Раздаточный материал по предмету

Раздаточный материал по предмету

«Устройство и ремонт электровоза»

Машинисты электровоза «подготовка»

Тема

Электрические схемы

Электровоза ВЛ-10

Перечень конспектов

1. Общее положение………………………………………………………………. 3 стр.

2.Работа цепей при исправных ТЭД……………………………………………. 3 стр.

· Последовательное соединение ТЭД

· Последовательно-параллельное соединение

· Параллельное соединение ТЭД

3. Работа цепей при отключении группы с неисправными ТЭД………….. 6 стр.

4. Режим рекуперативного торможения ……………………………………… 7 стр.

· Последовательное соединение

· Последовательно-параллельное соединение

· Параллельное соединение

5. Измерение и регистрация электроэнергии…………………………………. 9 стр.

Вспомогательные цепи и защита оборудования силовых

и вспомогательных цепей……………………………………………………….. 10 стр.

· Защита от перенапряжений и помехоподавляющее устройство

· Защита от коротких замыканий

· Защита от перегрузок

· Защита от повышения напряжения

  1. Работа схемы цепей управления в режиме тяги………………………….. 14 стр.
  2. Работа схемы цепей управления в режиме

рекуперативного торможения ………………………………………………..16 стр.

  1. Прозвонка электрических цепей……………………………………………..20 стр.

10. Контрольные вопросы………………………………………………………….21 стр.

Общее положение

Электрическими схемами электровоза предусмотрены три соединения ТЭД: последовательное (С), последовательно - параллельное (СП) и параллельное (П). На каждом из этих соединений имеется возможность работать как при полном возбуждении (ПП), так и на четырех ступенях ослабления возбуждения (ОП) двигателей. Рекуперативное торможение возможно также на трех соединениях. В тяговом режиме допустима работа на всех трех соединениях с выключенными поврежденными двигателями.

Условные обозначения в схемах: элементы электрооборудования, имеющие рядом с обозначением, цифрой индекс 1, относятся к 1-й секции электровоза; имеющие индекс 2 - ко второй секции. Аналогично номера элементов электрооборудования и приводов, обозначенные на схеме в скобках, относятся ко второй секции электровоза. Все провода цепи управления, обозначенные цифрами без буквенного индекса (например, 0,1,2 и т.д.), а также провода К63, К5, К37, К59, К102, К144, Н110, Н111, Н117, Н222, Н224, Н130, Н131, Н235, Н237 идут на зажимы контроллеров машиниста; провода, обозначенные буквой К (например К10, К11 и т.д.), являются межкузовными, а провода, обозначен-ные буквой Н (например Н15, Н16 и т.д.), - внутрикузовными. Валы групповых переключателей 119 - 121 повернуты в положение, соответствующее последовательному соединению ТЭД, тормозных переключателей - тяговому режиму М, а реверсоров 97, 98 - Вперед.

Работа цепей при исправных ТЭД

Параллельное соединение ТЭД

Переход на параллельное соединение осуществляется двумя групповыми переключателями КСП-1 и КСП-2 при установке главной рукоятки контроллера на 28-ю позицию. На ступенях перехода Х1, Х2 в цепь ТЭД вводится часть пускового резистора для ограничения бросков тока и включается уравнительный контактор 20-2.

Затем на ступени перехода Х3 включением контакторных элементов 23-1 и 23-2 происходит шунтирование соответственно 1, 2 и 5, 6 ТЭД переходными резисторами Р81-Р82 и Р83-Р84 Эти двигатели отключаются контакторными элементами 25-1 и 25-2 на ступени перехода Х4. Одновременно включаются линейные контакторы 1-1, 1-2, 2-1, вводя в цепь параллельно все четыре группы пусковых резисторов, при этом для предотвращения броска тока в начале этой же ступени отключаются реостатные контакторы 5-1 и 5-2. На ступени перехода Х5 элементы 26-1, 27-1 и 26-2, 27-2 группового переключателя подсоединяют отключенные двигатели к земле, а элементы 24-1 и 24-2 закорачивают переходные резисторы. Этим переход на параллельное соединение заканчивается.

Цепи, образующиеся на 28-й позиции следующие: токоприемник 45-1 (45-2), 21-1 (21-2), 47-1, (47-2), 52-1, 51-1. Дальше цепь разветвляется на четыре.

Первая цепь: 2-1, 1-1, Р5-Р8, 65-1, нож ОД1-2, 12 и 11 реверсора, Я1-Я2, 8 и 9 реверсора, Т2-1 и Т3-1, ОВ ТЭД 1, Т17-1 и Т16-1, ОВ ТЭД 2, Т8-1 и Т7-1, шунт 69-1, ножи ОД1-2 и ОД1, 26-1, Т5-1 и Т6-1, 27-1, 52-1,301-1, 310-1, земля.

Вторая цепь: 3-1, 4-1, Р1-Р4, 23-1 и 24-1, 66-1, ОД3-4, 6 и 5 реверсора, Я3-Я4, 2 и 3 реверсора, Т14-1 и Т13-1, 68-1,ОВ ТЭД 3, Т20-1 и Т21-1, ОВ ТЭД 4, Т29-1 и Т30-1, ОД3-4 и ОД2, 33-0, ОД2, Т11-1 и Т10-1, 52-1, 301-1,310-1, земля.

Третья цепь: межкузовное соединение 274Б, 1-2, Р27-Р30, 2-2, 65-2, ОД5-6, 12 и 11 реверсора, Я5-Я6, .8 и 9 реверсора, Т2-2 и Т3-2, ОВ ТЭД 5, Т20-2 и Т21-2, ОВ ТЭД 6, Т29-2 и Т30-2, 69-2,ОД5-6 26-2, Т5-2 и Т6-2, 27-2, межкузовное соединение 273Б, 52-1, 301-1,310-1,земля.

Четвертая цепь: 30-0 и 31-0, межкузовное соединение 274А, 3-2, Р23-Р26, 23-2 и 24-2, 17-2, 66-2, ОД7-8, 6 и 5 реверсора, Я7-Я8, 2 и 3 реверсора, Т14-2 и Т13-2, 68-2, ОВ ТЭД 7, Т17-2 и Т16-2, ОВ ТЭД 8, Т7-2 и Т8-2, ОД7-8, Т11-2 и Т10-2, межкузовное соединение 273В, 52-1, 301-1,310-1, земля.

С 28-й по 36-ю позицию продолжается реостатный пуск электровоза. На 37-й позиции контакторы 8-1 и 8-2 и 20-2 размыкаются. Это производится во избежание неравномерного распределения тока между контакторами, шунтирующими группы резисторов на ходовых позициях. Так же как и на 16-й позиции, на 28-й и 37-й позициях установкой тормозной рукоятки в соответствующее положение могут быть получены позиции ослабленного возбуждения.

Последовательное соединение

Питание обмоток возбуждения ТЭД осуществляется от Преобразователей- Генераторов ПГ, ПГ2, имеющих независимое возбуждение(обмотки Н4, НН 4).

Последовательное соединение якорей тяговых двигателей рекуперативного режима образуется следующим образом: земля, счетчики электроэнергии 310-1 и 301-1, дифференциальное реле 52-1, межкузовное контактное соединение 273Б, резистор Р71-Р70, контакты быстродействующего контактора 303-2, нож ОД7-8 отключателя двигателей, индуктивный шунт 72-2, обмотка противовозбуждения Н2-НН2 генератора ПГ2 преобразователя, контакты Т15-2 и Т14-2 тормозного переключателя, контакты 3 и 2 реверсора, якоря тяговых двигателей VIII, VII, контакты 5 и б реверсора, нож ОД7-8, катушка реле перегрузки бб-2, электропневматический контактор 17-2, контакторный элемент 25-2 группового переключателя, нож ОД5-6, шунт 69-2 амперметра, индуктивный шунт 71-2, обмотка противовозбуждения Н3-НН3 генератора ПГ2 преобразователя, контакты Т1-2 и Т2-2 тормозного переключателя, контакты 9 и 8 реверсора, якоря тяговых двигателей VI, V, контакты 11 и 12 реверсора, нож ОД5-6 отключателя двигателей 118-2, катушка реле перегрузки 65-2, линейный контактор 2-2, реостатные контакторы 10-2, 11-2, контакторный элемент 22-2 группового переключателя, реостатные контакторы 7-2, 6-2, линейный контактор 3-2, межкузовное контактное соединение 274А, контакторный элемент 32-0 группового переключателя, нож ОДЗ-4 отключателя двигателей 117-1, индуктивный шунт 72-1, обмотка противовозбуждения Н2-НН2 генератора ПГ1 преобразователя, контакты Т15-1 и Т14-1 тормозного переключателя, контакты 3 и 2 реверсора, якоря тяговых двигателей IV, III, контакты 5 и 6 реверсора, нож ОДЗ-4, катушка реле перегрузки 66-1, контакторный элемент 25-1 группового переключателя, нож ОД1-2, шунт 69-1 амперметра, индуктивный шунт 71-1, обмотка противовозбуждения НЗ-ННЗ генератора ПГ1 преобразователя, контакты Т1-1 и Т2-1 тормозного переключателя, контакты 9 и 8 реверсора, якоря тяговых двигателей II, I, контакты 11 и 12 реверсора, нож ОД1-2 отключателя двигателей 117-1, катушка реле перегрузки 65-1, реостатные контакторы 10-1, 11-1, контакторный элемент 22-1 группового переключателя, реостатные контакторы 7-1, 6-1, линейные контакторы 4-1, 3-1, быстродействующий выключатель 51-1, дифференциальное реле 52-1, крышевой разъединитель 47-1 или 47-2, дроссель 21-1 или 21-2, токоприемник 45-1 или 45-2.

Параллельное соединение

На параллельном соединении тяговых двигателей включаются линейные электропневматические контакторы 1-1, 2-1 в 1-й секции и 1-2 во 2-й. Отключаются контакторные элементы 22-1, 22-2. 25-1, 25-2 и включаются 23-1, 23-2, 24-1, 24-2, 26-1, 26-2, 27-1, 27-2 групповых переключателей. При этом после счетчиков электроэнергии 310-1 и 301-1 цепь разветвляется на четыре.

Первая цепь: контакторный элемент 27-1 группового переключателя, резистор Р44-Р43, контакты быстродействующего контактора 302-1, контакторный элемент 26-1 группового переключателя, ножи ОД1 и ОД1-2 отключателя двигателей 117-1, шунт 69-1 амперметра, индуктивный шунт 71-1, обмотка противовозбуждения НЗ-ННЗ генератора ПГ1 преобразователя, контакты Т1-1 .и Т2-1 тормозного переключателя, контакты 9 и 8 реверсора, якоря тяговых двигателей II и I, контакты 11 и 12 реверсора, нож ОД1-2 отключателя двигателей 117-1, катушка реле перегрузки 65-1, реостатные контакторы 10-1 и 11-1, линейные контакторы 1-1 и 2-1, быстродействующий выключатель 51-1 и далее, как при последовательном соединении тяговых двигателей.

Вторая цепь: резистор Р47-Р46, контакты быстродействующего контактора 303-1, нож ОД2 отключателя двигателей 117-1, контакторный элемент 33-0 группового переключателя, ножи ОД2 и ОДЗ-4 отключателя двигателей 117-1, индуктивный шунт 72-1, обмотка противовозбуждения Н2-НН2 генератора ПГ1 преобразователя, контакты Т15-1 и Т14-1 тормозного переключателя, контакты 3 и 2 реверсора, якоря тяговых двигателей IV,III, контакты 5 и 6 реверсора, нож ОДЗ-4 отключателя двигателей 117-1, катушка реле перегрузки 66-1, контакторные элементы 24-1 и 23-1 группового переключателя, реостатные контакторы 7-1 и 6-1, линейные контакторы 4-1 и 3-1, быстро действующий выключатель 51-1 и далее, как на последовательном соединении тяговых двигателей

Третья цепь: межкузовное контактное соединение 273Б, контакторный элемент 27-2 группового переключателя, резистор Р49-Р48, контакты быстродействующего контактора 302-2, контакторный элемент 26-2 группового переключателя, нож ОД5-6 отключателя двигателей 118-2, шунт 69-2 амперметра, индуктивный шунт 71-2, обмотка противовозбуждения НЗ-ННЗ генератора ПГ2 преобразователя, контакты Т1-2 и Т2-2 тормозного переключателя, контакты 9 и 8 реверсора, якоря тяговых двигателей VI и V, контакты 11 и 12 реверсора, нож ОД5-6 отключателя двигателей 118-2, катушка реле перегрузки 65-2, линейный контактор 2-2, реостатные контакторы 10-2, 11-2, линейный контактор 1-2, межкузовное контактное соединение 274Б, быстродействующий выключатель 57-7 и далее, как на последовательном соединении тяговых двигателей.

Четвертая цепь: межкузовное контактное соединение 273Б, резистор Р71-Р70, контакты быстродействующего контактора 303-2, нож ОД7-8 отключателя двигателей 118-2, индуктивный шунт 72-2, обмотка противовозбуждения Н2-НН2 генератора ПГ2 преобразователя, контакты Т15-2 и Т14-2 тормозного переключателя, контакты 3 и 2 реверсора, якоря тяговых двигателей VIII и VII, контакты 5 и 6 реверсора, нож ОД7-8, катушка реле перегрузки 66-2, линейный контактор 17-2, контакторные элементы 24-2, 23-2 группового переключателя, реостатные контакторы 7-2, 6-2, линейный контактор 3-2, межкузовное контактное соединение 274А, элементы 31-0 и 30-0 группового переключателя, быстродействующий выключатель 51-1 и далее, как при последовательном соединении тяговых двигателей.

Обмотки противовозбуждения Н2-НН2 и НЗ-ННЗ генераторов ПГ1 и ПГ2 преобразователей в режиме рекуперативного торможения независимо от соединения тяговых двигателей подключаются последовательно к каждой группе последовательно включенных якорей тяговых двигателей.

Вспомогательных цепей

Вспомогательные цепи высоковольтной схемы включают в себя вспомогательные машины и нагревательные электрические приборы: два преобразователя типа НБ-436В, два двигателя компрессора типа Н.Б-431А, два двигателя вентилятора типа ТЛ-110, двенадцать электрических печей мощностью 1 кВт каждая.

На электровозах защита вспомогательных цепей от коротких замыканий и перегрузок установлены быстродействующие выключатели типа БВЗ-2. Он осуществляет как максимальную токовую (при больших токах к.з.), так и дифференциальную (при небалансе токов в плюсовых и минусовых проводах от 50 до 300 А) защиту. Для ограничения возможных в условиях эксплуатации больших бросков токов к. з. во вспомогательной цепи до силовых контактов БВЗ-2 включен демпферный резистор Р79-Р80 (0,26 Ом).

Вспомогательные машины и электрические печи включаются электромагнитными контакторами 40-1, 40-2, 41-1, 41-2, 42-1, 42-2, 43-1, 43-2, 44-2, управляемыми кнопочными выключателями из кабины машиниста. Двигатели вентиляторов имеют две скорости вращения. Переключение осуществляется электропневматическим переключателем 59-2.

Раздаточный материал по предмету - student2.ru
Схема цепей управления моторами вентиляторов

В цепи каждого двигателя вентилятора и преобразователя установлены контакторы 55-/, 55-2, 56-1, 56-2, автоматически закорачивающие пусковые резисторы (соответственно Р61-Р62, Р68-Р69 , Р64-Р65, Р56-Р57) после запуска машин. В цепи двигателей компрессоров и преобразователей включены также демпферные резисторы соответственно Р58-Р59, Р66-Р67 и РБЗ-Р64, Р55-Р56. Обмотки возбуждения двигателей вентиляторов зашунтированы активными резисторами Р75-Р76 и Р77-Р78. Кроме того, в их цепи последовательно включены включающие катушки быстродействующих контакторов 302-1, 303-1, 302-2 и 505-2. Цепи двигателей преобразователей защищаются БВ силовой цепи 51-1 посредством дифференциального реле 52-1 и реле перегрузки 57-1 и 57-2.

Для пуска мотор компрессоров необходимо включить кнопки « компрессор 1» и «компрессор 2» на щитке параллельной работы 83-1, расположенного в ВВК-1, а затем кнопку «компрессоры» на щитке 81 - 82-2, после чего образуется электрическая цепь:

- провод К50, блокировка БВЗ-2 (53-2), провод К44, замкнутые контакты кнопки «компрессоры», провод К69, замкнутые контакты регулятора давления (90-1), провод Н-2 щиток 83-1, замкнутые контакты кнопки «компрессор №1», провод Н154, катушка контактора 41-1, земля; по перемычке, замкнутые контакты кнопки «компрессор№2», провод К79, катушка контактора 41-2, земля.

Защита от перегрузок

В схеме принята буферная защита от перегрузок только при работе двигателей в режиме ослабления возбуждения на позициях ОПII, ОПIII, OПIV.

При срабатывании хотя бы одного из реле перегрузки 65-1, 65-2, 66-1 и 66-2 теряют питание катушки вентилей контакторов 13-1, 13-2, 213-1 и 213-2, которые отключают цепи резисторов ослабления возбуждения. Для восстановления цепей тормозную рукоятку контроллера необходимо сбросить на 1-ю позицию и набирать позиции вновь.

Перегрузка в тяговом режиме при полном возбуждении снимается введением части пусковых резисторов в цепь Тяговых двигателей до восстановления реле перегрузки. О перегрузке сигнализирует загорание сигнальной лампы РП.

В рекуперативном режиме при срабатывании реле перегрузки тяговых двигателей вводится сопротивление в цепь возбуждения генераторов преобразователей. Для восстановления реле перегрузки тормозную рукоятку нужно плавно сбросить на 02-ю позицию; с восстановлением реле перегрузки можно в обычном порядке продолжать рекуперацию. Электродвигатели преобразователей защищены также реле перегрузки 57-1 и 57-2, срабатывание которых вызывает отключение быстродействующего выключателя 51-1.

Раздаточный материал по предмету

«Устройство и ремонт электровоза»

Машинисты электровоза «подготовка»

Тема

Электрические схемы

Электровоза ВЛ-10

Перечень конспектов

1. Общее положение………………………………………………………………. 3 стр.

2.Работа цепей при исправных ТЭД……………………………………………. 3 стр.

· Последовательное соединение ТЭД

· Последовательно-параллельное соединение

· Параллельное соединение ТЭД

3. Работа цепей при отключении группы с неисправными ТЭД………….. 6 стр.

4. Режим рекуперативного торможения ……………………………………… 7 стр.

· Последовательное соединение

· Последовательно-параллельное соединение

· Параллельное соединение

5. Измерение и регистрация электроэнергии…………………………………. 9 стр.

Наши рекомендации