Внимание: Ведите запись показаний приборов в суточной ведомости.

11.1.4. Перед подачей пара в турбину, при вращении РТ на ВПУ проверьте величину отклонения стрелки указателя искривления вала, которая не должна превышать 0,07 мм, при этом величина боя РТ, замеренная индикатором на переднем подшипнике, не должна превышать 0,02 мм. Если величина отклонения стрелки указателя превышает 0,07 мм, повышать частоту вращения РТ запрещается.

11.1.5. После подачи пара в турбину и увеличения частоты вращения РТ до 1000 об/мин величина искривления вала не должна превышать 0,1 мм.

При дальнейшем повышении частоты вращения РТ до номинальной, величина искривления вала при прохождении критической частоты вращения не должна превышать 0,25 мм.

Если в указанных диапазонах величина искривления ротора превышает соответствующие значения турбину следует немедленно остановить и вращение перевести на ВПУ. Повторный пуск разрешается только после выяснения и устранения причин повышенного искривления и проверки полного выпрямления ротора замером радиального боя механическим индикатором.

11.1.6. При увеличении частоты вращения РТ, при работе на холостом ходу и под нагрузкой, следите за вибрацией подшипников турбины

Виброскорость подшипников на всех режимах, кроме критических частот вращения, не должна превышать быть выше 4,5 мм/с. При увеличении виброскорости выше этой величины необходимо принять меры для ее устранения в срок 30 суток.

При повышении вибрации свыше 7,1 мм/с эксплуатировать турбоагрегаты более 7 суток запрещается.

Если при установившемся режиме происходит одновременное внезапное изменение вибрации двух опор одного ротора или смежных опор, или компонентов вибрации одной опоры на 1 мм/с и более от любого начального уровня. Повторный пуск турбины разрешается только после установления причин, вызвавших повышение вибрации.

Контрольные замеры поперечной и осевой составляющих вибраций произведите у разъема корпусов подшипников на уровне роторов.

11.1.7. При увеличении частоты вращения РТ критические частоты следует проходить быстро, без задержки, не допуская повышенной вибрации.

11.1.8. Прогрев, повышение частоты вращения РТ и нагружение турбины производить таким образом, чтобы выдерживались следующие требования к прогреву:

- разность температур металла по толщине стенки, цилиндра, измеренная в зоне регулирующей ступени ЦВД не должна превышать 35 °С;

- разность температур металла по толщине стенки корпуса АЗВ не должна превышать в интервалах температур металла (по поверхностной термопаре в зоне подвода пара):

до 400 °С – 50 °С

от 400 °С до 450 °С – 30 °С

от 450 °С и выше - 20 °С;

- разность температур металла верха и низа ЦВД в зоне паровпуска не должна превышать 50 °С;

- разность температур металла в поперечном сечении по ширине фланцев горизонтального разъема цилиндров (без включения обогрева фланцев и шпилек) не должна превышать 80 °С.

11.1.9. Средняя скорость повышения температуры металла корпусов цилиндров, корпуса АЗВ и регулирующих клапанов, ориентировочно не должна превосходить значений, приведенных в таблице 10.1.

Таблица 10.1.

  Температура металла, °С Скорость повышения температур металла, °С/мин
Корпусы АЗВ и ЦВД
от 100 до 200 4,0
от 200 до 300 3,0
от 300 до 400 2,0
от 400 до 500 1,0
от 500 до выше 0,5

11.1.10. Максимальная скорость повышения температуры металла перепускных труб не должна превышать 15 °С/мин.

11.1.11. При прогреве паропровода свежего пара (до АЗВ), а также при повышении частоты вращения РТ и нагружении турбины не допускать, чтобы разность температур металла перепускных труб превышала 25 °С при температурах пара ниже 450 °С. При температурах пара выше 450 °С эта предельная величина не должна превышать 20 °С.

11.1.12. Тепловые расширения цилиндров турбины должны быть симметричными. При увеличении частоты вращения и нагружении следует проверять изменение зазоров между штифтами, установленными на корпусе подшипника и на лапах цилиндра; допустимая разница изменения зазоров между правой и левой сторонами ± 0,5 мм.

11.1.13. Следить за температурой масла на сливе из подшипников. При повышении температуры масла проверить температуру баббита соответствующих вкладышей опорных подшипников и колонок опорно-упорного подшипника и баббита уплотняющих подшипников генератора, выяснить причину повышенного нагрева масла и устранить ее. Если температура масла на сливе из подшипников повысится до 75 °С, турбину следует остановить.

11.1.14. При включении обогрева фланцев и шпилек подачу пара регулировать так, чтобы положительная разность температур металла в поперечном сечении фланцев не превышала 50 °С (внутренняя поверхность горячей наружной) или отрицательная разность не превышала 25 °С (наружная поверхность горячей внутренней).

Давление пара в коллекторе обогрева фланцев и шпилек не должно превышать 2 кгс/см², срабатывание предохранительных клапанов настраивается на 2,5 ± 0,2 кгс/см².

11.1.15. При использовании системы обогрева фланцев и шпилек следите, чтобы разность температур металла между верхним и нижним правым и левым фланцами цилиндра не превышала 10 °С, а между фланцами и шпильками + 20 °С.

11.1.16. Предельно допустимые величины относительных расширений роторов и цилиндров.

Таблица 10.2.

РВД РНД
- 2,0 - 2,5 относительно укорочение
+ 3,0 + 3,0 относительное удлинение

В случае превышения относительных расширений ротора и цилиндра, приведенных в таблице 10.2. турбина должна быть остановлена и вращение РТ переведено на ВПУ.

11.1.17. Для предотвращения выхода относительных расширений сверх допустимых пределов, указанных в пункте 11.1.16, принимать следующие меры:

- если РВД расширяется быстрее ЦВД, следует включить или увеличить подачу пара на обогрев фланцев и шпилек ЦВД, при дальнейшем увеличении относительного удлинения РВД необходимо прекратить повышение температуры свежего пара, если указанных мероприятий недостаточно, следует снизить нагрузку.

Если подавался свежий пар на переднее уплотнение ЦВД, отключить подачу пара, закрыв арматуру на линии подачи свежего пара и открыв арматуру на отсосе пара с переднего уплотнения ЦВД на ПВД-7:

- если РВД расширяется медленнее ЦВД, следует прекратить подачу пара на обогрев фланцев и шпилек, повысить температуру свежего пара, подать свежий пар на переднее уплотнение ЦВД.

Перед подачей свежего пара на переднее уплотнение ЦВД трубопровод подачи следует тщательно сдренировать и прогреть, чтобы исключить попадание влажного пара на горячий ротор, для этого откройте арматуру на линии ревизии и арматуру, первую по ходу от паропровода острого пара.

После открытия арматуры подачи пара на переднее уплотнение ЦВД, закрыть арматуру отсоса из камеры уплотнения на ПВД-7 и арматуру на линии ревизии:

- если РНД расширяется быстрее ЦНД, следует снизить температуру подаваемого на уплотнения пара (не ниже 140 °С);

- если РНД расширяется медленнее ЦНД, следует понизить давление в конденсаторе (улучшить вакуум), повысить температуру пара, передаваемого на уплотнения (не более 200 °С);

- влиять на относительное расширение роторов и цилиндров можно также изменением температуры пара, подаваемого на уплотнения турбины;

- если после выполнения всех вышеперечисленных мероприятий относительные расширения роторов и цилиндров все же превысят указанные в пункте 11.1.16, турбина должна быть остановлена и вращение РТ переведено на ВПУ.

11.1.18. Температура выхлопной части турбины не должна превышать 70 °С. Следите за вакуумной системой и работой эжекторов, не допуская понижения вакуума в конденсаторе ниже –0,91 кгс/см².

Запрещается пуск турбины при работе конденсатора только на встроенном пучке.

11.1.19. Колебания температуры свежего пара относительно значений, заданных графиками пусков, не должна превышать + 10 °С и –15 °С.

11.1.20. Температура масла на подшипники за маслоохладителями при пуске турбины, на холостом ходу и под нагрузкой должна быть в пределах 40-45 °С.

Запрещается пуск турбины при температуре масла ниже 35 °С.

11.1.21. Запрещается нагружение турбины при неиспытанных предохранительных клапанах производственного и теплофикационного отборов.

Проверка срабатывания предохранительных клапанов должна быть произведена при первом, после монтажа или капитального ремонта, пуска турбины на холостом ходу.

11.1.22. При возникновении аварийных ситуаций во время пуска или работе под нагрузкой необходимо руководствоваться пунктом 19.

Внимание: Перед подачей пара в турбину необходимо записать в оперативный журнал, журнал пусков и в суточную ведомость контрольные параметры, фиксирующие:

- бой ротора по индикатору на переднем стуле;

- температуру масла на подшипники;

- тепловые расширения цилиндров турбины;

- относительное расширение роторов;

- осевой сдвиг;

- температуру металла верха и низа ЦВД;

- температуру фланцев и шпилек ЦВД;

- температуру металла стопорного клапана;

- вакуум в конденсаторе.

Внимание! До пуска турбины потребовать от дежурного ЦТАИ-2 включения ВСЕХ защит.

Примечание: 1. Ключ защиты по понижению температуры свежего пара должен стоять в положении «Деблокировано» до набора номинальных параметров пара перед турбиной.

2. Защита по вакууму включается автоматически после набора вакуума -0,9 кгс/см².

11.1.23. Подача пара в турбину при пуске производится байпасом ГПЗ при полностью открытом стопорном клапане и открытии клапанов ЦВД соответствующем ходу сервомотора ЦВД 190-210 мм (для исключения возможности открытия клапана № 5).

По мере повышения частоты вращения, открытие сервомотора ЦВД на 190-210 мм поддерживать МУТом.

11.1.24. Для более удобного прослушивания турбины, сразу же после выхода на 500 об/мин закрыть полностью доступ пара, не допуская останова ротора. после прослушивания, открытием байпаса ГПЗ восстановить частоту вращения 500 об/мин.

11.1.25. Перед открытием задвижки на линии отсоса пара от штоков, убедиться по дренажам в отсутствии воды в трубопроводе.

Внимание! Пуск турбины при неисправностях приборов для замера температуры верха и низа ЦВД, фланцев и шпилек; приборов замера вибрации, относительного расширения роторов, искривления вала, осевого сдвига ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

11.1.26. Повышение частоты вращения ротора производить после снижения относительного удлинения РВД до + 2,0 мм. Включать турбогенератор в сеть только после снижения относительного удлинения РВД турбины до +1,8 мм и при полностью открытой ГПЗ. После включения турбогенератора в сеть брать сразу нагрузку не более 2-3 МВт.

Скорость нагружения турбогенератора не должна превышать 1 МВт/мин.

11.1.27. Вакуум в конденсаторе не должен быть ниже:

- 0,55 кгс/см² - при открытии сбросов пара и горячей воды в конденсатор до подачи пара в турбину;

- 0,75 кгс/см² - при подаче пара в турбину;

- 0,95 кгс/см² - в конце выдержки на 1000 об/мин.

Критические числа оборотов надо проходить быстро, не допуская появления вибрации.

Критические числа оборотов : РВД – 1800 об/мин;

РНД – 1600 об/мин:

ротор генератора – 1500 об/мин.

11.1.28. Блокировку масляных насосов включить с момента включения ВПУ.

11.1.29. До пуска турбины заполнить и дать небольшой проток химически обессоленной воды через ПСГ-1.

11.1.30. АВР конденсатных насосов включить при пуске первого насоса.

11.1.31. После толчка ротора турбины, конденсат из линии основного конденсата направить в цирк. приямок.

При получении разрешения экспресс-лаборатории перевести основной конденсат турбины на деаэраторы 7 ата, для чего:

- отрегулировать рециркуляцию так, чтобы давление в линии основного конденсата (по манометру около эжекторов) было не менее 10 кгс/см²;

- медленно открыть задвижку после ПНД-4 на деаэраторы и закрыть задвижку на сбросе цирк. приямок. при этом следить за давлением в линии основного конденсата, за уровнем в конденсаторе, за работой эжекторов и деаэраторов.

11.1.32. При возрастании температуры масла после маслоохладителей выше 40°С, отрегулировать расход воды через маслоохладители задвижками на сливе и регулирующей арматурой на подводе так, чтобы температура масла на выходе поддерживалась 40-45 °С, а давление воды перед маслоохладителем не превышало 0,9 кгс/см².

При возрастании температуры газа на входе в газоохладители генератора до 25 °С включить НОГ и АВР НОГов.

11.1.33. При нагрузке 20 МВт включить в работу сливной насос.

11.1.34. При нагрузке 10-15 МВт включить в работу ПВД.

11.1.35. Регулируемые отборы разрешается включать при любой нагрузке не менее 30 Мвт.

Скорость нагружения П.О и Т.О не должна превышать 5 т пара в минуту.

Включение отборов производить в любом порядке, сначала П.О, затем Т.О или наоборот.

При включении Т.О сначала включить ПСГ-1, затем ПСГ-2.

11.1.36. Дренажи из паропроводов свежего пара закрыть после подачи пара в турбину. Дренажи перепускных труб ВД закрыть после прогрева их, непосредственно перед толчком ротора.

При нагрузке 5 МВт закрыть вентили на дренажах ЦВД и ЦНД, на дренажах паровых коробок 2-го и 3-его регулирующих клапанов ЦВД и ЦНД. При этом проследите, чтобы не возросла разница температур верха и низа ЦВД.

Закрыть эл.задвижку от дренажного коллектора ВД на расширитель турбины.

Вентили на дренажах 1-го, 2-го, 3-го и регулируемых отборов до обратных клапанов и эл.задвижки на коллекторах дренажей СД и НД закрыть после включения этих отборов.

Наши рекомендации