны теми же приближенными соотношениями, что и в электротрансформаторе, если пренебречь резистивными сопротивлениями обмоток ( Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru ) и индуктивными сопротивлениями потоков рассеяния ( Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru )

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Ток в общей части обмотки равен разности первичного Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и вторичного токов (рис.6.6).

Если коэффициент трансформации лишь немного отличается от единицы, то действующие значения токов Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и их фазы почти одинаковы и их разность ( Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru ) мала по сравнению с каждым из них.

Поэтому общую часть первичной и вторичной обмоток можно сделать из значительно более тонкого провода, то есть стоимость обмотки автотрансформатора меньше, чем обмоток электротрансформатора и для ее размещения требуется меньше места.

Расчетная полная мощность общей части обмотки автотрансформатора

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Расчетная полная мощность остальной части обмотки

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

А так как приближенно Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru то Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Рисунок 6.6. — Схема автотрансформаторов с первичной обмоткой высшего напряжения (а) и первичной обмоткой низ­шего напряжения (б)

Расчетная полная мощность каждой из обмоток обычного трансформатора

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Следовательно, при одной и той же полной мощности в сопротивлении нагрузки получается следующее соотношение между расчетными полными мощностями автотрансформатора и электротрансформатора

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

то есть чем меньше различаются числа витков Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru (коэффициент трансформации К близок к единице), тем выгоднее применять автотрансформатор.

Так как первичная и вторичная цепи автотрансформатора электрически соединены, то при высоком напряжении на первичной стороне и большом коэффициенте трансформации-(например, К = 6000 В/220 В), при пользовании вторичным напряжением необходимо принимать дополнительные меры к обеспечению безопасности и усилению изоляции вторичной электрической цепи.

Широкое применение находят лабораторные маломощные автотрансформаторы (ЛАТРы), позволяющие изменениям положения точки а (рис.6.6.) регулировать вторичное напряжение.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ

Общие сведения

Электрическая машина — электромагнитное устройство, состоящее из статора и ротора, и преобразующее механическую энергию в электрическую (генераторы) или электрическую в механическую (электрические двигатели).

Принцип действия электрических машин основан на законах электромагнитной индукции, Ампера и явлении вращающегося магнитного поля.

Согласно закону электромагнитной индукции, открытому М. Фарадеем в 1831 г, в проводнике, помещенном в магнитное поле и движущемся относительно него со скоростью Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru наводится ЭДС Е, направление которой определяется правилом буравчика или правилом правой руки (рис.7.1).

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Рисунок 7.1. - Иллюстрация к закону электромагнитной индукции (а), и закону Ампера (б)

Если проводник длиной Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru равномерно движется перпендикулярно силовым линиям магнитного поля, то значение наводимой в проводнике ЭДС равно

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru (7.1)

где В – индукция магнитного поля.

Согласно закону Ампера на проводник с током I, помещенный в магнитное поле, действует сила, направление которой определяется правилом буравчика или правилом левой руки, а значение по формуле:

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru (7.2)

где направление тока I, магнитной индукции Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и силы Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru взаимно перпендикулярны.

Вращающееся магнитное поле

Важным преимуществом трехфазного тока является возможность получения вращающегося магнитного поля, лежащего в основе принципа действия электрических машин – асинхронных и синхронных двигателей трехфазного тока.

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Рисунок 7.2. – Схема расположения катушек при получении вращающегося магнитного поля (а) и волновая диаграмма трехфазной симметричной системы токов, текущих по катушкам (б)

Вращающееся магнитное поле получают, пропуская трехфазную систему токов (рис.7.2,б) по трем одинаковым катушкам А, В, С (рис.7.2,а) оси которых расположены под углом 120° относительно друг друга.

На рисунке 7.2,а показаны положительные направления токов в катушках и направления индукций магнитных полей ВА, ВВ, ВС, создаваемыми каждой из катушек в отдельности.

На рисунке 7.3 показаны действительные направления токов для моментов времени Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и направления индукции Врез результирующего магнитного поля, создаваемого тремя катушками.

Анализ рисунка 7.3 позволяет сделать выводы:

а) индукция Врез результирующего магнитного поля с течением времени меняет свое направление (вращается);

б) частота вращения магнитного поля такая же, как и частота изменения тока. Так, при f = 50 Гц вращающееся магнитное поле совершает пять- десять оборотов в секунду или три тысячи оборотов в минуту.

Значение индукции результирующего Врез = 1,5Bm магнитного поля постоянно:

где Bm – амплитуда индукции одной катушки.

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Рисунок 7.3. – Направление индукции вращающегося магнитного поля в различные моменты времени

Асинхронные машины

7.3.1 Принцип действия асинхронного двигателя (АД). Поместим между неподвижными катушками (рис.7.4) в области вращающегося магнитного поля, укрепленный' на оси подвижный металлический цилиндр -ротор.

Пусть магнитное поле вращается «по часовой стрелке», тогда цилиндр относительно вращающегося магнитного поля вращается в обратном направлении.

Учитывая это, по правилу правой руки найдем направление наведенных в цилиндре токов.

На рисунке 7.4 направления наведенных токов (вдоль образующих цилиндра) показаны крестиками («от нас») и точками («к нам»).

Применяя правило левой руки (рис.7.1,б) получаем, что взаимодействие наведенных токов с магнитным полем порождает силы F, приводящие во вращательное движение ротор в том же направлении, в каком вращается магнитное поле.

Частота вращения ротора Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru меньше частоты вращения магнитного

поля Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , т.к. при одинаковых угловых скоростях относительная скорость ротора и вращающегося магнитного поля была бы равна нулю, и в роторе не было бы наведенных ЭДС и токов. Следовательно, не было бы сил F, создающих вращающий момент. Рассмотренное простейшее устройство поясняет принцип действия асинхронных двигателей. Слово «асинхронный» (греч.) означает неодновременный. Этим словом подчеркивается различие в частотах вращающегося магнитного поля и ротора – подвижной части двигателя.

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Рисунок 7.4. - К принципу действия асинхронного двигателя

Вращающееся магнитное поле, создаваемое тремя катушками, имеет два полюса и называется двухполюсным вращающимся магнитным полем (одна фаза полюсов).

За один период синусоидального тока двухполюсное магнитное поле делает один оборот. Следовательно, при стандартной частоте f1 = 50 Гц это поле делает три тысячи оборотов в минуту. Скорость вращения ротора немногим меньше этой синхронной скорости.

В тех случаях, когда требуется асинхронный двигатель с меньшей скоростью, применяется многополюсная обмотка статора состоящая из шести, девяти и т.д. катушек. Соответственно вращающееся магнитное поле будет иметь две, три и т.д. пары полюсов.

В общем случае, если поле имеет р пар полюсов, то его скорость вращения будет

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

7.3.2 Устройство асинхронного двигателя. Магнитная система (магнитопровод) асинхронного двигателя состоит из двух частей: наружной неподвижной, имеющей форму полого цилиндра (рис.8.5) и внутренней - вращающегося цилиндра.

Обе части асинхронного двигателя собираются из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Эти листы для уменьшения потерь на вихревые токи изолированы друг от друга слоем лака.

Неподвижная часть машины называется статором, а вращающаяся -ротором (от латинского stare - стоять и rotate - вращаться).

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

1 - статор; 2 - ротор; 3 - вал; 4 - витки обмотки статора;

5 - витки обмотки ротора

Рисунок 7.5. - Схема устройства асинхронного двигателя: поперечный разрез (а); обмотка ротора(б)

В пазах с внутренней стороны статора уложена трехфазная обмотка, токи которой возбуждают вращающееся магнитное поле машины. В пазах ротора размещена вторая обмотка, токи в которой индуктируются вращающимся магнитным полем.

Магнитопровод статора заключен в массивный корпус, являющийся внешней частью машины, а магнитопровод ротора укреплен на валу.

Роторы асинхронных двигателей изготавливаются двух видов: короткозамкнутые и с контактными кольцами. Первые из них проще по устройству и чаще применяются.

Обмотка короткозамкнутого ротора представляет собой цилиндрическую клетку («беличье колесо») из медных шин или алюминиевых стержней, замкнутых накоротко на торцах двумя кольцами (рис.7.5,б). Стержни этой обмотки вставляются без изоляции в пазы магнитопровода.

Применяется также способ заливки пазов магнитопровода ротора расплавленным алюминием с одновременной отливкой и замыкающих колец.

7.3.3 Характеристики асинхронного двигателя. Скорость вращения вращающегося магнитного поля определяется либо угловой частотой Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , n,либо числом оборотов п в минуту. Эти две величины связаны формулой

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru (7.3)

Характерной величиной является относительная скорость вращающегося магнитного поля, называемая скольжением S:

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru или Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

где Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru – угловая частота ротора, рад/с;

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru – число оборотов в минуту, об/мин.

Чем ближе скорость ротора Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru к скорости вращающегося магнитного поля Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , тем меньше ЭДС, индуктируемые полем в роторе, а следовательно, и токи в роторе.

Убывание токов уменьшает вращающий момент, воздействующий на ротор, поэтому ротор двигателя должен вращаться медленнее вращающегося магнитного поля – асинхронно.

Можно показать, что вращающий момент АД определяется следующим выражением:

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , (7.4)

где Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , x1, Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru – параметры электрической схемы замещения, которые приводятся в справочниках по АД.

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru – действующее фазное напряжение на обмотке статора.

У современных асинхронных двигателей скольжение даже при полной нагрузке невелико – около 0,04 (четыре процента) у малых и около 0,015.. .0,02 (полтора-два процента) у крупных двигателей.

Характерная кривая зависимости М от скольжения S показана на рисунке 7.6,а.

Максимум вращающегося момента разделяет кривую Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru на устойчивую часть от S = 0 до Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru и неустойчивую часть от Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru до S = 1, в пределах которой вращающий момент уменьшается с ростом скольжения.

На участке от S = 0 до Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru при уменьшении тормозящего момента Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru на валу асинхронного двигателя увеличивается скорость вращения, скольжение уменьшается, так что на этом участке работа асинхронного двигателя устойчива.

На участке от Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru до S = 1 с уменьшением Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru скорость вращения увеличивается, скольжение уменьшается и вращающий момент увеличивается, что приводит к еще большему возрастанию скорости вращения, так что работа двигателя неустойчива.

Таким образом, пока тормозящий момент Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , динамическое равновесие моментов автоматически восстанавливается. Когда же Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru , при дальнейшем увеличении нагрузки возрастание скольжения приводит к уменьшению вращающегося момента М и двигатель останавливается вследствие преобладания тормозящего момента над вращающим.

Значение Мк можно рассчитать по формуле

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Для практики большое значение имеет зависимость скорости двигателя Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru от нагрузки на валу Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru . Эта зависимость носит название механической характеристики (рис.7.6,б).

Как показывает кривая рисунка 7.6,б, скорость асинхронного двигателя лишь незначительно снижается при увеличении вращающего момента н пределах от нуля до максимального значения Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru . Пусковой момент соответствующий S = 1, можно получить из (7.4), принимая S = 1. Обычно пусковой момент Мпуск = (0,8 Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru 1,2)Мном, Мном – номинальный момент. Такую зависимость называют жесткой.

Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru

Рисунок 7.6. - Зависимость вращающего момента на валу асинхронного двигателя от скольжения (а), механическая характеристика (б)

Асинхронные двигатели получили широкое распространение благодаря следующим достоинствам: простоте устройства; высокой надежности в эксплуатации; низкой стоимости.

С помощью асинхронных двигателей приводятся в движение подъемные краны, лебедки, лифты, эскалаторы, насосы, вентиляторы и другие механизмы.

К недостаткам асинхронных двигателей относятся:

- ток при пуске асинхронного двигателя в 5-7 раз превышает ток в номинальном режиме Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru ;

- пусковой вращающий момент относительно момента в номинальном режиме мал Мощность потерь в трансформаторе - student2.ru ;

- регулирование скорости вращения ротора затруднено.

Наши рекомендации