Тема: «Изучение схемы включения люминесцентной лампы».
Цель: Сформировать умение собирать стартерную схему зажигания люминесцентной лампы.
По окончании выполнения лабораторной работы студент должен
знать:
- назначение, устройство и принцип действия люминесцентной лампы;
- возможные схемы зажигания люминесцентных ламп;
- назначение элементов схем зажигания люминесцентных ламп и их характеристики;
уметь:
- собирать электрическую схему для зажигания люминесцентной лампы.
Основные теоретические положения:
Люминесцентные лампы (ЛЛ) представляют собой разрядные источники света низкого давления, в которых ультрафиолетовое излучение ртутного разряда преобразуется люминофором в длинноволновое излучение. Первые образцы отечественных ЛЛ были созданы в 1936-1940 гг. группой московских ученых и инженеров под руководством С. И. Вавилова. Сразу после изобретения ЛЛ их производство и применение расширялись необычно быстрыми темпами. Уже к 1980г. ЛЛ создавали свыше 60% светового потока при освещении общественных зданий. Для удовлетворения многочисленных требований народного хозяйства и для различных условий применения выпускалось около 150 типов ЛЛ. Это объясняется, во-первых, рядом достоинств ЛЛ:1) высокой световой отдачей и большим сроком службы; 2) малой себестоимостью изготовления в связи с высокой степенью механизации, простой конструкции и доступностью сырья и материалов; 3) благоприятным спектром излучения, обеспечивающим высокое качество цветопередачи; 4) низкими яркостью и температурой поверхности лампы. Во-вторых, характеристики ламп непрерывно улучшались: увеличилась продолжительность горения, светоотдача.
Классификация ЛЛ по характеру разряда в них позволяет выделить ЛЛ дугового разряда с горячими катодами, лампы тлеющего разряда с холодными катодами и лампы вихревого разряда без электродов. Лампы дугового разряда, зажигаемые от стандартного сетевого напряжения с предварительным подогревом катодов, наиболее экономичны, просты в эксплуатации и получили самое широкое применение в осветительной технике. В зависимости от способа зажигания ЛЛ может быть стартерного, быстрого или мгновенного зажигания. Лампы вихревого разряда зажигаются мгновенно и применяются для сигнализации и световой рекламы. Лампы вихревого разряда смогут найти широкое применение в осветительной технике после создания промышленных образцов.
ЛЛ дугового разряда можно подразделить на осветительные ЛЛ общего и специального назначения. Лампы общего назначения – это ЛЛ, предназначенные для освещения в различных областях применения. К ним относятся прямые трубчатые ЛЛ, компактные ЛЛ и фигурные ЛЛ. Лампы специального назначения имеют особые эксплуатационные свойства, обусловленные конструкцией, спектром излучения и т.д.
В лампах вихревого разряда без электродов используется излучение высокочастотного вихревого разряда, создаваемого в смеси паров ртути и инертного газа в шаровом или цилиндрическом баллоне с помощью индуктора, соединяемого с высокочастотным генератором. Стенка баллона может быть покрыта люминофором. Генератор может встраиваться в цоколь лампы.
Принцип действия ЛЛ основан на использовании фотолюминесценции люминофоров под воздействием ультрафиолетового резонансного излучения разряда в парах ртути при низком давлении, которое соответствует температуре жидкой фазы ртути (35-40°С). Давление паров ртути является фактором, определяющим выход излучения резонансных линий ртути 253,7 и 184,9 нм. Добавка инертного газа к парам ртути (аргон, аргонно-неоновая или аргонно-криптоновая смесь при давлении 200-400 Па) облегчает зажигание дугового разряда, уменьшает распыление катодов.
Светильник дневного света предназначен для внутреннего и наружного освещения. Основными частями являются:
1. Лампа люминесцентная ЛБ-20 мощностью 20 Вт, с рабочим напряжением 127 В, белого свечения. Представляет собой заполненную газом стеклянную трубку, покрытую изнутри люминофором. В трубке также имеется капля ртути. При включении в сеть в лампе образуются пары ртути, при соударении частиц которого с люминофором получается видимое излучение, близкое по характеру к дневному свету. Лампы такого вида обладают высокой светоотдачей.
2. Стартер представляет собой пусковое устройство, обеспечивающее протекание тока через нити накала в момент пуска лампы, состоит из газоразрядной неоновой лампы и конденсатора, обеспечивающего пробой газового пространства этой лампы.
3. Дроссель – пускорегулирующий аппарат, принцип работы которого основан на возникновении высокого индуктивного сопротивления.
По второму закону Кирхгофа в замкнутом контуре сумма падений напряжения равна нулю. Причиной того, что сумма падений напряжения больше на схеме, чем подаваемое напряжение, обусловлена тем, что дроссель обладает активным и реактивным сопротивлением, а прибор замеряет напряжение от общего сопротивления, т.е.
˂
Поэтому сумма напряжений на дросселе и лампе больше, чем напряжениепитания. При включении лампы в сеть через дроссель проходит питающий ток. При этом в стартере заряжается конденсатор и пробивает газовое пространство неоновой лампы. Ток течет дальше через нити накала (электроды лампы), вследствие чего они нагреваются, а от нагрева образуются пары ртути. Сопротивление пространства лампы ЛБ уменьшается и оно пробивается. Лампа загорается. Но можно обойтись и без стартера. Если повышать напряжение до тех пор, пока лампа не загорится.
Порядок выполнения работы:
1. Выполнить задание лабораторной работы.
2. Составить отчет.
3. Ответить на контрольные вопросы.
Ход работы:
Стартерная схема зажигания люминесцентной лампы приведена на рисунке 1.
Светильник дневного света состоит из люминесцентной лампы ЛБ-20; стартера, дросселя; каркаса, клеммных колодок, патрона для стартера, двух штыревых патронов, шнура питания. Для осуществления измерений используется мультиметр.
Рисунок 1 – Электрическая стартерная схема зажигания
люминесцентной лампы
Задание.
- Подключить шнур питания.
- Производить включение и выключение устройства.
- При каждом включении производить замеры на лампе, стартере,
дросселе, нити накала и измерять питающее напряжение.
- Результаты свести в отчет.
- Отключить и разобрать схему.
Контрольные вопросы:
1. Объясните, почему сумма падений напряжения на лампе и дросселе больше, чем подаваемое напряжение?
2. Для чего предназначен светильник дневного света?
3. Для чего в лампе имеется капля ртути?
4. Для чего в стартере нужен конденсатор?
5. Объясните принцип работы стартера.
6. Как можно обойтись без стартера?
Лабораторная работа №2