Работа 16.3. Определение способности коры головного мозга к дифференцировке.
Цель работы: Изучить способность клеток коры головного мозга к дифференцировке.
Цель исследования: доказать, что кора головного мозга человека способна к дифференцировке словесных раздражителей.
Для работы необходимо: ручка, список слов-раздражителей, секундомер.
Объект исследования: человек.
Ход работы:
1. Предложить испытуемому подчеркнуть слова, относящиеся к медицине (прямой линией), ботанике (волнистой линией), зоологии (пунктирной линией).
2. Фиксировать время, в течение которого испытуемый выполнит данную задачу. Обратить внимание на точность результатов (подсчитать количество ошибочных ответов).
В выводах оценить состояние процесса дифференцировочного торможения в коре головного мозга испытуемого.
Работа 16.4. Словесный эксперимент
Цель исследования: показать что по результатам словесного эксперимента можно судить о корковой нейродинамике.
Для работы необходимо: ручка, таблица со словами-раздражителями, секундомер.
Объект исследования: человек.
Ход работы:
1. Составить группы для проведения словесного эксперимента из 3 человек. (экспериментатор, помощник экспериментатора, испытуемый)
2. Экспериментатору с помощником составить таблицу из 20 существительных.
3. Экспериментатору следует поочередно оглашать слова-раздражители из составленной таблицы. Испытуемый на каждое слово –раздражитель должен отвечать словом-ассоциацией. Ответы и их хронометраж должен фиксировать в таблице помощник экспериментатора.
4. По завершению эксперимента провести анализ корковой нейродинамики в соответствии с таблицей (табл. 8).
В выводах дать качественную характеристику уравновешенности и подвижности нервных процессов на основании анализа словесного эксперимента испытуемого.
При анализе данных словесного эксперимента учитывается качество речевых реакций. Значительное количество примитивных словесных ответов свидетельствует о торможении высших форм речевой деятельности.
В норме время ответной словесной реакции не более 2с.
Табл. 8.
№ п/п | Слово-раздражитель | Слово ассоциация | Время затраченное на ответ |
1… | |||
Среднее арифметическое времени, затраченное на первые 5 слов | 13с:5=2,6с | ||
Среднее арифметическое времени, затраченное на последние 5 слов | 12с:5=2,4с | ||
Среднее арифметическое времени, затраченное на все 20 слов | 47с:20=2,35с | ||
Количество примитивных словесных ответов |
Занятие № 17
Работа 17.1. Роль словесных раздражителей в создании эмоционального состояния человека
Под действием словесных раздражителей состояние эмоциональной сферы изменяется, что сопровождается рядом изменений центральных и периферических компонентов эмоциональных реакций.
Цель работы: Изучить реакции студентов на эмоционально значимые раздражители.
Для работы необходимо: набор текстов эмоционально значимых и индифферентных для студентов, секундомер.
Ход работы. Студенты делятся на исследуемых и экспериментаторов. Экспериментаторы измеряют у исследуемых частоту сердечных сокращений (ЧСС) за 10 с — фоновые измерения. Затем преподаватель начинает читать тексты (7—8 текстов). Интервал между чтением каждого следующего текста должен быть l1/2 мин. После прослушивания каждого текста экспериментаторы измеряют у своих исследуемых ЧСС за 10 с.
Рекомендации к оформлению работы.
Рис. 15. Результаты измерения ЧСС за 10 с во время и после чтения каждого текста изобразите в виде графика.
В точке «О» откладывают фоновые значения ЧСС за 10 с; в точке «1» —значения ЧСС за 10 с после начала чтения первого текста; в точке «2» — значения ЧСС за 10 с после начала чтения второго текста и т. д. На основании значений ЧСС сделайте вывод об эмоциональной значимости отдельных текстов. Следует иметь в виду, что не все тексты одинаково эмоционально значимы для разных студентов. Реакции студентов на эмоционально значимые раздражители могут быть по симпатическому или парасимпатическому типу.