Система маслоснабжения турбоагрегатов.
3.1. Масляная система предназначена для снабжения маслом системы регулирования, смазки подшипников турбоагрегата и системы уплотнения вала генератора. В системе применяется масло марки Тп-22С соответствующее ТУ 38.101821-2001 с изм. 1-15 или другое равноценное по качеству.
3.2. Общая емкость масляной системы (без системы уплотнений вала генератора), включая маслопроводы, составляет около 16 м³ Масляный бак имеет емкость 14 м³ (до верхнего предельного уровня). Бак снабжен указателем уровня масла в чистом отсеке. Указатель имеет контакты для подачи световых сигналов при минимальном и максимальном уровнях масла. В масляном баке установлены два ряда сетчатых фильтров, а на масляном баке один фильтр тонкой очистки производительностью 3,5 м³/час.
3.3. Во время работы турбоагрегата, снабжение маслом систем автоматического регулирования и смазка обеспечиваются центробежным главным масляным насосом (ГМН), установленным в корпусе переднего подшипника, а система уплотнений вала генератора – маслонасосом с электродвигателем переменного тока. Подача масла в систему смазки подшипников осуществляется с помощью двух инжекторов, питаемых силовым маслом с давлением 20 кгс/см² и включенных последовательно по инжектируемому маслу. Первый инжектор обеспечивает на всасывании ГМН подпор с давлением 1 кгс/см², второй инжектор подает масло в систему смазки и обеспечивает давление до маслоохладителей около 3 кгс/см². Давление масла после маслоохладителей на уровне оси подшипников 1 кгс/см² поддерживается сливным клапаном.
3.4. Для обеспечения маслом турбоагрегата в период пуска и останова имеется пусковой масляный насос (ПМН) с двигателем переменного тока на 1000 об/мин. Этот же насос обеспечивается электродвигателем переменного тока на 1500 об/мин. На этих оборотах ПМН создает в системе регулирования давление 47 кгс/см², что необходимо для гидравлического испытания маслопроводов САР после монтажа или ревизии. Система смазки имеет резервный маслонасос смазки (РМН) с электродвигателем переменного тока и аварийный маслонасос (АМН) с электродвигателем постоянного тока.
3.5. Для отсоса маслопаров из бака и из сливного маслопровода установлены 2 вентилятора (эксгаустера).
3.6. Турбоустановка имеет два маслоохладителя поверхностного типа. Допускается возможность отключения одного из маслоохладителей как по воде, так и по маслу при полной нагрузке турбины и температуре охлаждающей воды не выше 30 °С. Давление масла в маслоохладителях всегда должно быть выше давления охлаждающей воды. Давление охлаждающей воды не должно превышать 1 кгс/см². Кроме того, имеется маслоохладитель в системе уплотнений вала генератора.
3.7. Система смазки турбоагрегата снабжена двумя РПДС, установленными вблизи напорного коллектора смазки на уровне оси турбины. Контакты каждого РПДС настраиваются на срабатывание при падении давления масла до I или II предела. При понижении давления в системе смазки до 0,8 кгс/см² реле № 2 обеспечивает предупредительную сигнализацию, при понижении давления до 0,3 кгс/см² воздействует на отключение турбины. Реле № 1 используется для включения РМН при падении давления масла до 0,7 кгс/см². АМН при падении давления масла до 0,6 кгс/см² и отключения ВПУ при падении давления масла до 0,3 кгс/см². Предусмотрена возможность испытания обоих РПДС снижением давления масла сильфонами I и II пределов.
3.8. Давление масла после ПМН составляет 18 кгс/см². ПМН имеет блокировку с электрозадвижкой при нагнетании насоса, которая открывается после включения насоса; при отключении ПМН сначала закрывается электрозадвижка, а затем отключается электродвигатель насоса. При этом закрытие задвижки прекращается в случае падения давления в напорной линии САР ниже 17 кгс/см² и отключение ПМН в этом случае не происходит. При положении ключа «деблокировано» включение и отключение ПМН не связано с положением задвижки.
3.9. Валоповоротное устройство (ВПУ) служит для вращения роторов при пуске и останове турбины в целях предотвращения прогиба роторов при прогреве и остывании турбины. Включение ВПУ может осуществляться вручную по месту и дистанционно с ЦТЩУ.